Программа тренинга педагогической осознанности

Разделы: Школьная психологическая служба


Преодолеть профессиональное выгорание, возможно используя различные способы как естественные, так и специальные профессиональные, такие как психологические тренинги.

Социально-психологический тренинг совокупность методов развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умения адекватно воспринимать себя и окружающих.

Одной из важнейших целей практически любого психологического тренинга является развитие самосознания его участников.

Л.М. Митина в своей модели профессионального развития учителя отмечала, что движущей силой в этом является процесс саморазвития, понимаемого как внутренняя активность учителя по качественному преобразованию себя самого.

Каковы же психологические условия развития самого профессионального самосознания педагога? Мы придерживаемся мнения, что развитие самосознания неразрывно связано с преодолением трудностей. Конструктивное преодоление трудностей стимулирует гибкое изменение устаревших представлений о себе и своем труде и обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания педагога.

Мы разработали систему тренингов с педагогами, которую реализовали в течение двух лет.

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели. Ее назначение содействие преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения.

Цель: осознание своей индивидуальной педагогической деятельности. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. Выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

Частота проведения: 1 раз в четверть в каникулярное время.

Продолжительность: 3-4 часа.

Количественный состав групп: 10-12 человек.

Тренинг предполагает групповую форму работы, которая имеет ряд преимуществ:

  1. Дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы.
  2. В процессе взаимодействия члены группы могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы.
  3. В поддерживающей и контролирующей обстановке участники тренинга могут обучать новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, среди равных партнеров.

Методы работы: дискуссионные методы; имитационные и ролевые игры; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техники и приемы саморегуляции; метод направленного воображения.

Использованные методы направлены на формирование у педагогов навыков эмоциональной регуляции поведения, развитие коммуникативных и личностных профессиональных компетенций.

Ведущие требования для проведения тренинговых занятий:

  1. Занятия должны быть интересными и эмоционально вовлекать участников тренинга в обсуждение проблем, связанных с взаимодействием людей.
  2. Занятия направлены на актуализацию негативного опыта и его проработку.
  3. Занятия формируют стратегии совладающего поведения в сложных ситуациях.
  4. Важно учитывать в работе эффект отсроченного действия - когда цель занятия достигается через какое-то время после его проведения.

Оценка эффективности работы: эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершению занятий.

Ожидаемые результаты: мониторинг личностного развития должен показать динамику эмоционально-волевых качеств (развитие самоконтроля, саморегуляции, эмпатии), ориентационных качеств (развитие самоорганизации, повышение интереса к результатам профессиональной деятельности), поведенческих качеств (снижение уровня конфликтности, формирование конитивной модели - тип сотрудничества), личностных качеств (повышение самосознания и понимания других).

Тематический план

Наименование темы Количество часов
  Тренинг сензитивности для педагогов: коммуникативная часть. 3 часа
  Тренинг сензитивности для педагогов: экзистенциальная часть. 3 часа
  Тренинг сензитивности для педагогов:сензитивная часть 3 часа
3. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния. 4 часа
4. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" 3 часа
  Психологическая игра “Распределение сердец” 4 часа
  Психологическая игра “Судьба” 5 часов
Итого   25 часов

Содержательная часть программы

1 сессия: Тренинг сензитивности для педагогов

Цель: повышение самосознания и понимания других; развитие навыков саморегуляции.

Методы: игровые, дискуссионные, методы саморегуляции.

1 часть: Коммуникативная

Цель: Создание условий для знакомства участников друг с другом, принятие групповых правил, выяснение ожиданий и опасений родителей, конкретизация и прояснение личных и групповых целей.

Структура тренинга:

  1. Принятие правил работы в группе.
  2. Упражнение “Знакомство”.
  3. Игра-активатор “Друг к дружке”.
  4. Игра на взаимодействие “Поймай мяч”.
  5. Упражнение “Мой правый стульчик опустел”.
  6. Упражнение “Узнай своего коллегу”.
  7. Рефлексия.

2 сессия: Тренинг сензитивности для педагогов: экзистенциальная часть

Цель: содействие осознанию участников группы своих жизненных целей, смыслов, поиску внутренних ресурсов и изменению отношения к проблемной ситуации.

Методы: игровые, дискуссионные.

Структура занятия:

1. Упражнение-активатор “Ритм жизни”.

