Техническое оснащение образовательного процесса школы согласно ФГОС

Разделы: Администрирование школы


С 1 сентября 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 2012 года на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), по мере готовности, переходит и основное общее образование. ФГОС предусматривают техническое оснащение образовательных учреждений средствам информационно–коммуникационных технологий и обеспечение открытого доступа всех участников образовательного процесса к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам и Интернет-ресурсам [3,49].

В соответствии с требованиями к условиям реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (НОО) приказом Министерства образования и науки Мурманской области [2,2] был утвержден перечень минимально необходимых средств обучения на базе цифровых технологий для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Руководствуясь приказом Министерства образования и науки Мурманской области начальные классы МБОУ СОШ №5, г. Апатиты, реализующие ФГОС НОО, получили все необходимое техническое оборудование. На сегодняшний день в каждом кабинете школы установлен персональный компьютер для учителя, подключенный к локальной сети и имеющий выход в Интернет.

В каждом кабинете начальной школы установлены многофункциональные устройства для печати, сканирования и копирования. Это устройство решает вопрос загромождения рабочего стола учителя. Гораздо удобнее иметь в одном устройстве хороший принтер, сканер и копировальный аппарат, чем каждое из устройств в отдельности.

Все классы начальной школы, реализующая ФГОС, оснащены интерактивными досками. Использование интерактивной доски на уроках обусловлено соответствующим уровнем восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников. Это позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.

Цифровой фотоаппарат и видеокамера сразу нашли свое применение на уроках и во внеурочной деятельности, стали незаменимыми помощниками для записи различных методических и внеклассных мероприятий, в оформлении портфолио, в поисковой и исследовательской работе.

Эффективным и недорогим техническим новшеством является цифровой диктофон, который также имеется в каждом кабинете начальной школы. Данное оборудование необходимо для приобретения навыков публичного выступления перед аудиторией: возможна запись голоса выступающего ученика на диктофон с целью анализа речи и проверки грамотности. При совместном прослушивании учителем и учащимся можно обратить внимание на наличие слов-паразитов в речи, на темп выступления, правильность дыхания, правильность постановки ударения.

Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому так интересен. Интерес привлекает внимание, воздействует на ум, развивает творческий потенциал и подлинный интерес к окружающему миру. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников.

Графический планшет, являясь одним средств ввода информации в компьютер, мало чем отличается от обычных ручки и бумаги, с разницей в том, что изображаемое появляется не непосредственно из-под грифеля карандаша, а на экране компьютера. Это, помимо развития умения ориентироваться на листе бумаги, развивает и пространственное восприятие школьника. На графическом планшете можно писать, с его помощью можно играть в дидактические игры, переведенные в электронный вид, создавать и тут же решать различные задачи, рисовать графические диктанты, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к деятельности учащихся во время занятия.

В дополнение к рекомендуемому перечню в каждый класс начальной школы приобретена документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.

Документ-камера обеспечивает высокую степень готовности педагога к уроку и рациональное использование времени урока за счет возможности мобильного предъявления учебного материала и быстрого решения непредвиденных вопросов. Документ-камера позволяет повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности за счет ее продуманной организации и поддержания интереса обучающихся к учению разнообразными способами предъявления учебного материала, занятостью обучающихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока. Педагог вовлечен в совместную с обучающимися деятельность за счет передачи им части своих полномочий с помощью документ камеры.

Систему голосования MimioVote школа приобрела осенью 2012 года. В настоящее время оно нашло широкое применение не только в начальной школе, но и стало популярным и востребованным у учителей-предметников средней и старшей ступеней обучения. MimioVote позволяет проводить быстрые опросы учеников во время урока, чтобы узнать, кто из них усвоил материал, а кому требуется помощь, получать результаты в режиме реального времени и избавиться от необходимости проверки тестов вручную, оценивать учеников быстрым, гибким и простым способом, анализировать динамику успеваемости учеников на основе диаграмм.

На примере своей школы мы заметили, что появление новой техники в кабинете побуждает педагога к пересмотру традиционных форм проведения уроков. Изменяются и формы общения учителя и обучающегося, обучение превращается в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Использование интерактивных устройств дает возможность учителю варьировать задания, изменять ход урока в зависимости от особенностей восприятия детьми учебного материала, предоставляет учащимся большую свободу для творческого выполнения заданий [1,2]. При этом процесс освоения новых возможностей программного обеспечения и технологии работы с аппаратными новинками, несомненно, внесет вклад в развитии ИКТ – компетентности педагога. А это, в свою очередь, открывает перед педагогом и учащимися новые горизонты в изучении предмета и, конечно же, стимулирует учителя двигаться дальше в освоение новой техники.

Литература

  1. Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А. Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011. –№4. – С. 42–44.
  2. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области №2555 от 06.12.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/pr2555-12.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938