Лабораторная работа «Определение длины световой волны»

Разделы: Физика


Лабораторная работа “Измерение длины световой волны” в 11 классе предполагает в наличии установку, которая изображена на рисунке 18.4 учебника “Физика-11” (М., “Просвещение”, 2008 год) или Л.9 учебника “Физика-11” ФГОС (М., “Просвещение”, 2014 год), по количеству пар учащихся, выполняемых работу. Я думаю, что не во всех школах существует такое количество установок. Эта лабораторная работа на оборудовании “L-микро” идет не очень успешно, т.к. трудно получить дифракционный спектр на экране по описанию к этой работе. Я предлагаю изменить ход работы, который безотказно дает возможность определять длины красного и фиолетового цветов, которые совпадают с теоретическими значениями.

Для этого я из картона вырезала полоску, сделала щель посередине и наклеила пониже щели линейку с миллиметровыми делениями (Фото 1, линейку с миллиметровыми делениями скачала из Интернета). К щели привязала нитку длиной 50-60 см.

В ходе выполнения работы каждый ученик в одной вытянутой руке держит линейку, другой рукой натягивает нить до дифракционной решетки, которую держит на уровне глаз и смотрит через нее и щель на источник света (Фото 2)

Если следовать описанию лабораторной работы по учебнику 2008 года издания, то расстояние а определяем по линейке, расстояние в - по натянутой нити. Дальше учащиеся полученные данные подставляют в формулу и вычисляют длины волн для красного и фиолетового цветов.

Если следовать описанию лабораторной работы по учебнику 2014 года с меткой ФГОС, то расстояние 2x определяем по линейке, а расстояние l – по натянутой нити. Далее учащиеся должны вычислить длину волны красного цвета в спектре первого порядка справа и слева от щели и найти среднее значение результатов измерений по формуле λ= dx/l (формула в данном учебнике не приведена, может, конечно, учащиеся должны написать ее сами, но вряд ли всем учащимся это под силу).

Итак, простая рукодельная установка позволяет вычислять длины световых волн для красного и фиолетового цветов, которые совпадают с теоретическими значениями.

Приложение

Фото 1.

Фото 2.