Эффективные методы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


“Человек по своей сути художник,
так или иначе он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту”.

М.Горький

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперед. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

В системе обучения и воспитания учащихся большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Обучаясь на уроке, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находясь под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Все это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главным в моей работе является урок. Занятия по изобразительному искусству провожу по системе Б.М. Неменского. Эта система охватывает всех детей. Выявляя подлинно одаренных, остальным позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. Бытует мнение, что изобразительное искусство-предмет, доступный лишь немногим, исключительным личностям. Между тем практика показывает, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке как способность создать и увидеть новое. В школе немало ребят, способных делать чудеса своими руками. Им необходимо помочь обрести веру в сои возможности, в себя, не только определить, а развивать, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни. Творчество- то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось - необходимо.

Главным в работе считаю:

  • Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
  • Вести детей по дороге счастья и добра.
  • Создавать благоприятные условия для творческого роста.

Для успешной реализации задач и развития творческих способностей необходимо максимально использовать интерес, предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (графика, живопись, лепка, декоративно-прикладное искусство). Для достижения успеха большую роль играет мотивация.

Так же на своих уроках я использую элементы арт-терапии. Основной задачей которой является с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие.

Следует отметить и коррекционную значимость арт-терапии, проявляется она в следующем:

  • предоставление ребенку неограниченных возможностей и саморегуляции;
  • проявление к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку ребенка и степень его самоприятия.

В ходе занятий снимается психо-эмоциональное напряжение и излишнее возбуждение детей, они чувствуют свою успешность. Важно создать атмосферу принятия, поскольку главное-это самовыражение ребенка, гармоничное развитие личности и преодоление психологических трудностей.

Все дети любят рисовать, причем в арт-терапии допустимо обойтись без помощи кисти и рисовать пальцами, ладонью, либо целым пучком карандашей.

На занятиях я применяю следующие типы заданий и упражнений:

Предметно-тематический тип-рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми (моя семья, я в школе, я дома, нарисуй свой мир, мой самый хороший поступок и т.д.).

Образно-символический тип-изображение абстрактных понятий в виде созданных в воображении ребенка образов, таких как понятия “добро”, “зло”, “счастье”, “радость”.

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения:

  • рисование по точкам (дорисуй, докрась);
  • волшебные кляксы;
  • рисование в воздухе;
  • графическая музыка (закрыть глаза и вести линии в соответствии с воспроизводимой мелодией, найти в этих линиях образы).

Игры с изобразительным материалом

Дети экспериментируют с красками, карандашами, бумагой, пластилином с целью изучения их свойств и экспрессивных возможностей:

  • рисунок на асфальте;
  • рисунок на стекле;
  • восковой рисунок;
  • пластилиновая живопись;
  • отпечатки;
  • рисование спиралеобразными линиями;
  • пальцевая живопись;
  • работа с глиной;
  • лепка из соленого теста;
  • работа с бумагой.

Применение техник арт-терапии на занятиях в школе важно и нужно. Однако построить за 45 минут полноценное занятие в русле арт-терапии с целым классом довольно затруднительно. Но даже использование отдельных техник на уроке оказывает свое терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит.

Изобразительное искусство-предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способствовать развитию его творческих способностей.