Рейтинг@Mail.ru

Инклюзивное образовательное пространство в школе

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Введение

Современное общество, развиваясь в условиях глобализации, переживает много кризисов. Это приводит к поиску новых социальных моделей в государствах, пристальному вниманию к человеческому ресурсу. Перед современной системой образования во всем мире стоит важный вопрос, каким должен быть человек XXI века, чтобы достойно справиться с вызовами времени.

С одной стороны, современный человек - это профессионал высокой квалификации, успешно конкурирующий на рынке труда, с другой – это человек, умеющий адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, толерантный и коммуникабельный, самостоятельно мыслящий и способный к сопереживанию. Традиционная система образования, не справляясь с подобной задачей, нуждается в значительном преобразовании, отвечающем новым цивилизационным вызовам. В первую очередь, подобные изменения должны произойти в сфере образования людей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья (ОВЗ), большинство из которых и нуждается в создании особых образовательных условий. Создание в образовательном учреждении инклюзивной модели образования, обеспечивающей возможность получения качественного образования детям с разными возможностями, поможет всем учащимся, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья, в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

  • в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей-инвалидов;
  • по сведениям Министерства здравоохранения, за 5 лет количество детей-инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206);
  • на ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ “Об образовании” установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательного процесса таких общечеловеческих ценностей, как:
    • взаимоуважение;
    • осознание себя частью общества;
    • толерантность;
    • развитие уверенности в себе и возможность учиться друг у друга;
    • взаимопомощь, возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
  • Родители имеют право выбрать модель образования для своего ребенка.
  • Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Как показывают исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

  • Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания, развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
  • Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
  • Возможность доступа к основной программе обучения;
  • Доступ к многообразию способов обучения.

По данным из Доклада уполномоченного по правам ребенка в КЧР Л. Абазалиевой за 2013 год, в Карачаево-Черкесской Республике на начало 2014 года проживает 2868 детей-инвалидов, у 363 из них инвалидность установлена впервые. 

Статистика министерства труда и социального развития КЧР указывает, что на начало 2014 г. в Карачаево-Черкесии более 1200 детей-инвалидов не посещают школьные и дошкольные учреждения, в этом числе 305 детей – лежачих, 269 детей – колясочников. Из них более чем 75% требуются профилактические и реабилитационные мероприятия. Около 1500 детей нуждаются в создании условий для оптимальной среды жизнедеятельности. 2092 семьям с детьми-инвалидами необходимы услуги реабилитационных центров. 

В Лицее № 1 г. Усть-Джегуты обучается 29 детей – инвалидов, из них получают образование на дому 14 человек, 5 инвалидов обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий.

Аналитические данные по состоянию и функционированию образовательного учреждения указывают, что в Лицее для реализации инклюзивного образования имеется ряд условий:

1. Валеологическая направленность воспитательно-образовательного процесса в соответствии с образовательной программой.

2. Создано  информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, разработан пакет документов для проведения мониторинга качества образования.

3. Накоплен положительный опыт реализации различных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями

4. Сформирована система методической работы с кадрами, основанная на современных технологиях интенсификации педагогического труда,

5. Налажено взаимодействие Лицея с социальным окружением (семья, поликлиника, спортивная школа, библиотека, музыкальная школа, изостудия, танцевальная студия и др.).

6. Отмечается положительная динамика роста профессиональной компетентности и повышения творческой инициативы педагогов, появления у них желания работать в инновационном режиме.

7. По результатам опроса родителей, данная услуга востребована.

Цель проекта: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  • Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
  • Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
  • Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.
  • Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
  • Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Подзадачи:

В работе с семьей:

  • Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
  • Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
  • Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  • Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
  • Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
  • Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.

Индикаторы результативности:

  • Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
  • Результаты диагностики:
    • развития детей,
    • уровня детско-родительских отношений,
    • личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
  • Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
  • Повышение рейтинга учреждения.

Концептуальными основами проекта являются:

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями возможностями о том, что “следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах”, что включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования обязательно.

Положения президента РБОО “Центр лечебной педагогики” г. Москва А.Л. Битовой о том, что  полноценная помощь ребенку с нарушениями развития с необходимостью должна включать не только систему реабилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такой среды жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях.

Утверждения Л.С. Выготского о построении и формировании высшей психической деятельности, совершаемой в процессе социального развития ребенка, в которой социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности; развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

В качестве основной концептуальной идеи выступает создание условий для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальными являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Деятельность в рамках проекта.

Целевую группу составляют воспитанники Лицея № 1 г. Усть-Джегуты (3 ребенка с нарушением зрения, 4 человека – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 ученика с задержкой психического развития, 6 человек со сложной структурой дефекта; 1000 человек – их здоровые сверстники), родители обучающихся.

Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:

  • Социально-педагогическое направление предполагает оказание
  • адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности;
  • Программно-структурное направление включает организацию и содержательную разработку последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;
  • Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику обучения и воспитания;
  • Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

В реализации проекта примут участие сотрудники лицея, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов).

В системе взаимодействия членов рабочей группы определены цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице 2 Приложения 1

Для успешной реализации проекта по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации проведен анализ условий, имеющихся в Лицее. Результаты работы отражены в таблице 3 Приложения 2

I этап реализации проекта (организационный - 01.01.2014 г. – 31.08.2015 г.)

Цель: создание условий в лицее для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.

Основные задачи на данном этапе:

  • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
  • изучение возможностей лицея для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
  • разработка нормативно-правовой базы Лицея в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
  • разработка программно-методическое обеспечения.

Формирование инклюзивных классов.

Для решения поставленных задач необходимо провести ряд мероприятий. Мероприятия и сроки их реализации на организационном этапе реализации проекта отражены в таблице 4 Приложения 3

Прогнозируемый результат:

  • Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
  • Рост профессионального мастерства педагогов.
  • Расширение образовательного пространства лицея, повышение социального статуса учебного заведения в районе, городе.

II этап реализации проекта - основной (01.09. 2015 г – 25. 05.2016 г.)

Цель на данном этапе: внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.

Построение инклюзивного образовательного процесса выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Методическое обеспечение инклюзивных классов выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся школьников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Перечень мероприятий, реализуемых на втором этапе проекта, ответственные за их реализацию и сроки выполнения отражены в таблице № 5 Приложения 4.

Прогнозируемый результат реализации данного этапа:

  • Устойчивое продвижение детей в развитии.
  • Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования в условиях инклюзии.
  • Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования.
  • Расширение социальных связей лицея, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования.
  • Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.

III этап реализации проекта (контрольно-диагностический - 26.05.2016 – 26. 09.2016г.)

Цель работы на этом этапе: обобщение опыта, диагностика и контроль.

На данном этапе ведется подготовка отчетной документации и презентации проекта.

Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.

Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии отражены в таблице 6 Приложения 5

Другим направлением оценки эффективности является исследование по статистическим показателям: успешность реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (в 75% случаев достигнуты запланированные результаты). Удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников (в 90% случаев, работа над изменением оставшихся 10%). Развитие родительского сообщества (возникновение родительских объединений); Повышение квалификации сотрудников (формирование нового профессионализма).

Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.

Заключение

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В дальнейшем образовательное учреждение может стать ресурсным районным центром по проблемам инклюзивного образования.

Литература

  1. Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007
  2. Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
  3. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
  4. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
  5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Ресурсы Интернета

  1. Абазалиева Л.Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 год http://kchr.ru/news/detailed/16138/
  2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/?id=8314
  3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/