Политическая система СССР в 1930-е годы

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Предварительная подготовка.

  1. Формируются группы учащихся: идеологи, особисты, законодатели, политики, гуманисты-правозащитники, которые готовят материал по отдельным вопросам из курса истории 30-х гг. с применением книги А.И.Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”.
  2. Каждая группа должна в обязательном порядке иметь на своём месте указательную карточку.
  3. Группе гуманистов-правозащитников (сильные учащиеся) необходимо заблаговременно дома изучить материал параграфа 25.

Цели.

  1. Охарактеризовать тоталитаризм и выяснить причины утверждения в СССР тоталитарного режима, проанализировать Конституцию СССР 1936 года.
  2. Работать над умением анализировать, обобщать, делать выводы, работать с текстом учебника и дополнительной литературой, делать оценочные выводы, высказывать и доказывать своё мнение.

Понятия: тоталитаризм, тоталитарная система, ГУЛАГ, культ личности.

Оснащение.

  • Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю “История России. ХХ - начало XXI века” 9 класс, М., “Просвещение”, 2014 г.
  • Компьютер, проектор, колонки.
  • Раздаточный материал. (Приложение 1)

Тип урока: изучение нового материала.

План

1) Самоопределение к деятельности.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичное закрепление.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, дети! Мы начинаем урок истории. Я подготовила для вас сегодня много интересных и познавательных заданий, надеюсь, что мы вместе сможем решить все поставленные задачи и преодолеем все трудности. А для этого необходимо быть собранными, внимательными, любознательными и самое главное – активными! Давайте пожелаем друг другу успеха!  
II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”

1. Проверка домашнего задания.

Сделать соответствия.

2. Проверка выполненной работы у доски

Повторение

- Каким было отношение большевиков после событий в Кронштадте к общественной, духовной жизни?

- Какой вывод можно сделать по состоянию духовной жизни советского общества в 20-е гг.?

1. Учащиеся делают соответствия в Рабочем листе №1;

1 ученик – на мультимедийной доске.

Устные ответы учащихся о духовной жизни советского общеста.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока, задач на урок.

Формирование навыков аналитического мышления, умение делать выводы.

- Но население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить.

Включение музыкального трека. Слушание отрывка “Песни о Родине” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского)

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

http://www.audiopoisk.com/track/isaak-dunaevskii/mp3/6iroka-strana-moa-rodnaa -

Ребята, нет ли здесь противоречия?

А так ли вольно дышалось в 30-е годы в нашей стране? И имелась ли возможность вообще в те годы жить счастливо?

- И тема сегодняшнего урока звучит так:

“Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ века”.

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

- Тема сегодняшнего нашего урока важна для нас, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.

Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьёзны те деформации, которые претерпело всё наше общество от сталинизма.

Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привёл сталинизм, о массовых репрессиях, о свёртывании демократии.

- Противоречие есть, потому как в идеологии, навязываемой массовой культуре (песни, стихи, постановки), то есть де-юре – было строительство прекрасного (!!!) социалистического государства, а на деле - де-факто – усиление позиции партии, партийного аппарата, навязывание большевистской идеологии.

Запись темы в тетрадь.

Ответы учащихся.

(Возможные: рассматривать развитие партийной системы, процессы в обществе до начала Великой Отечественной войны, отношения власти и общества).

 

 

Физкультминутка

Цель: мотивационный настрой

Физкультминутка (учитель комментирует):

- Мы будем пробираться через тернии исторических фактов, покажите, как нужно пробираться через кустарники (взмахи руками, имитация расчистки пути). Вот вам встречается враг – или вы его или он вас! Что вы сделаете в данном случае? Правильно, лучше нанести превентивный удар. Сделайте выпад одной рукой вперёд, другой вперёд! Враг побеждён! Одними руками трудно пробраться, расчищайте дорогу и ногами влево, вправо, притаптывайте кустарник. Всё, мы на свободе! Теперь спокойно отряхните с себя листья и ветки. Потренировались, а теперь к действиям.

Выполнение физкультминутки
IV. “Открытие” учащимися новых знаний

Цель.

Выяснить особенности тоталитарного режима

- Итак, нам необходимо создать образ политической системы 30-х гг. ХХ века. Мы будем работать в группах. Группы такие: идеологи, особисты, законодатели, политики, гуманисты-правозащитники.

У каждой группы есть свой пакет документов. (Приложение 1), которые необходимо распределить между собой, изучить, сделать отчётное выступление. Кроме этого перед началом выступления группа выделяет одного человека-редактора, который будет заполнять нашу общую газету.

Поиск в интернете Солженицыне.

Поиск учащимся сведений в Интернете о Солженицыне

https://ru.wikipedia.org

Работа в группах 5-6 минут.

Выступление с отчётами.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания о политической системе 30-х гг.

- Какие изменения произошли в карательных органах в 1934 году и с чем это связано?

- Имеются ли данные о массовых репрессиях в нашем регионе и их масштабах?

- Что вы можете сказать о репрессиях среди военных, которые приняли широкие масштабы к середине 30-х гг.?

- Было ли сопротивление сталинизму, и в чём оно выразилось? Страна шла в своём цивилизационном развитии вверх, но не во всех сферах жизни общества. Если в промышленном производстве мы догнали ведущие кап.страны, то в политическом направлении – мы откатились от элементов демократии хуже, чем при царском режиме.

Ответы учащихся.
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и проблемную тему.

Мы вместе сделали попытку разобраться, как происходило свёртывание демократии, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих ваших родственников и знакомых. В сегодняшнем мире мы утверждаем демократическое общество. В недалёком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать всё необходимое, чтобы не повторились те страшные 30-е годы ХХ века.

Пресс-группа знакомит со своим репортажем и показывает свои заметки.
VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1. Составление синквейна о сути политической системы 30-х гг. (тоталитаризм, жёсткий контроль и т.д.)

2. - Что понравилось на уроке?

- Что запомнилось?

- Что оказалось сложным?

- Оценка действий на уроке.

Составление синквейна.

Ответы учащихся

Домашнее задание Мы хорошо сегодня поработали, но и это ещё не всё. Трудиться нужно всегда и потому, через тернии к звёздам – наше домашнее задание:

на слайде

§25, вопросы и задания;

Написать эссе (мини-сочинение) на тему “Я не хотел бы жить в СССР в 30-е годы, потому что…”

Запись домашнего задания.