«АПК. Животноводство». 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цель урока: продолжить изучение АПК.

Учебные задачи:

  • рассмотреть животноводство как важнейшую отрасль сельского хозяйства;
  • рассмотреть отраслевой состав животноводства;
  • изучение животноводства и его зональную специализацию.

Воспитательная задача: воспитывать у учащихся интерес самостоятельно добывать знания через карту.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, атласы, карта №43, 6.

Эпиграф урока:

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,  
Работай без лишнего счета, –
Все счастье земли – за трудом!

В. Я. Брюсов

ХОД УРОКА

I. Opганизационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Основная часть:

3.1.   Повторение:

  • Что такое АПК?
  • Главная задача АПК?
  • Состав АПК?  ––>  С/X ––> отличительные особенности.
  • Сельскохозяйственные угодья?
  • Мелиорация?
  •  Растениеводство:
  • зерновые культуры;
  • технические;
  • овощеводство;
  • садоводство и виноградарство

3.2. Изучение нового материала

Животноводство возникло в глубокой древности, почти 10 тыс. лет назад, когда человек начал приручать диких животных, одомашнивать и использовать их для хозяйственных нужд. Тысячелетиями человек кормил животных и создавал им хорошие условия содержания, отбирал для воспроизводства лучших и выводил новые породы.
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИВОТНОВОДСТВА:
На долю животноводства приходится чуть менее половины стоимости всей продукции сельского хозяйства. Значимость животноводства определяется тем, что оно производит самые ценные продукты питания человека. Размещение товарного животноводства зависит от двух основных факторов: размещения кормовых баз (сенокосов, пастбищ, кормов от растениеводства и др.) и крупных потребителей продукции (больших городов). Для каждой природно­хозяйственной зоны рекомендуется размещение определенных пород сельскохозяйственных животных, которые наиболее приспособлены к природным условиям данной зоны и могут иметь наивысшую продуктивность.
В зависимости от кормовой базы и природных условий существует животноводство стойловое, стойлово-пастбищное и отгонно-пастбищное.

Работа в тетрадях (запись).

Товарное животноводство – производство продукции на продажу.
При стойловом содержании сельскохозяйственные животные находятся в помещениях – фермах: коровниках, свинарниках, овчарнях, птичниках или в животноводческих комплексах.
При стойлово-пастбищном животноводстве происходит чередование стойлового, как правило зимой, и пастбищного (летом) содержания скота.

Отгонно-пастбищное животноводство получило распространение в горных районах. Летом, когда из-под снега освобождаются горные пастбищные луга, скот выпасают в горах, а зимой — в предгорьях и долинах.

Сообщение  учащихся   (скотоводство, коневодство,  свиноводство, оленеводство, овцеводство, верблюдоводство, птицеводство, пчеловодство)

ЗОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

Работа с картой.

Тундра и лесотундра ––> оленеводство
Таежные зоны ––> молочное животноводство
Зоны смешанных лесов ––> молочно-мясное животноводство
Лесостепь и степь ––> скотоводство и свиноводство
Степь ––>мясо-молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство, овцеводство.
Полупустыни и пустыни ––> овцеводство
Горные районы ––> отгонн-опастбищное животноводство.

Вывод:

  • Факторы,  влияющие на зональную специализацию с/х.
  • Животноводство — важнейшая отрасль сельского хозяйства, производящая самые ценные продукты питания человека.
  • Разведение крупного рогатого скота — главная отрасль животноводства России, основной продукцией которой являются молоко и мясо.
  • Размещение товарного животноводства зависит от природных и экономических условий.
  • Для достижения наивысшей продуктивности в каждой природно­хозяйственной зоне необходимо разводить определенные породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к местным условиям.
  •  Общая зональная специализация сельского хозяйства определяется соотношением растениеводства и животноводства.

IV. Итог урока

Выставление оценок.

V. Задание на дом

Приложение 1