Решение практических заданий на уроке математики по теме «Обыкновенные дроби» в 5-м классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками, определяется вариант обучения когда ребёнок, с нарушением слуха полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия). (Проект ФГОС для обучающихся слабослышащих, позднооглохших школьников. п. 2.3.) Данный конспект может быть использован для проведения урока в классе, где наряду со здоровыми детьми есть обучающийся с нарушением слуха.

Цель урока – обобщить и систематизировать знания и показать необходимость обыкновенных дробей в повседневной жизни. Конспект урока составлен в соответствии с адаптированной рабочей программой. Параллельно с освоением математического материала и выполнением практических заданий социально – адаптированных к жизненной ситуации проводится коррекционная работа: коррекция произношения математических терминов, развитие слухового восприятия (математический диктант, произношение знакомых фраз за экраном).

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, показать необходимость дробей в повседневной жизни, контроль приобретенных знаний.

Задачи урока:

  • образовательные - повторить и обобщить изученный материал: понятие “обыкновенная” дробь, определение числителя и знаменателя дроби, закрепить умение записывать и читать обыкновенные дроби, рассмотреть примеры использование дробей в повседневной жизни;
  • развивающие - развивать у школьников умения сравнивать и обобщать, логически излагать мысли, развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.
  • воспитательные - эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе.
  • коррекционные - развивать слуховое восприятие, корректировать произносительные навыки в контексте математических терминов.

Тип урока: систематизация, обобщение умений и навыков, применения полученных знаний в практической деятельности.

Оборудование урока:

  • проектор
  • интерактивная доска
  • презентация в Power Point по теме “Обыкновенные дроби”.
  • бумажные круги - макеты таблетки, бумажные ленты разной длины, разного цвета для каждого ученика
  • жетоны с номерами вопросов для устной работы
  • продукты для приготовления коктейля
  • сантиметровая лента, ножницы

План урока

  1. Организационно-психологический этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка цели и задач урока.
  4. Актуализация теоретических знаний. (Игра “Лото”). Приложение 1
  5. Развитие слухового восприятия. (Математический диктант).
  6. Решение практических задач.
  7. Задача №1. Практическая работа по разрезанию макета таблетки.
  8. Физминутка.
  9. Задача №2. Коллективная работа по изготовлению открытки.
  10. Задача №3. Обучающая игра “Кафе”.
  11. Самостоятельная работа. Выполнение теста на компьютере. Приложение 2
  12. Домашнее задание. Приложение 3
  13. Подведение итогов.

Ход урока

Организационно-психологический этап.

Здравствуйте, садитесь. (Вопросы задаются за экраном).

- Ваня, ты готов к уроку?

- Андрей, какое сегодня число?

Проверка домашнего задания.

Постановка цели и задач урока.

- Какую тему мы изучаем? - (Обыкновенные дроби) (Слайд 1)

- Продолжаем изучение этой темы, сегодня мы узнаем, где встречаются дроби и где мы применяем их в нашей жизни.

Актуализация теоретических знаний.

Игра “Лото”. (Слайд 2, 3)

- Повторим всё, что мы знаем о дробях. Выбирайте номер вопроса и отвечайте. (за экраном)

Ученики выполняют задание, поочерёдно, вытаскивая номера вопросов. Задания высвечиваются на экране с помощью слайдов. Переход по номеру вопроса происходит по гиперссылке. Для возвращения к слайду 3 нужно нажать на картинку, размещенную на слайде с вопросом.

Математический диктант.

Внимание, слушайте и записывайте в тетрадь слова.

Произношу слова, за спиной у детей, они записывают их в тетрадь. При произношении слов, учитывается рабочее расстояние для каждого обучающегося.

[Дробь, числитель, знаменатель, одна вторая, две третьих.]

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, поставьте отметку. (Слайд 16)

Решение практических задач.

Задача №1.

Демонстрируется слайд с изображением врача. (Слайд 17)

- [Кто это?] – Врач.

- Когда мы посещаем врача? (Если заболеем)

- Он назначает для лечения лекарства. Но мы с вами болеть не будем.

- Чтобы быть здоровым нужно принимать витамины. Как правильно принимать витамины, написано в инструкции, которая вложена в коробку с витаминами или лекарствами. Посмотрите, на слайде приведён пример.

У каждого из вас инструкция по применению медицинских препаратов.

- Какую дробь вы видите в инструкции, назовите? – (Одна вторая, одна четвёртая)

Итак, задача. (Слайд 18)

Данилу и Ване врач назначил принимать по 1/4 таблетки, Андрею и Илье по 3/4, Вике и Андрею К. по 1/2 таблетки.

