Рейтинг@Mail.ru

Академия любящих родителей «Успешные родители»

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Введение

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого
зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна

В формировании личности ребёнка решающую роль играет семья. Семья занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Именно в семье ребёнок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако есть большая группа родителей, которые ещё до рождения ребёнка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное отношение к собственному ребёнку тоже приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.

Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с психологом классным руководителем, по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят к педагогу за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

Специалисты нашего центра оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей. Часто родители обращаются с следующими вопросами: что надо сделать, чтобы растормошить ребёнка, как успокоить и т.п. При тесном контакте со взрослыми, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребёнком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению.

Причинами подобного родительского поведения являются: неумение взрослых слушать ребёнка и быть внимательным; педагогическая и психологическая неграмотность; нежелание менять свои эгоистические позиции в вопросах воспитания; нерешённые личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребёнка.

К сожалению, некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь метод нравоучений или “сухих лекций”. Многолетняя практика убеждает, что подобные “пассивные методы” весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Академия любящих родителей”.

Большинство родителей готовы к изменениям, но они не знают, что и как надо делать. Они не знают, что значит строить семью, что значит общаться с собственным ребёнком, как дарить ласку, заботу, любовь своим детям. На основе этого был разработан проект психолого – педагогических способов взаимодействия и помощи родителям, а также профилактики семейных проблем “Успешные родители”. В качестве приоритетного направления мы выбрали начальные классы т.к. работу надо начинать с истоков, с первых лет обучения ребёнка в школе. Родители первоклашек и второклашек более восприимчивы к советам учителя, рекомендациям психолога, предложениям администрации школы. Они с большим интересом участвуют в жизни своих детей.

Информацией, которую мы донесём до сведения родителей, нужно ещё уметь воспользоваться, применить её на практике, в своей семье, на своих детях.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания и другие методы взаимодействия помогают понять, насколько важно иметь, помимо безусловной любви к ребёнку, знания: основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребёнком; как поступать в критических ситуациях.

Работа академии организовывается по трём этапам:

1. Подготовительный: Определение потребностей родителей с помощью собеседования и анкетирования.

2. Организационный: разработка перспективного плана работы академии, утверждение графика проведения занятий и мероприятий. На данном этапе составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

3. Непосредственная работа “Академии любящих родителей”.

Цель проекта: повысить уровень психологической культуры родителей, т.е. дать им знания о процессах и механизмах работы семейных систем; научить правильно взаимодействовать со своими детьми, общаться с ними, понимать их.

Задачи проекта

1. Выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми;

2. Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

3. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация родительского лектория;

4. Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

5. Оценить результаты труда по осуществлению проекта, результаты коррекционной и профилактической работы с семьями с использованием интерактивных методов работы.

С целью определения задач при планировании работы необходимо ежегодно проводить анкетирование детей и родителей. Анкетирование проводится с целью оценки положения в семье детей и родителей, выяснения контактов в семье. В начале каждого учебного года проводится диагностика личности и среды.

Целями диагностики являются: раннее выявление неблагополучных семей для реализации комплекса мер по оказанию социальной помощи детям; координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска; ознакомление семей с правовыми нормами.

Целевая группа: дети “группы риска”, семьи и учащиеся начальных классов.

В работе академии используются следующие методы: игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребёнка в процессе взаимодействия; обсуждение и разыгрывание ситуаций - помогает найти оптимальный способ взаимодействия; анализ поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта; анализ ситуаций - помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка; дискуссия – способствует повышению психолого – педагогической грамотности родителей, помогает выявить ндивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребёнком.

Срок реализации проекта: 2 года.

Механизм реализации проекта предполагает: комплексный подход к реализации программных мероприятий, предусматривающих взаимосвязь; последовательность осуществления мероприятий; создание методической базы для учреждений образования; широкое привлечение общественности.

Проект может быть реализован лицами, не имеющимиспециальную психолого-педагогическую подготовку: социальными педагогами, заместителями директора ОУ по воспитательной работе, классными руководителями, старшими вожатыми.

Предполагаемые результаты реализации проекта: обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми; повышение уверенности в себе, раскрытие своей индивидуальности; приобретение навыков позитивного взаимодействия с ребёнком; изменение родительских стереотипов в вопросах воспитания детей; уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям; гармонизация отношений в семье между ребёнком и родителями.

