Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенного уровня сложности». 8–9-е классы

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей 14-16 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Режим работы – 1 час в неделю.

Программа модифицированная.

Занятия групповые.

Элективный курс ориентирован, на обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.

Для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление обучающимся возможности изучения курса по выбору, содержание которого предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 70 часов (35 часа в 8 классе; 35 часа в 9 классе).

Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы».

Цель: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности.

Задачи курса:

  1. научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии;
  2. конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
  3. формирование навыков исследовательской деятельности, самостоятельной работы;
  4. развитие умений логически мыслить, анализировать;
  5. развитие учебно-коммуникативных умений.

Особенности курса:

  1. использование знаний по математике, физике, биологии;
  2. использование местного материала для составления условий задач;
  3. развитие вычислительных навыков;
  4. умение применять важнейших вычислительных навыков, физических законов

Требования к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного элективного курса обучающиеся должны

Знать:

  1. способы решения различных типов задач;
  2. основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
  3. стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса обучающиеся должны

Уметь:

  1. решать задачи различных типов;
  2. видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
  3. работать самостоятельно и в группе;
  4. владеть химической терминологией;
  5. пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Программа курса рассчитана на два года обучения:

1-й год (8 класс) – начальный этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ. Обучающиеся предлагают комбинированные задачи, сочетающих в себе несколько алгоритмов решения.

2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА).

Программа курса

1 год обучения (1 час в неделю, всего 35 часов)

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. (1 час)

Основные законы и понятия химии (5 часов)

Количественные соотношения в газах (5 часов)

Количественные соотношения в растворах (5 часов)

Задачи на уравнениях реакций (11 часов)

Решение олимпиадных задач 8 класса (8 часов)

2 год обучения (1 час в неделю, всего 35 часов)

Основные закономерности протекания химических реакций (6 часов)

Решение олимпиадных задач 9 класса (6 часов)

Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» (5 часов)

Задачи на тему «Химия элементов»(8 часов)

Комбинированные задачи (10 часов)

Учебно-тематический план

Тема занятия Количество часов Форма контроля Литература
1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 35 ч)
     1      Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач 1 Входное тестирование Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями»
Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин
2-3 Решение задач на нахождение массовых долей 2 Отчет по решенным задачам Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс
Автор: А.Д. Микитюк
4-5 Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе 2 Отчет по решенным задачам Книга для чтения по неорганической химии часть1
6-7 Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов 2 Отчет по решенным задачам Книга для чтения по неорганической химии часть2
8-9 Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества 2 Отчет по решенным задачам КИМ 8 класс
10-11 Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. 2 Отчет по решенным задачам Тесты.Централизованное тестирование
12-14 Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. 3 Отчет по решенным задачам КИМ 8 класс
15-16 Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах 2 Отчет по решенным задачам КИМы прошлых лет
17-18 Задачи на уравнениях реакций 2 Отчет по решенным задачам Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями»
Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин
19-20 Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси 2 Отчет по решенным задачам Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс
Автор: А.Д. Микитюк
21-22 Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции 2 Отчет по решенным задачам Книга для чтения по неорганической химии часть 1
23-24 Генетические связи 2 Отчет по решенным задачам Книга для чтения по неорганической химии часть 2
25-26 Задачи на избыток и недостаток 2 Отчет по решенным задачам КИМ 8 класс
27-28 Смешанные задачи 2 Отчет по решенным задачам Тесты.Централизованное тестирование
29 Задачи на термохимических уравнениях 2 Отчет по решенным задачам КИМ 8 класс
30-31 Решение олимпиадных задач 2013-2014 учебного года 2 Отчет по решенным задачам архив
32-33 Избранные олимпиадные задачи предыдущих лет 2 Отчет по решенным задачам архив
34-35 Школьная олимпиада по химии 2 олимпиада Сборник олимпиад по химии
2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 35 ч)
1 Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе 1 Дифференцированное тестирование Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями»
Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин
2-3 Задачи на тему «Скорость химических реакций» 2 Отчет по решенным задачам Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс
Автор: А.Д. Микитюк
4 Задачи на тему «Химическое равновесие» 1 Дифференцированное тестирование Книга для чтения по неорганической химии часть 1
5 Задачи на тему «Термохимия» 1 Отчет по решенным задачам Книга для чтения по неорганической химии часть 2
6-7 Решение олимпиадных задач олимпиады 2013-2014 учебного года 2 Дифференцированное тестирование архив
8-9 Школьная химическая олимпиада 2 олимпиада Сборник олимпиад по химии
10-11 Избранные задачи химической олимпиады прошлых лет. 2 Отчет по решенным задачам Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс
Автор: А.Д. Микитюк
12-14 Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. 3 Дифференцированное тестирование Книга для чтения по неорганической химии часть 1
15 Задачи по теме «Сера и её соединения» 1 Отчет по решенным задачам Книга для чтения по неорганической химии часть 2
16 Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения» 1 Дифференцированное тестирование КИМ 8 класс
17 Задачи по теме «Углерод и его соединения» 1 Отчет по решенным задачам Тесты. Централизованное тестирование
18-19 Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов». 2 Дифференцированное тестирование КИМ 8 класс
20-21 Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. 2 Отчет по решенным задачам КИМы прошлых лет
22-23 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. 2 Дифференцированное тестирование Ваш домашний репетитор 8-11 класс «Сборник задач по химии с решениями»
Автор: Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин
24-27 Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов» 4 Экспериментальные задачи Пособие
28-30 Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. 3 Дифференцированное тестирование Пособие
31-35 Задания ГИА по химии для выпускников основной школы 5 КИМ КИМы прошлых лет

Методические рекомендации

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход.

Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).

Литература

  1. Н.Е. Кузьменков, В.В.Ерёмин. Сборник задач по химии с решениями. 8-11 классы – М: «ОНИКС 21 век», 2013.
  2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.
  3. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.
  4. А.Д. Микитюк. Сборник задач и упражнений по химии. Ко всем действующим учебникам по химии за 8-11 класс.- М; «Экзамен», 2010.
  5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов.
  6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.
  7. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
  8. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.