(У детей на столах лежат бумажные макеты таблетки и ножницы.)

- Отрежьте ножницами и покажите какую часть таблетки вам назначил принимать врач.

Учитель спрашивает у каждого ученика:

- На сколько частей разделили таблетку?

- Какую часть таблетки взяли?

- Молодцы, с заданием справились. (за экраном)

Физминутка. (Слайд 19)

Игра “Расположи дроби по-порядку”

Детям раздаются карточки, на которых написаны обыкновенные дроби и предлагается встать, так чтобы дроби располагались в порядке возрастания, а затем убывания.

Задача №2.

Приступаем к выполнению второй задачи. Прочитайте задачу.(Слайд 20)

- Из ленты нужно сделать 3 одинаковых бантика для украшения открытки.

На столах у каждого ученика бумажные ленты разной длины и цвета.

Демонстрируется открытка с готовым украшением и предлагается дополнить своими бантиками.

Обсуждение решения задачи происходит с помощью наводящих вопросов.

- На сколько частей разделить ленту?

- Какую часть ленты нужно взять для одного бантика?

(На доске нарисовать чертёж, если будет необходимость обратиться к нему)

- Какой длины вся лента?

- Как узнать длину ленты?

- Чем измерить? – Сантиметровой лентой.

- Разрежьте вашу ленту на части.

Учащиеся производят самостоятельно измерение и делят каждый свою ленту на три части.

- Сделайте один бантик, остальные доделаем дома.

Готовые бантики приклеиваются к открытке.

Задача №3. Обучающая игра “Кафе” (Слайд 21)

- Ребята, вы все молодцы, отлично справились с задачами, и сейчас приглашаю вас в кафе, выпить вкусный молочный коктейль. Мы вместе будем готовить апельсиновый коктейль по рецепту.

- Прочитайте рецепт. (за экраном) (Слайд 21)

На столе находиться всё необходимое для приготовления коктейля. Детям даётся задание и каждый принимает участие. (Групповая работа)

Рецепт.

Коктейль “Апельсиновый”:

  1. молоко - стакана, - наливает Вика,
  2. мороженное - пачки, - отрезают и помещают в миксер Ваня и Данил,
  3. сок - стакана, - отмеряет и наливает Андрей К.,
  4. мёд – половина чайной ложки – добавляет Андрей О.,
  5. смешать и взбить в миксере – поручается Илье.

Готовый коктейль разливается по стаканам.

- Какая часть всего коктейля в одном стакане? – Одна шестая.

Теперь все могут попробовать наш апельсиновый коктейль.

Самостоятельная работа. (Слайд 22)

Выполнить тест на компьютере. Приложение 2.

Тест с выбором правильного ответа.

1. Что показывает числитель дроби?

  1. число равных частей
  2. сколько равных частей взяли
  3. на сколько равных частей разделили

2. Половина метра равна...

  1. 50 см
  2. 50м
  3. 25см

3. Что показывает знаменатель дроби?

  1. число частей
  2. сколько число равных частей
  3. на сколько частей разделили

4. Числа 2/7; 4/5; 11/25 называются:

  1. натуральные числа
  2. простые числа
  3. обыкновенные дроби.

5. Число "одиннадцать сотых" записывается в виде обыкновенной дроби:

  1. 11/100
  2. 100/11
  3. 11/10

6. В записи дроби 14/41 число 14 является:

  1. числителем
  2. знаменателем
  3. частным

7. Какая из дробей 5/17; 7/17; 9/17 больше?

  1. 5/17
  2. 7/17
  3. 9/17

8. Каждый ученик сообщает отметку, которую получил после выполнения теста.

Подведение итогов. (Выставление отметок в дневник)

Ответы на вопросы учителя.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Понравился ли вам урок?
  • Что было самое трудное, самое интересное?

Домашнее задание. (Слайд 23)

Запишите в дневник домашнее задание.

  1. Приготовить коктейль по рецепту (каждому ученику даётся карточка с рецептом. (Приложение 3).
  2. №826, стр201(записать дробью, какая часть фигуры закрашена).

Литература:

  1. "Сборник рабочих программ под редакцией Т. А. Бурнистровой по УМК Г. В. Дорофеева и др., “Просвещение” Москва, 2014 г.
  2. Математика 5" под редакцией Г. В. Дорофеева, И. В. Шарыгина.
  3. “Методика обучения математики детей с нарушением слуха”, В.Б. Сухова.