Критериями оценки эффективности проекта являются:

1. Отзывы учащихся, родителей, педагогов после проведения профилактических мероприятий; результаты анкетирования; отзывы представителей администрации школы, правоохранительных органов.

1. Структура проекта

Проект состоит из 3 блоков.

1 блок “Мы строим семью!”

Блок посвящён психологии семьи. Здесь рассматриваются стадии и законы формирования семьи, семейные правила, семейные границы. В качестве практических заданий используются популярные психологические методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.

Цель: Координация совместной работы психолога и классного руководителя с учащимися и их семьями. Задачи: выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми; привлечь родителей для совместной организации учебной и досуговой деятельности; способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

2 блок “Ребёнок. Как с ним общаться?”

Данный блок посвящён детско-родительским отношениям. Здесь родителей учат как правильно разрешать конфликты с ребёнком. В основу практических заданий вошли методики, выявляющие особенности детско – родительских отношений.

Цель: познакомить родителей с понятиями “стиль семейного воспитания”, “родительская любовь”, “безусловное принятие ребёнка”. Задачи: выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми; обратить внимание родителей на значение слова “семья” в их жизни; формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребёнком; развитие мотивации у родителей к посещению родительских собраний.

3 блок. Тренинг детско-родительских отношений.

Цель: изменение установок и стереотипов поведения родителей.

Задачи: развитие у родителей конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми; повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.

2. Главные направления работы

1. Информационно-просветительское:

- выпуск ежемесячных бюллетеней различной тематики для родителей в: “Девять аксиом здоровья”, “Советы мамам”, “Что делать, если ваш ребенок убегает из дома?” и др.

- работа родительского лектория в течение учебного года: “Слова, которые мы произносим”; “Мальчики и девочки. Почему они разные?”; “Взаимоотношения в семье”; “Во что играют наши дети”; “Родители и дети” и др.

2. Использование интерактивных форм проведения занятий с элементами тренинга для родителей совместно с детьми, круглые столы, конференции, родительский урок по распространению положительного семейного опыта, практикумы, просмотр фильмов с последующим обсуждением

3. Творческое направление в работе с родителями:

Проведение совместных конкурсов детей и родителей, праздники, совместные экскурсии и походы, открытые уроки для родителей.

Для того, чтобы вырастить полноценного человека, высоко-нравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы классный руководитель и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главные ошибки семейного воспитания.

3. Тематический план реализации проекта

1 год обучения


п/п
Наименование мероприятий Сроки
выполнения
Ответственные
за выполнение
1. Анкетирование учащихся “Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи” сентябрь психолог
2. Анкетирование родителей “Ваш стиль семейного воспитания” сентябрь кл. руководитель
3. Классный час “Общение со взрослыми” сентябрь кл. руководитель
  День открытых дверей для родителей ежемесячно кл. руководитель

учителя

4. Индивидуальные консультации в течении года кл. руководитель

психолог

5. “Думайте сами, решайте сами” (Проблемы взаимоотношений в семье) занятие для учащихся сентябрь психолог
6. Фотовыставка “Моя семья” сентябрь зам. директора по воспитательной работе, старший вожатый
7. Выпуск информационного листа “Что делать, если ваш ребенок убегает из дома?” сентябрь социальный педагог,

психолог

8. Интеллектуальная игра для учащихся 4 классов “Своя игра” октябрь кл. руководитель, старший вожатый
9. Организационно-деятельная игра “Проект семьи ХХI века” (для учащихся и родителей) октябрь кл. руководитель
10. Выпуск памятки для родителей “Девять аксиом здоровья” октябрь кл. руководитель, медсестра
11. Концерт ко дню пожилых людей (родители и учащиеся) октябрь старший вожатый

кл. руководитель

12. Занятие с элементами тренинга для родителей совместно с детьми “Давно хочу тебе сказать” ноябрь психолог
13. Конкурс сочинений “Письмо к матери”. ноябрь кл. руководитель
14. Выставка “Твои золотые руки” (выставка изделий, выполненных руками матерей) ноябрь кл. руководитель, старший вожатый
15. Выпуск информационного листа “Советы мамам” ноябрь кл. руководитель,

