Рейтинг@Mail.ru

Автоматизация звука "р" в начале слова в прямом слоге

Разделы: Логопедия


Цель: формирование правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • работать над автоматизацией звука Р в начале слова в прямом слоге;
  • уточнить имеющийся словарный запас на автоматизируемый звук;
  • развивать зрительный гнозис и оптико-пространственные представления;
  • развивать слоговой и фонематический анализ;
  • воспитывать стремление к оказанию помощи попавшим в беду.

Оборудование: зеркала, игрушка “Золотая рыбка”, картинка рыбки + 3 разрезанные картинки рыбки; компьютер: документ Word (изображение поезда с 4 вагонами и картинки: ракушка, ракета, рыбка, рысь, робот, роза, рука, ружьё), слайды; мяч, картинки на звук Р, разноцветные сумочки на каждого, разноцветные кружочки, схемы для звуко-буквенного анализа.

План и ход занятия

I .Орг. момент.

Перед началом занятия логопед прикрепляет каждому ученику кружочки разных цветов на пиджаки слева или справа. Дети стоят у парт.

- Кто готов к занятию, поднимите руку. Какую руку вы подняли – левую или правую? (ответы по цепочке) Опустите руку. Поднимите левую руку. Опустите. Поднимите правую руку. А сейчас пусть сядет тот, у кого синий кружочек прикреплён слева (и т.д.).

II. Сообщение темы.

- Сегодня у нас не будет занятия. Мы с вами отправимся в путешествие. А в какое, сейчас узнаете.

Я расскажу вам сказку. Сказка эта будет про Рыбку. А вы будете мне помогать, произнося слова, правильно произнося звук Р.

Итак, жила - была Рыбка золотая (выставляется игрушка). Жила она в чистом озере в Солнечной стране. Горя не знала, веселилась. (слайд “Озеро”)

III. Дыхательные упражнения.

- Но вот подул ветер, набежали тучи. Как ветер подул, давайте покажем.

Сначала ветер был лёгкий, слабый (лёгкий выдох). А потом подул сильный – сильный (длительный сильный выдох).

Начался ураган. Это Змей Горыныч прилетел (слайд с изображением), схватил Рыбку, превратил её в картинку (демонстрируется картинка) и разорвал её на мелкие кусочки (логопед рвёт картинку). А кусочки развеял по Солнечной стране.

И исчезло солнышко, заболотилось, заросло озеро (слайд “Болото”). Грустно и скучно стало.

Не вернётся радость в Солнечную страну, если кто-нибудь не соберёт все кусочки картинки вместе и не сложит их вместе. Тогда Рыбка расколдуется и всё станет по-прежнему.

Давайте расколдуем Рыбку?

Но для этого в пути мы с вами должны правильно произносить звук Р, с которого начинается слово “рыбка”. И пока мы с вами правильно не произнесём его – ворота в Солнечную страну для нас закрыты.

IV. Артикуляторная гимнастика.

Чтобы звук получился у нас правильный, повторим гимнастику для губ и языка. (зеркала)

  1. улыбнёмся перед зарядкой, покажем зубки;
  2. “хоботок”;
  3. чередуем “улыбка – трубочка”;
  4. широкий язык;
  5. подразним индюка (“болтушка”);
  6. “лошадка”;
  7. “присоска”;
  8. “мотор” (индивидуальный контроль).

V. Изолированное произнесение звука.

- Чтобы ворота в Солнечную страну открылись, расскажите, как мы произносим звук Р.

- Что делают губы? (чуть открыты) зубы? (чуть раздвинуты) язык? (дрожит наверху)

Всё правильно. Ворота откройтесь! Ещё раз все хором произнесём звук Р. И по очереди (индивидуальный контроль и коррекция)

Ворота распахнулись. Нужно отправляться в путь! Но не забудьте при этом правильно произносить звук Р.

VI. Работа со слогами. Физ. минутка.

- Прежде, чем мы отправимся в Солнечную страну, возьмём с собой вот эти сумочки (разноцветные конверты на нитках для каждого)

Чтобы найти первую часть от картинки, нужно встать и пройти направо. Покажите рукой, куда вы пойдёте? Правильно, на ковёр. Но сегодня это не просто ковёр, это полянка в Солнечной стране. Пойдёмте туда вместе.

Итак, чтобы узнать, где Змей Горыныч спрятал часть картинки, нужно выполнить его задание.

Я буду кидать вам мяч и называть слово, а тот, кто его поймает, будет мяч мне возвращать и называть первый слог в этом слове. Например: работа – Ра. И т.д. (слова на прямой открытый слог с первым звуком Р)

Лучше всех справился... Я тебе подскажу – картинка спрятана на столике справа от цветка. Найди её и раздай каждому по части. Положите их в ваши сумочки.

VII. Работа со словами.

- Движемся дальше. Теперь нам нужно повернуть налево. Куда пойдём, покажите. Правильно, туда, где стоят парты. Но в Солнечной стране это не парты, а пеньки и столики. Раньше здесь было много гостей. Но жители Солнечной страны попрятались, когда исчезла Рыбка. Мы расколдуем её и они вернуться!

Но чтобы получить вторую часть картинки, надо выполнить уже два задания.

Сначала каждый из вас должен назвать те картинки, которые я покажу. (картинки на звук Р)

А теперь нужно разгадать загадки Змея Горыныча:

А) Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Яркой выгнулся дугой,
Будто пояс золотой. (радуга)

Б) Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркий, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие! (Розы)

В) По полю ходила,
Клювиком водила.
След свой оставила –
Точечку поставила. (Ручка)

И последняя, самая важная загадка:

Г) В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

Все загадки мы разгадали. Самым активным был... Возьми вторую часть из нижнего ящика моего стола. Раздай части всем, положите и эту часть в свои сумочки.

- Отправляемся дальше, чтобы найти последнюю часть. Теперь нужно будет выполнить три задания Змея Горыныча.

Первое – надо зашифровать слово “рыба”. А для этого нужно составить его схему. (звуко-буквенный анализ слова “рыба”)

Второе задание выполняем на компьютере. Чтобы спасти от Змея Горыныча оставшихся жителей, надо рассадить их правильно в поезд. В нём 4 вагона. В первый располагаем те картинки, в которых после Р слышим звук А, во второй – после Р – О, в третий – после Р – У, и в последнем поедут те, в которых после Р – Ы. ( каждый ребёнок выполняет 1-2 раза, перетаскивая картинку в нужную часть таблицы в документе Word).

Молодцы! Вы справились с этим заданием!

И самое последнее задание:

Вспомните или придумайте сами слова со слогами РА, РО, РУ, РЫ в начале слова.

Больше всех слов придумал... Последняя часть находится слева от вас на тумбочке, возьми её. Раздай части ребятам.

VIII. Итог.

- Вот и получили мы все части. Но чтобы расколдовать Рыбку – нужно её собрать из этих частей. Сложите её.

Вот и вернулась она в Солнечную страну (игрушка), снова стала резвиться в озере, снова стало много жителей там.

Давайте им расскажем, что мы делали, чтобы Рыбку расколдовать.

Что вам понравилось больше всего? Что показалось трудным или неинтересным?