2. Упражнение “Социальные роли”.

3. Упражнение “Мне 80 лет”.

4. Рефлексия.

3 сессия: Тренинг сензитивности для педагогов: сензитивная часть

Цель: обучение и отработка методов саморегуляции с педагогами.

Методы: игровые, дискуссионные, методы саморегуляции: прогрессирующая релаксация, систематическая сенсибилизация.

Структура занятия:

1. Упражнение “Дыхание”.

2. Упражнение “Ресурсное состояние”.

3. Упражнение “Проблема”.

4. Рефлексия тренинга сензитивности: упражнение “Клубок доверия”.

4 сессия: Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

  1. Ознакомить с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
  2. Определить свое отношение к профессии, вычленить проблемности, “перекосов” в распределении психической энергии.
  3. Осуществить анализ проявления признаков выгорания, выделить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  4. Осуществить анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявить ресурсы профессиональной деятельности.
  5. Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.

Структура занятия:

1 часть:

  1. Упражнение на коммуникацию: “Я и мое имя”.
  2. Упражнение-разминка “Карандаши”.
  3. Самодиагностика “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?”.
  4. Упражнение “Похвали себя и других”.
  5. Упражнение “Я – дома, я – на работе”.
  6. Упражнение: “8 ассоциаций”.
  7. Упражнение “Путешествие” (медитация).

2 часть:

1. Упражнение “Звуковая гимнастика”.

2. Упражнение “Дружественная ладошка”.

3. Упражнение Сюжетная сказка “Разноцветные звезды”.

4. Рефлексия: упражнение “Чему я научился?”.

5 сессия: Ресурсный психотренинг "Капля на стекле"

Цели:

  • Создание диссоциированного взгляда на жизненные проблемы, изменение их восприятия;
  • расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях;
  • повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга.

Задачи:

  • создать условия для взаимообогащающего самораскрытия, способствующего сплочению группы, снятию уникальности проблемного опыта, расширению стратегического репертуара поведения в кризисных ситуациях;
  • актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях;
  • акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компетентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.

Структура занятия:

  1. Обозначение актуальности занятия.
  2. Упражнение “Говорю, что вижу”.
  3. Проведение экспресс диагностики кризисных состояний (З. Королева).
  4. Медиативное упражнение “Капля на стекле.
  5. Работа с рисунком-схемой своей проблемы.
  6. Раздача памяток.
  7. Рефлексия.

6 сессия: психологическая игра “Распределение сердец”

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Задачи: создать условия для осознания участниками группы:

  1. Степени притязаний каждого члена группы на лидерство.
  2. Ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации.
  3. Уровня конфликтности, толерантности участников группы, возможности выражения своих желаний и намерений в группе, конкуренция и взаимопомощь.
  4. Наличия подгрупп внутри коллектива и их влияние на процесс в целом.
  5. Общего уровня групповой сплоченности.

Структура занятия:

  1. Обозначение необходимости освоения приемов эффективного общения для педагогов.
  2. Инструкция к психологической игре.
  3. Ход игры.
  4. Обсуждение итогов игры.
  5. Знакомство с приемами эффективного общения.
  6. Обсуждение видеозаписи игры.

7 сессия: психологическая игра “Судьба”

Цель: через взаимодействие в ситуации интерактивной игры сделать видимыми и понятными для участников отношения внутри команды.

В захватывающей игровой форме, снимающей барьеры и дающей возможность широкого взаимодействия участников, выстраивается динамическая неформальная структура коллектива. Каждый участник получает опыт управления собой и другими, осознает степень своего влияния и место в группе.

Задачи: создать условия для осознания участниками группы:

– степени притязаний каждого члена группы на лидерство;

– распределения ролей внутри группы (неформальные лидеры, их сторонники, оппозиция, аутсайдеры);

– уровня допустимой агрессии, терпимость к инакомыслию, возможности выражения своих желаний и намерений в группе, конкуренция и взаимопомощь;

– наличия подгрупп внутри коллектива и их влияние на процесс в целом;

– общего уровня групповой сплоченности.

Структура занятия:

1. Упражнение “Граница”. Цель: прочувствовать каждого участника группы. Определить психотип участника (основываясь на психогеометрический тест).

2. Упражнение “Распределение ролей”.

3. Ход игры: 3 этапа.

4. Рефлексия: “Связующая нить”.