Экскурсия по родному городу

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизация материала.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания и умение производить действия с рациональными числами.

Задачи урока.

  1. Познакомиться с достопримечательностями г. Новый Уренгой.
  2. Продолжить формирование самоконтроля, взаимоконтроля, самоанализа.
  3. Продолжить учиться работать в команде.
  4. Продолжить формирование навыков работы с программным обеспечением Smart Notebook 10

Время проведения: 40 минут.

Оборудование:

  • компьютер;
  • видеопроектор, интерактивная доска;
  • меловая доска;
  • ноутбуки

У учащихся на рабочем месте:

  • конверты с заданиями;
  • ноутбук;
  • оценочныйлист;
  • путеводитель.

Презентация

Этапы урока

1. Организационный момент (3 минуты) (мотивация к внимательному восприятию материала, деление на команды)

2. Актуализация знаний (7 минут)

  1. Устный счет (определение темы урока)
  2. Выяснение цели и постановка задач урока.

3. Решение задач (24 минуты)

4. Домашнее задание (2 минуты)

5. Подведение итогов (4 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня у нас с вами будет необычный урок математики и поэтому нам необходимо разделиться на 5 команд. Но делиться на команды мы будем необычным образом (слайд 1). Я попрошу гидов команд выйти к доске и показать всем полученное заранее правило. Каждый из вас должен вытянуть по одному примеру и пойти к тому гиду, правило которого необходимо для решения его примера. Итак, сейчас каждый по очереди берет пример и потихоньку проходит в свою команду (слайд 2).

Раз сегодня мы работаем в командах, то введем правило, команда, выполнившая задание первая поднимает руку. Оцениваться будет не только правильность выполнения задания, но и скорость. За правильное и быстрое выполнение вы будете получать баллы. Если команда набирает 3 балла, то это несгараемая тройка, команда, которая к концу урока наберет большее количество баллов, получает пятерки.

2. Актуализация знаний.

Устный счет.

Учитель:

Как я уже говорила, сегодня у нас необычный урок, а урок – виртуальная экскурсия по достопримечательностям замечательного города. Для того, чтобы узнать в какой город мы отправимся, нам необходимо выполнить устное задание (слайд 3, рис 1). Итак, на доске вы видите две цепочки примеров. Каждая из команд должна как можно быстрее, в порядке очереди говорить ответ на свой пример, если ответ верный, вы получаете балл”.

Рис. 1

На доске появляется тема урока (слайд 4).

Учитель:

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с достопримечательностями г. Новый Уренгой.

Новый Уренгой – первый по величине город Ямало-Ненецкого автономного округа.

Эти вехи помечены нашей судьбой,
Эти вехи наш труд по дороге свершений,
На планете Земля есть страна Уренгой,
Он – основа всех наших творений. (Слайд 5)

А основой наших творений сегодня будут знания темы действия с рациональными числами”.

Выяснение цели и постановка задач урока.

Учитель:

Прежде чем начать нашу экскурсию, вам необходимо определить задачи сегодняшнего урока. На доске вы видите поезд с четырьмя вагонами: “повторим”, “узнаем”, “научимся”, “проверим”. В конверте №1 у вас лежат кирпичи с возможными задачами, из которых вы должны выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нашему уроку. После выполнения задания, член каждой команды положит нужный кирпич в каждый из вагонов.

На доске появляется цель урока (слайд 6).

Ну, как видите, поставленная мною цель и выбранные вами задачи совпали, поэтому начнем нашу экскурсию и познакомимся с некоторыми достопримечательностями северной и южной частей города”.

3. Решение задач (24 минут)

Задание №1 “Домино” (Слайд 7)

Учитель:

Сначала давайте узнаем, географическое расположение г. Новый Уренгой. Для этого каждая из команд должна выполнить задание “Домино”. Перед вами лежит конверт №2, в котором расположены кости домино. Но эти кости необычные: на горизонтально расположенных костях изображены примеры, а на вертикально расположенных – возможные ответы и последующее действие. Вам необходимо составить пример и решить его (подсказка на доске, рис 2). Команда, гид команды, выполнившей задание, поднимает руку, если ответ верный вы получаете балл и показываете решение на доске”.

Рис. 2

Итак, г. Новый Уренгой вы можете найти на географической карте по координатам 66° северной широты и 76° восточной долготы.

Для того, чтобы узнать откуда мы начнем нашу экскурсию, давайте выполним следующее задание. Из чисел, которые мы получили, попробуем составить год открытия памятника, который будет первым на нашем пути.