психолог, социальный педагог

16. Брейн-ринг “Экология и здоровье” декабрь кл. руководитель
17. Родительское собрание “Давайте жить дружно” (способы решения детско-родительских конфликтов) с элементами тренинга декабрь психолог
18. Конкурс на лучший семейный альбом “Загляни в семейный альбом…” декабрь кл. руководитель
19. Выпуск памятки для родителей “Он – вихрь, ураган, пожар (гиперактивный ребёнок) декабрь психолог
20. Игровая программа “Рождественские посиделки” январь кл. руководитель

старший вожатый

21. Выпуск информационного листа “Девять аксиом здоровья” январь кл. руководитель, медсестра
22. Выступление учащихся с программой “Здоровье нации в XXI веке” январь кл. руководитель
23. Родительский лекторий “Взаимоотношения в семье” январь психолог
24. Круглый стол “Секреты семейной профилактики” для родителей февраль медсестра
25. Родительский тренинг “Законы жизни семьи. Законы жизни класса”. февраль кл. руководитель
26. Праздник “Проводы русской зимы” февраль кл. руководитель
27. Выпуск информационного листа “Почему дети лгут? Причины детской лжи”. февраль психолог
28. Праздник посвящённый 8 марту “Самый дорогой мне человек” март кл. руководитель. старший вожатый
29. Родительский лекторий “Мальчики и девочки. Почему они разные?” март психолог
30. Выпуск памяток для родителей “Чего не нужно делать родителям”. март психолог

кл. руководитель

31. Брейн-ринг “Спортивный марафон” март кл. руководитель
32. Праздник “Юморины” апрель зам. директора по воспитательной работе
33. Фотовыставка “Когда все вместе” апрель кл. руководитель
34. Круглый стол “Ошибки семейного воспитания” апрель психолог
35. Занятие для родителей с элементами тренинга “Тепло семьи” апрель психолог
36. Культпоход в театр апрель кл. руководитель
37. Выпуск информационного листа “Рекомендации родителям по предупреждению наказания к детям” апрель психолог
38. Тренинг “Быть уверенным – это здорово!” май психолог
39. Круглый стол “Умение жить среди людей” для учащихся май кл. руководитель
40. Выпуск памяток для родителей “И страхи тоже ступеньки детства” май психолог
41. Поход в лес вместе с родителями. май кл. руководитель

2 год обучения


п/п
Наименование
мероприятий
Сроки
выполнения
Ответственные
за выполнение
1 Анкетирование учащихся “Рисунок семьи” сентябрь психолог
2 Анкетирование родителей “Взаимоотношения в семье” сентябрь кл. руководитель
3. День открытых дверей для родителей ежемесячно кл. руководитель

учителя

4. Индивидуальные консультации в течении года кл. руководитель

психолог

5. Родительское собрание совместно с детьми “Критерий взрослости” сентябрь кл. руководитель
6. Выставка “Колыбельная песня моего детства” сентябрь кл. руководитель
7. Выпуск информационного листа “Если Ваш ребёнок левша” сентябрь психолог
8. Родительский лекторий “Во что играют наши дети” октябрь кл. руководитель
9. Интеллектуальная игра для учащихся 3 классов “Поле чудес” октябрь кл. руководитель,
10. Родительское собрание “Как построить мир в семье?” октябрь психолог
11. Выпуск памятки для родителей и для детей “Скоро каникулы”. октябрь кл. руководитель

социальный педагог

12. Концерт ко дню пожилых людей (родители и учащиеся) октябрь старший вожатый,

кл. руководитель

13. Круглый стол “Права и обязанности ребёнка в семье” ноябрь социальный педагог
14. Занятие с элементами тренинга для родителей совместно с детьми “Тепло семьи” ноябрь психолог
15. Конкурс сочинений о матерях. ноябрь кл. руководитель
16. Родительский лекторий “Слова, которые мы произносим” ноябрь преподаватель русского языка
17. Выставка декоративных изделий “Подарок маме своими руками” (выставка изделий, выполненных руками детей) ноябрь кл. руководитель
18. Выпуск информационного листа “Что делать, если ваш ребёнок очень медлительный” ноябрь психолог
19. Спортивный конкурс “Папа, мама и я – спортивная семья” ноябрь кл. руководитель
20. Сказочная конкурсно-игровая программа “Проказы Сластёны” декабрь кл. руководитель
21. Родительская конференция “Есть проблема – есть решение” декабрь кл. руководитель, психолог, социальный педагог
22. Фотовыставка “Моя семья лучше всех” декабрь кл. руководитель
23. Практикум “Попробуйте - и вас получится!” (общение и развитие коммуникативных умений) декабрь психолог
24. Выпуск памятки для родителей “Мои поступки…” декабрь психолог
25. Семейная интеллектуально-конкурсная программа “Наша умная семья” январь кл. руководитель

