Методическая разработка экологической игры в начальной школе "День воды"

Разделы: Экология


Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

  • Образовательные:
    • обобщить знания учеников о воде как веществе;
    • обобщить и расширить знания учеников о гидросфере – водной оболочке Земли;
    • продолжить формирование элементарных экологических понятий, выделив взаимные связи «природа – человек», показать последствия воздействия человека на природу;
    • привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды (в частности гидросферы).
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса учащихся к глобальным проблемам современности.

Оборудование: глобус, указка, стакан, трехлитровая банка с водой, карта мира, штатив, спиртовка, лед, спички, карточки 2 видов,  чистые листы бумаги, ручки, карандаши, стакан с водой, кусок сахара,  трубочка, ложечка, плакаты по теме, кусок пластмассы, карточки для рефлексии.

 «Мы унаследовали Землю от наших предков.
Мы берем ее взаймы у наших потомков».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя

– Тему нашего занятия вы определите сами, отгадав  загадку:

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать.

О себе она сказала бы так:

Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?

– Как вы считаете, чему будет посвещано наше занятие?(воде)
– День 22 марта объявлен Международным днем воды. В преддверье этого праздника мы проведем  наше занятие. Этот праздник  отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем?

(Показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода.)

2. Беседа о значении воды на Земле в сопровождении опыта

"Вода – это жизнь, – говорит народ.
Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы.
К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести углекислый газ и другие вредные вещества. Роль транспортного средства выполняет вода.
У животных – это кровь, а у растений – соки, растворы веществ.
И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и гораздо больше состоят из воды. Вот почему потеря воды – это смерть.
– А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода.
– Чтобы лучше это понять, возьмем 3-литровую банку  и представим, что это вся вода, которая есть на планете. Пресная вода (реки и озера) составляют от общего количества водной массы всего 3 % (переливаю в стакан половину).

Микро-итог: Теперь вы можете представить, как мало в окружающей среде пресной воды.

3. Различные состояния воды

Сказка:

Состояния воды

Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены, и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится.
Фигуристы:  "Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится – душу радует.
Щука: «А я люблю текучее, жидкое вещество».
Орел:  «А мне нравится бесцветное вещество. Оно вокруг нас».
Опыт:
Показали фигуристы свое любимое вещество (кусочки льда на блюдце). Показала щука свое – вода в жестянке.
А Орел и говорит: «У меня здесь нет его, но это не беда – сейчас будет».
(На штативе друг под другом располагаются: спиртовка – жестяная тарелка с водой – блюдце со льдом. Наблюдение за испарением и конденсацией пара.)
– Откуда на дне блюдца взялись капли воды?
– Почему в блюдце появилась вода?
– Засмеялись радостно Орел, Щука и Фигуристы. Оказывается, любили они одно и то же вещество – воду, но наблюдали каждый по-разному.
– И пошли они всем загадывать загадку:
«Книзу летит капельками, а кверху – невидимками (Вода)».
– И мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

На доске: лед – вода – пар.

Микро-итог: Итак, перечислите, о каких состояниях воды  мы говорили? (Жидкое, твердое и газообразное)

4. Блиц-опрос

Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем: регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.

Реки, океана и озера:

  • Сколько на нашей планете океанов? 
  • Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким?
  • Белое, Красное, Черное, Желтое-что это?
  • Какое море является самым соленым на нашей планете?
  • Как называются начало и конец реки?
  • У какого водоема бывают рукава? Какая река является самой длинной на Земле?
  • В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая
    часть пресной воды всей планеты?
  • По руслу какой реки протекает пятая часть всей речной воды мира?
  • Сколько процентов земной поверхности покрыто водой?
  • Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода?

5. Конкурс: «Знаете ли вы?»

– Знаете ли вы, кто не может обходиться без воды и неразрывно с ней связан?