Первая достопримечательность, с которой мы познакомимся – памятник первому тепловозу, прибывшему в город, который находится в южной части города на постаменте около железнодорожного вокзала (слайд 8). Открытие этого памятника выражает признание заслуг тех, кто связал стальной магистралью будущую газовую столицу с Большой землёй”.

На протяжении сегодняшнего урока вы будете заполнять путеводитель, и сейчас давайте вклеим первую достопримечательность нашего города и обозначим правила, которыми мы пользовались при выполнении данного задания (слайд 9).

Задание №2 “Узнай знаменательный год” (слайд 10).

Учитель:

А теперь продолжим наше движение по Южной части города. И какой же памятник будет следующим на нашем пути? Сейчас мы это узнаем. В конверте №3, лежат карточки с заданием (табл. 1), после выполнения которого, вы узнаете дату открытия и название памятника.

Вычеркните лишнее число в каждой строке таблицы и найдите разность оставшихся чисел.

Записав ответы в нужном порядке, вы узнаете год открытия памятника.

-5,4 -27,9 68 20,5
-13,25 11,4 -4,13 -9,12
7
3
2
9

 

№ строки 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка
Ответ        

 

Табл.1

Учитель:

Итак, в 2003 году был открыт памятник Пионерам освоения Нового Уренгоя (слайд 11). Женская фигура олицетворяет образ Родины, левой рукой она как бы сдерживает подземную мощь земли, чаша с факелом в правой руке приглашает следовать по пути первопроходцев”.

Обозначим наш памятник на путеводителе и правило, которым мы пользовались при решении данного задания (слайд 12).

Задание №3 “Восстанови пример” (слайд 13)

Учитель:

А теперь мы прибыли в Северную часть города, продолжим знакомство с достопримечательностями. На ваших ноутбуках открыта программа, которой мы сейчас воспользуемся (рис. 3). Вам необходимо выбрать числа и поставить каждое из них на “свое место” в нужную колонку. Команда, верно выполнившая задание первая получает балл.

Рис. 3

А теперь давайте узнаем год открытия памятника бородинскому хлебу (слайд 14).

Памятник бородинскому хлебу символизирует великую победу России над Францией в Отечественной войне (слайд 15). При открытии в него была заложена капсула с землей, которая была привезена специально с Бородинского поля”.

Заполним еще один пробел в путеводителе (слайд 16).

Задание №4 “Вычисли(слайд 17, 18)

Учитель:

И последний памятник, который мы с вами посетим сегодня – это памятник погибших в трех войнах (ВОВ, Афганская и Чеченская войны). К этому памятнику 9 мая мы пойдем возлагать цветы.

Для того, чтобы узнать дату его открытия, выполним задание, расположенное в конверте № 4 (табл. 2).

Выбрав удобный порядок вычислений, найдите значение выражения и по полученным числам угадайте год открытия памятника:

-3,9+(-2•4,3)+4,7+2,6-(-1,3•3)-4,7-0,6-(86:(-10))+18,05

Табл. 2

4 сентября 2005 г. был зажжен вечный огонь на площади памяти.

Обозначим памятник в путеводителе и правила, которыми вы пользовались (слайд 19).

5. Домашнее задание. (Слайд 20)

Учитель:

Домашнее задание для каждого из вас лежит в конверте №5 (табл. 3). Вам необходимо составить лоскутную задачу, используя все числа, встречающиеся в условии.

Найдите среднюю скорость движения экскурсии, если расстояние от памятника первому тепловозу, до памятника погибшим в трех войнах составляет 5 км, а в пути 6 “б” находился 40 мин.

Табл. 3

6. Рефлексия.

Учитель:

Вот и подошла наша виртуальная экскурсия к концу. Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

Составленный вами путеводитель будет напоминать вам о достопримечательностях г. Новый Уренгой и о правилах, которыми мы пользовались сегодня (рис. 4).

Рис. 4

А сейчас, давайте подведем итог нашего урока. Для начала узнаем, какая же из команд заработала наибольшее количество жетонов (слайд 21).

Я попрошу вас достать из конверта № 6 оценочные листы и выразить свое мнение о сегодняшнем уроке (табл.4).

Степень сложности урока

легко

обычно трудно
     
Степень интереса познания

Интересно

Не очень интересно Скучно
     
Оценка за работу (по пятибалльной шкале)
Себе Команде
   

Табл. 4

И в конце нашего урока я предлагаю вам выразить свое настроение. Посмотрите, какой красивый зонтик открыла _______, а вот у меня черный, не очень приветливый зонт. Так вот я попрошу собраться под цветным зонтиком тех, кому все понравилось на уроке и у кого осталось отличное настроение, а под моим зонтиком тех, у кого сегодня на уроке не все получилось, возникли трудности, тех, кому нужна моя помощь.