старший вожатый

26. Выпуск информационного листа “Игры для развития познавательных процессов” январь кл. руководитель

психолог

27. Семинар-тренинг с учителями начальных классов “Методы эффективного взаимодействия семьи и школы” январь социальный педагог, педагог-психолог
28.. Лыжная прогулка в зимний лес совместно с родителями январь кл. руководитель
29. Выступление учащихся с программой

“Здоровому всё здорово”

январь кл. руководитель

старший вожатый

30. Родительский лекторий “Родители и дети” январь психолог
31. Круглый стол для родителей “Отцы и дети” февраль социальный педагог, психолог
32. Родительский тренинг “Безусловная любовь” февраль кл. руководитель
33. Просмотр фильма “Влияние американских мультфильмов на детское подсознание” с последующим обсуждением февраль кл. руководитель
34. Семейный праздник “Семь Я” февраль кл. руководитель
35. Проблемный семинар с классными руководителями “Пути создания единого воспитательного пространства в школе: основные направления сотрудничества и формы взаимодействия с родителями” март зам. директора по

воспитательной работе

36. Родительский лекторий “Как пережить стрессовые ситуации” март психолог
37. Выпуск памяток для родителей “Семейное воспитание” март психолог
38. Интеллектуальная игра с учащимися 3-4 классов “Зов джунглей” март кл. руководитель
39. Творческая семейная выставка в честь международного женского дня. март кл. руководитель, старший вожатый
40. Ролевая игра “Весёлая планета друзей” апрель старший вожатый
41. Семейный вечер “Когда все вместе” апрель кл. руководитель
42. Родительский урок по распространению положительного семейного опыта “Наши семейные воспитатели: ритуалы и традиции” апрель администрация школы
43. Круглый стол “О правах и обязанностях школьников” апрель кл. руководитель
44. Родительский лекторий “Нравственные законы жизни” апрель психолог
45. Культпоход в театр апрель кл. руководитель
46. Выпуск информационного листа “Безусловное принятие своего ребёнка” апрель кл. руководитель

психолог

47. Тренинг “Быть уверенным – это здорово!” май психолог
48. Круглый стол “Секреты семейной профилактики” май кл. руководитель,

психолог,

социальный педагог

49. Выпуск памяток для родителей “Ошибки семейного воспитания” май кл. руководитель
50. Поход в лес совместно с родителями и детьми. май кл. руководитель

Заключение

Вывод: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. Одна из главных проблем, которая поднимается детьми, - это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и помогали.

Список литературы

1. Государственная программа “Развитие воспитания детей в российской Федерации до 2010 г.”, стр. 312-339. Письмо МО РФ от 15.12.2002г. №30-51-914(16).

2. Галкина Е.В. “На чём основано взаимопонимание”, М.: 2003 г

3. Дементьева И., Зубарева Н. “Степень социальной ответственности подростков в полной и неполной семьях”, Журнал “Воспитание школьников”, г. Москва, №10, 2003 г.

4. Журнал “Практика административной работы в школе”,  г. Москва, №7, 2005 г.

5. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 1980 г.

6. Классная методическая газета для классных руководителей “Классное руководство и воспитание школьников”, -М.: №7, 2009 г. стр. 5-9, стр. 20-27.

7. Классная методическая газета для классных руководителей “Классное руководство и воспитание школьников”, -М.: №12, 2009 г. стр. 3-6, 20-23, 47-48.

8. Методическая газета для педагогов-психологов “Школьный психолог” №21, 2008 г. стр. 31-36.

9. Научно-методический журнал “Классный руководитель”, г. Москва, №1, 2003 г.

10. Научно-методический журнал “Классный руководитель”, г. Москва, №5, 2006 г

11. Сибирцова Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003 г.

12. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёг\нка в Российской Федерации”, от 24 июля 1998 г., №124 – ФЗ, г. Москва.