Урок с ЭОР. Тема: "Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о роли Русской православной церкви в истории Российского государства XVII в.;
  • дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.;
  • научить самостоятельно анализировать исторические события и явления, а также выявлять причинно-следственные связи между ними;
  • продолжить формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности (патриарх Никон, протопоп Аввакум);
  • осуществлять нравственное воспитание, формирование толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Метапредметные. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов. Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Необходимое оборудование: компьютер учителя, мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки).

Структура и ход урока


пп
Этап урока Название используемых ЭОР
с указанием порядкового номера (Приложение 1)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организация начала урока   Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.   1
2 Проверка выполнения домашнего задания ЭОР-1. Иллюстрация (портрет Филарета)

ЭОР-2. Иллюстрация (изображение Михаила Романова)

ЭОР-3. Иллюстрация (изображение Алексея Михайловича)

Фронтальная беседа по вопросам:

Дайте характеристику первым Романовым.

Как изменилась система государственного управления в XVII веке?

Инструктаж выполнения и проверки теста по теме: “Политическое развитие страны”

Беседа по вопросам

(портрет —> характеристика)

Выполнение теста (3-5 вопросов)

(Приложение 2)

Проверка при помощи мультимедиа

6+3
3 Актуализация и мотивация учебной деятельности ЭОР-4. Схема “Структура Русской православной церкви в XVII веке” Введение в тему урока

Представление на экране анимированной схемы “Структура Русской православной церкви в XVII веке”

“Положение церкви после Смуты”

Беседа-рассказ

Участие в беседе

Прослушивание информации.

Работа со схемой

Участие в беседе

4
4 Изучение нового материала. ЭОР-5. Никон (статья)

ЭОР-6. Никон (иллюстрация с сопроводительным текстом)

Демонстрация изображения Сообщение о патриархе Никоне (биографическая справка) 3
ЭОР-7. Аввакум (иконописное изображение) Демонстрация изображения Сообщение о протопопе Аввакуме (биографическая справка) 3
ЭОР-8. Церковный раскол (статья) Вопрос “Чем была вызвана необходимость церковной реформы?” Работа с текстом 5
5 Обобщение, систематизация и закрепление полученных знаний. ЭОР-9. Отдельный медиаобъект – модуль ФЦИОР “Церковный раскол” Учитель координирует деятельность учеников Ученики у доски с помощью класса обобщают полученные знания; выполняют задания ресурса, делают выводы. 15
6 Подведение итогов урока.   Учитель дает оценку работе класса, отмечает активно работавших учеников, отмечает недостатки, указывает пути их устранения, выставляет оценки.   2
7 Информация о домашнем задании ЭОР-10. Статья о картине В.И.Сурикова “Боярыня Морозова” Всему классу:

П. 7, вопросы на стр.60 (1-4);

индивидуальное задание: подготовить сообщение о картине исторического жанра В.И. Сурикова “Боярыня Морозова” (демонстрация изображения)

  3