1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
3. Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот)
4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)
6. Что такое «морская капуста»? (Водоросли)
7. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая гусей)

6. Физкультминутка «Вода – не вода»

Игра на внимательность. Ведущий называет слова.
Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, снег, лужа, сосулька, иней, снежинки, туча), то дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.
Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, водоросли, волны), дети качаются из стороны в сторону.
Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, пустыня, гора), дети приседают.
7. Биологический диктант (текст на доске).         
Цель: проверить усвоение знаний учащимися по теме: «Вода»

– У вас на партах карточки. Допишите пропущенные слова в предложения:

1) Реки, озера, моря входят в состав (гидросферы – водной системы).
2) (Гидросфера) – это водная оболочка Земли.
3) Прозрачность, цвет, запах – это (физические) свойства воды.
4) В природе постоянно происходит (круговорот) воды.
5) Вода является хорошим (растворителем).
6) По современным представлениям жизнь зародилась (в водной) среде.
7) Твердое, жидкое, газообразное – это (физическое) состояния воды.
8) Вода занимает (3/4) поверхности земли.
9) Примеси в воде можно определить по внешним (признакам).

– А теперь проверим, правильно ли вы ответили а вопросы.

8. Конкурс «С улыбкой по стране»

– Наш следующий конкурс называется «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймете, почему мы его так назвали.

  • Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток.)
  • В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора.)
  • Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок.)
  • Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями?  (Межа.)
  • У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у Пра – «неядовитый». Назовите
    эти притоки. (Кобра, Уж.)

9. Конкурс «Где мы используем воду?»

В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много.
Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
– Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку? Напишите.(1 минута)

(Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».)

Для чего нужна вода?

Расход воды в день (л)

Умывание

10 л ( + 45 туалет )

Купание

40 л (ванна) + 150 л (душ)

Приготовление пищи

5 л

Мытье посуды

10 л

Стирка

15 л

Мытье полов, окон

50 л

Поливка цветов, огорода

100 л

– Человек использует воду в личных целях или использует ее в промышленных масштабах (гидроэлектростанции). Раньше использовали водяные мельницы.
С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него. Писатели – фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представь себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака. В одном из своих стихотворений русский поэт Владимир Маяковский так сказал:

Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!

– А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
– Как вы уже знаете, пресной воды на планете мало, поэтому нужно как можно экономнее  расходовать её. Как это? (Не забывать выключать кран после умывания, без надобности не включать кран).

10. Игра

Проводится игра по ТРИЗу – «Хорошо – плохо».

(ТРИЗ – теория решения изобретательских задач).

Рассматривается ситуация:

Директор завода

Речной царь

Я построил завод по выпуску игрушек – это хорошо (дети радуются)

Но он сливает отходы прямо в реку – это плохо (гибнет всё живое)

Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться – это хорошо

Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина – это плохо.

– Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей?
– Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?

1) Требуется обустроить сточные сливы капитальными очистными сооружениями.
2) Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки.
3) Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина).

11. Значение воды для растений

(стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка)

– А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно пьют).
– У воды очень важная роль в питании растения. Откуда берут пищу растения? (Из воздуха – СО2).
– Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества.
– У меня на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).

Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?

Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.

Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.

12. Экологическая задача «Как Таня растения поливала»

– В Танином доме растут растения. На южном окне – большой столетник – алоэ и маленькие кактусы. На северном окне – бегония королевская и фикус.
Поручила мама Тане ухаживать за ними. Таня девочка старательная, каждый день принялась поливать растения. Подойдет к бегонии и фикусу, а они ей будто шепчут: "Спасибо, Танюша, мы воду любим... А вот кактусы и алоэ стали что-то грустными. Как будто тихонько стонут, когда Таня льет воду в их горшки.
Через три недели совсем плохи стали растения на южном окне. Подошла мама к подоконнику и руками всплеснула: Ой, Танюша, погибают наш столетник и кактусы. Таня удивилась: Почему это погибают? Фикус и бегония хорошо растут, листочки новые на них появились. А мама расстроилась и говорит: Я, дочка, виновата – не предупредила тебя о том, что...

– Почему стали погибать столетник и алоэ? (Это растения, которые произрастают в пустыне и привыкли обходиться без большого количества влаги. А Таня залила их.)
– О чем мама не предупредила Таню? Только малую часть воды, которая в них поступает, растения используют. Куда же девается остальная вода?
Часть воды насыщает клетки, остальная испаряется.
Испаряется – значит, выходит из листа через маленькие окошечки – устьица в виде пара. Одно растение кукурузы за время роста от всходов до созревания зерен испаряет большую бочку воды. Береза испаряет 6 ведер воды в день, а тополь – большую бочку воды.
Пары воды, окружающие растение, охлаждают его в самый жаркий день

14. Домашнее задание: подумайте и напишите, где и как можно сэкономить воду.

15. Рефлексия: если урок вам понравился,  поднимите голубую капельку, если нет – белый кружок.