Урок русского языка в 6-м классе по теме «Обобщение знаний по морфемике и словообразованию»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Цель: закрепление и обобщение знаний о морфемном составе слова, о способах образования слов.

Задачи:

  • образовательная: закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разборы, отличать однокоренные слова и формы слова, заменять фразеологизмы синонимами;
  • развивающая: развить орфографическую зоркость с опорой на морфемный состав слова, расширить знания учащихся о разных морфемах слова и морфемных способах словообразования;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его словарному составу.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания (рассказ учащихся по вариантам о суффиксе –ИЩ- или приставке ПРЕ-).

III) Обобщение и закрепление знаний по морфемике и словообразованию.

Сообщение темы урока. 1-й слайд

Повторение теории по морфемике и практические задания. 2-13-й слайды

- Что изучает морфемика? Что изучает словообразование? 2-й слайд

- Какая морфема называется корнем? 3-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой строке, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: прикоснулся, горец, полевка, лучник, водитель, так как у них другое лексическое значение). 4-й слайд

- Как называются эти слова по отношению к другим? (слова с омонимичными корнями)

- Какая морфема называется приставкой? 5-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой группе, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: захвалить, набросить, подлечить, так как приставки имеют другое значение). 6-й слайд

- В чем особенность приставок данных слов? (необычные приставки: пра-, па-, приставка стоит после корня) 6-й слайд

- Какая морфема называется суффиксом? 7-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой группе, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: попугайчик, холодец, встал, так как в них другие суффиксы). 8-й слайд

- Определите значение суффиксов в данных словах (уменьшительно-ласкательные, профессия и место жительства). 8-й слайд

- Какая морфема называется окончанием? 9-й слайд

- Найдите “лишнее” слово в каждой группе, выпишите его и объясните свой выбор (“лишние” слова: оделся – нулевое окончание, какао – нет окончания, невтерпеж – нет окончания, знание – окончание –е). 10-й слайд

- Расскажите о слове по его окончанию (-ОГО – прилагательное Р.п., м./ср.р.; -ИЕ – прилагательное мн.ч., И.п.; -ЕШЬ – глагол I спр., 2л.,ед.ч.) 10-й слайд

- Задание “Поиграем”: составьте слово из указанных морфем глаголов, запишите его в тетрадь и выполните морфемный разбор (при-тащ-и-л-ся). 11-й слайд

- Вспомните порядок морфемного разбора (определяем часть речи, выделяем окончание, основу, находим корень слова, затем приставку и суффикс). 12-й слайд

- Выполните морфемный разбор данных слов двумя способами (1-й вариант – стекло; 2-й вариант - простой). 12-й слайд

- Проверьте себя (сущ. стекл-о/ глаг. с-тек-л-о; прилаг. прост-ой/ сущ. про-стой).13-й слайд

3) Повторение теории по словообразованию и практические задания. 14-20-й слайды

- Что изучает словообразование?

- Какие способы словообразования вам известны? 14-й слайд

- Послушайте шуточное стихотворение и скажите, о каком способе словообразования идет речь:

Плащ заказал индюк, решив:
Для индюков, мол, “Индпошив”.
Кудахчут куры: “О, восторг,
Для кур открыли “Курортторг”!
Иду я. Вывески окрест.
Кого же топчет “Облтоптрест”?
“Укропторгхоз”! Не слово – гроб!
Здесь, верно, продают укроп...
“Облживконтора”, “Охматдет”.
Ох и слова! Страшнее нет!
“Облкультремснаб”, “Главвторчермет”...
Схожу с ума!.. Индкурпривет!

(сложение частей слов). 15-й слайд

- Вставьте пропущенные буквы с объяснением орфограмм и определите способы образования слов. 16-й слайд

- Самостоятельно выполните задания по словообразованию. 17-19 слайды

- Замените фразеологизм одним словом и постройте словообразовательные цепочки: “рог изобилия” - богатство – богатый (суффиксальный); “перегнуть палку” - перестараться – стараться (приставочный); “тянуть кота за хвост” - медленно – медленный (суффиксальный) – медлить (суффиксальный); “бьет баклуши” - бездельник – дело (приставочно-суффиксальный), “поймал удачу за хвост” - счастливчик – счастливый (суффиксальный) - счастье (суффиксальный). 20-й слайд

IV) Подведение итогов урока.

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Какой словарь поможет вам в изучении этих разделов о языке? (словообразовательный) 21-й слайд

- Зачем нужно знать эти разделы науки о языке? (эти знания помогут правильно писать)

V) Выставление оценок, домашнее задание.