Урок чтения. Тема: «И.Бунин "Первый снег"». 5-й класс

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Цель:

  • познакомить учащихся с указанным стихотворением;
  • обобщить наблюдения детей об осени по ранее изученным произведениям.

Воспитательная цель: прививать любовь к родной природе.

Коррекционная цель:

  • совершенствовать технику чтения;
  • активизировать мышление и речь учащихся.

Ход урока

I. Рапорт

II. Речевая зарядка.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном...

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени)

- Какая картина соответствует этому стихотворению, как вы думаете? (поздняя осень) Слайд 2

Презентация.

III.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением про осень.

Это стихотворение И.А.Бунина “Первый снег”. Поработаем над выразительным чтением стихотворения, попробуем создать к нему макет презентации.

А также обобщим наши наблюдения об осени, сделанные на проведенных ранее уроках.

IV. Проверка домашнего задания.

- О поздней осени вы читали дома рассказ. Вспомните его название и кто его написал. (В.Астафьев. Осенние грусти...) с.72-73

- Чтение рассказа учениками.

Вопросы:

1) Почему осенняя пора навевает на человека грусть? Найдите в тексте отрывки, где говорится об этом и прочитайте. С каким чувством надо читать эти предложения? Слайд 3

2) Прочитайте описание отлета гусей. С чем сравнивается их стая? (ниточка, прошившая небо).

V. Физ.пауза для глаз.

VI. Беседа об осени.

1) Работа в парах.

- На улице осень. Однако, в народе говорят об осени по-разному: то “золотая осень”, то “поздняя осень”. Выберите из предложенных на карточках осенних признаков нужные и распределите их по назначению. Слайд 4,5

Золотая осень Поздняя осень
листья пожелтели голые деревья
листопад льют дожди
в воздухе захолодало пасмурные дни
птицы летят на юг заморозки по утрам
дни короче ночи

Так природа готовится к зиме.

2) Прочитайте название стихотворения (“Первый снег”)

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

- Когда выпадает первый снег?

- Каким он бывает?

VII. Стихотворение И.Бунина “Первый снег”.

1) Портрет писателя.

Автором стихотворения “Первый снег” является писатель И.А.Бунин. Слайд 6

Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель XX века, имеющий большие заслуги в литературе (лауреат Нобелевской премии). В его творчестве большое место занимает тема природы. Он очень точно умел ее описывать.

В этом мы сейчас убедимся.

2) Словарная работа.

Пурпур – ярко-красный цвет. Слайд 7

“Ярким пурпуром зажглися... небеса...” - небо осветилось ярко-красным цветом.

Вереница – ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим . Слайд 8

3) Чтение стихотворения учителем, учениками.

4) Беседа по стихотворению.

- Какую картину нарисовал автор? Опишите ее кратко своими словами, а потом прочитайте нужные строчки.

- Кто из вас наблюдал, как выпадает первый снег? Какие чувства вы испытывали при этом? Радовало вас это или огорчало?

- А как поэт относится к наступающей зиме?

VIII. Физминутка

“Белый снег”.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо
Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол)
И под утро снегом (встали, покружились на месте)
Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Точно пеленою
Всё его одело. (присели, руки опустили на пол)

5) Работа по созданию макета презентации по стихотворению.

Дети сами выбирают иллюстрации (из предложенных учителем) и подписывают строками стихотворения. Слайд 11-13

6) Картина А.Пластова “Первый снег”. Слайд 14

А вот как художник Пластов изобразил это осеннее мгновение.

IX. Домашнее задание.

с.73. Наизусть.

X. Итог урока и оценки.

- О чем же мы говорили сегодня на уроке?