Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи на тему «Одежда»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Коррекционно-образовательные цели:

- расширение и активизация словаря по теме: “Одежда”;

- совершенствование навыков словообразования и словоизменения: образование глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; приставочных глаголов (приставки: пере, по, при, до, за, под, у, вы);

- закрепление умения составлять сложносочиненные предложения с опорой на зрительные символы;

- упражнение в произношении предложений с разной интонацией: восклицательной, вопросительной, повествовательной.

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие психических процессов: зрительного внимания, памяти, мышления, воображения; умение сравнивать предметы.

- развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

- продолжить формировать культуру речевого общения;

- формирование доброжелательности, самостоятельности, умение работать коллективно.

Оборудование: мяч, предметные картинки одежды (Н.А. Зайцева “Детский мир”), наборное полотно, разделенное на 4 квадрата, картинка мальчика и девочки, заготовки трафаретов разных моделей юбок, карандаши, кубик Н. Зайцева со знаками препинания. Карточки с приставками пере, по, при, до, за, под, у, вы, словом “шить”. Две куклы в разной одежде.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра: “Кто это?” (с передачей мяча).

- Дети о ком из вас я говорю, описывая одежду: “Это девочка в красном платьице с пышной юбочкой, розовых колготках. О ком я сказала? Узнанному ребенку бросаю мяч и предлагаю продолжить игру, описывая одежду своих товарищей: “ Это мальчик в синей рубашке в клеточку, синих шортах. Кто это?” И т. д.

2. “Отгадаем загадку”

Послушайте загадку:

Везде ты видишь вещи эти,
Ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете,
Но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать,
В них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз,
И даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл,
Зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы,
Они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье,

О чем моё стихотворенье?

- О чем мы будем сегодня говорить? Чем мы будем любоваться?

3. Игра: “Жадина”

На столах у детей лежат разные предметы одежды. Предлагаю побыть немного “жадинами”: “Это мое пальто? Это мое пальто. Это мое пальто!” (дети ориентируются на знак препинания и произносят с нужной интонацией).

4. Психогимнастика “Магазин одежды”

Выставляю наборное полотно, разделенное на 4 квадрата, с картинками одежды для девочки. - Кто купит эту одежду? Почему вы так думаете? (Ставлю в центре картинку девочки Ани). – На один хлопок Аня купит платье, на два – юбочку, три – футболку, 4 – сарафан (двигаемся по часовой стрелке).

Аналогично с одеждой для мальчика Вани, но двигаемся против часовой стрелки.

5. Игра “Прочитай, объясни”

Предлагаю рассмотреть картину “Портниха” Что делает портниха? Что делала портниха? Что будет делать портниха? Какое слово действие вы назвали? На доску выставляю карточку, где напечатано слово “шить”

Внимание! Читаем и объясняем, что обозначают эти слова (у детей карточки с приставками с, пере, по, при, до, за, под, у, вы). Дети читают приставки и добавляют слово “шить”. При затруднении показываю картинку (сшить, перешить, пошить, пришить, дошить, зашить, подшить, ушить, вышить).

6. Физминутка “Гномики-прачки”

Жили-были в домике
(идут по кругу)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(пальчиком показываем, как будто считаем)
Раз, два, три, четыре, пять,
(прыгают на месте)
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
(наклонившись вперед, делают движения, напоминающую стирку)
Мики умница был,
Всем водичку носил.
(идут по кругу)

7. Игра: “Внимательные глазки”

У нас в гостях кукла Таня и Аня. Внимательно их рассмотрите. Как они одеты? Чем они похожи? (Напоминаю о полных ответах) “У Тани платье, а у Ани платье” и т.д. Чем они отличаются? (У Тани зеленое платье, а у Ани красное). Вы были внимательными и рассказали о том, что одежда бывает разная и я предлагаю вам посмотреть презентацию.

8. Презентация “Одежда”

Просмотр презентации с активным участием детей при обсуждении. Какие модели юбок вам понравились? Почему так называются модели юбок? Кто шьет одежду? и т.д.

9. Игра “Ателье”

Мы с вами будем портными, приготовим выкройки разных моделей юбок. Маша, какая модель юбки тебе понравилась в презентации, а тебе, Соня? И т.д. Данил, а ты какой модели юбку сшил бы маме? Алеша, какую модель юбки выберешь для сестренки? (дети выбирают трафареты разных моделей юбок и обводят их на картоне).

10. Итог занятия.

Что нового, необычного вы узнали на занятии? Покажите мимикой, как вы радуетесь, покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, печалитесь, нечаянно испачкав одежду. Как будете восхищаться юбочками, рельефы которых сделаете из пластилина с Натальей Владимировной (воспитателем).

Литература.

  1. Никитина А.В. “33 лексические темы”, - СПб, КАРО, 2008.
  2. Носков Н.А. Детский мир, - СПб, издательский дом “Нева”, 2003.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика, - СПб, КАРО, 2006.