Открытый урок на тему «В мире музыкального театра». 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель урока: сформировать представление об особенностях театральных жанров музыки.

Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся об особенностях музыкальных жанров: балета, мюзикла.
  • Находить сходство и различия в музыкальных характеристиках героев.

Тип урока: ролевая игра

Проектируемый результат:

  • проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • знать имена выдающихся русских танцовщиков: Г.Улановой, Е.Максимовой, В.Васильева, М.Плисецкой, Н.Фадеечева и др.

Ход урока

При входе на урок ребятам вручаются билеты, как в театре на спектакль.

I. Приветствие. Распевание.

II. Что у вас у каждого в руках? Куда мы с вами сегодня отправимся?

- Нужно ли как-то готовиться к посещению театра?

- О чем вам рассказал билет?

III. Увертюра П. Чайковского “Ромео и Джульетта” - слушание фрагмента

- С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? Билет может вам помочь ответить на этот вопрос?

- Кто написал это сочинение? Какое оно по объему? Чтобы его послушать обязательно идти в театр?

- Какое литературное произведение помогало П. Чайковскому написать увертюру?

- Какие основные темы раскрывает музыка увертюры?

Слушание 1 темы Приложение 1 (слайд 1)

Давайте вспомним еще одну тему из Увертюры (слайд 2)

- Что вы можете о них сказать? (первая тема была стремительная, грубая – это тема вражды семей Монтекки и Капулетти. Вторая нежная, лиричная, светлая – это тема любви Ромео и Джульетты)

IV. Итак, сегодня мы отправимся в музыкальный театр. Мы должны показать себя внимательными, чуткими слушателями (слайд 3)

- Что это значит, быть такими слушателями?

- Какие жанры музыки мы сможем там услышать и посмотреть? (слайд 4)

На основе трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” создано много музыкальных произведений в разных жанрах (слайд 5, 6)

- Как вы думаете, чем привлекает сюжет авторов? (яркие трагические образы)

- Есть опера Ш. Гуно, есть балет С. Прокофьева, мюзикл французского композитора Жеррара Пресгурвика. (слайд 7) Снят не один фильм. И сегодня мы, оказавшись в музыкальном театре, сможем познакомиться с некоторыми сценическими жанрами.

V. Балет “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева – показ видеофрагмента (слайд 8)

В балете Прокофьева, в отличии от увертюры Чайковского каждое действующее лицо имеет свою музыкальную характеристику. Образы главных героев развиваются сложно и многогранно. Я думаю, вы без труда узнаете героиню.

Приложение 2

- Какая Джульетта в вашем преставлении?

- Можно ли это понять не только по музыке, но и наблюдая за танцем Джульетты?

- А какой образ вы бы оставили без изменений на протяжении всего балета?

И только образ мрачной, тупой вражды, того зла, которое стало причиной гибели героев, остается неизменным на протяжении всего балета.

Приложение 3

- Что вы можете сказать об этом фрагменте?

- Какой теме Чайковского созвучны эти интонации?

- Каков характер музыки? (маршевая поступь)

- В чем заключаются особенности музыкального языка этого фрагмента? (размашистость мелодии, острый ритм, резкие акценты, минорный лад)

- Звучала ли в этом фрагменте еще какая-нибудь тема? (контрастная мелодия, нежная, поэтическая)

И еще один фрагмент по выбору учителя.

VI. Ну, а теперь, как в театре, у нас антракт.

- Все знают, что это слово обозначает?

- Чем занимаются зрители в антракте? (ходят в буфет, обмениваются мнениями, осматривают помещения театра)

На стенах фойе театра обычно висят портреты артистов, прославляющих театр. Давайте и мы посмотрим некоторые фотографии исполнителей главных партий в этом балете в разные годы (слайды 9-11)

А теперь мы с вами споем. Я надеюсь, вы с радостью пришли на урок. И у нас есть песня, которая рассказывает о радости, что мы все вместе собрались. Вспомнили?

Исполнение песни “Изгиб гитары желтой” (слайд 12)

VII. Мюзикл “Ромео и Джульетта” - просмотр фрагмента

После антракта мы с вами посмотрим фрагмент мюзикла “Ромео и Джульетта”, написанного современным французским композитором Жерраром Пресгурвиком.

- Чем отличается жанры балет и мюзикла?

- Какой из них относится к легкой музыке?

Это запись с постановки студии эстрадно-джазового вокала в г. Ярославле. Это не профессиональные исполнители, это студенты Ярославских ВУЗов

Приложение 4

- Понравилось?

- Что вы поняли из этой сцены, ведь пели на французском языке? (юноши из клана Монтекки пристают к девушкам из рода Капулетти)

VIII. Обобщение урока.

- О чем шла речь у нас на уроке?

- Где мы с вами побывали?

Сохраните билеты. На обороте дома напишите какой спектакль вы бы хотели посмотреть и если очень захотеть, мечта обязательно сбудется.

Это будет домашним заданием на лето.