Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока:

  • Образовательная - способствовать формированию целостного представления о развитии и распространении радикальных идей в Европе и мире XIX века.
  • Воспитательная – вызвать положительное отношение к существованию различных социально-политических идей в мире.
  • Развивающая – способствовать развитию коммуникативных, исследовательских и аналитических навыков, умений работать со схемой, составлять обобщённое представление о явлениях и выражать их в сжатой форме.

План урока:

Приветствие

Актуализация

Радикализм, радикальность, радикальные террористы, радикальные идеи даже сегодня – меняют мир. Что это за идеи и что они провозглашают?

(учащиеся отвечают: идеи требующие изменить существующий мир) Не многие сегодня знают, что все они, во многом, повторяют идеи, появившиеся в Европе XIX века. Именно изучению этих идей, методов мы посвятим наш сегодняшний урок.

Соответственно, наша цель - познакомится с радикальными идеями Европы и мира XIX века.

Изучение нового материала (презентация с революциями)

Перед Вами, на доске представлено изображение одной из самых известных революций конца XVIII века.

Что это за революция? Как называется? (учащиеся отвечают - Великая Французская революция)

Как Вы думаете имела-ли какие-либо отголоски в Европе Революционные события во Франции? (Учащиеся отвечают - Да, имела.) Почему? (Учащиеся отвечают – так как это событие повлияло не только на судьбу жителей одной страны, но и всех государств находящихся рядом с Францией).

Действительно, как Вы видите на слайде, это вызвало целый ряд событий:

  1. Февраль 1848 – во Франции – революция из-за избирательной реформы.
  2. 1848 – революция в Германии из-за голода и избирательной системы, объединение германии и создание франкфуртского парламента.
  3. Март 1848 – революция в Австрии из-за внутренних противоречий

На волне всех этих революционных событий новую силу обрели радикальные идеи, на основе которых сложились идеологии.

Идеология – система взглядов, выражающая интересы, мировоззрение и идеалы различных социальных групп, классов и отдельных личностей.

Самым ранним из идеологических течений стал -

Социализм – течение, направленное на достижение общественной справедливости, признании общества в качестве определяющего мерила любого действия.

Утопический социализм

  • Анри де Сен-Симон – в основе жизни общества должна быть христианская мораль,
  • Шарль Фурье – достижение общественного блага и равенства возможно лишь через совместную работу в “фалангах” - группах.

Марксизм

  • Карл Маркс, Фридрих Энгельс - “Манифест коммунистической партии” (1948). Представляли достижение социального равенства, через достижение подлинно правового и имущественного равенства.

Анархизм

  • Уильям Годвин – предложил в качестве метода достижения социального равенства, свержение любой власти, так как власть – насилие.

Закрепление

Мы подходим с Вами к концу урока. Давайте проверим себя с помощью двух творческих заданий

Подумайте и изобразите на схеме в тетради, как на ваш взгляд выглядели бы символы идеологий (Символы – небольшие схематичные рисунки, включающие в себя характерные для данного явления элементы)

Перед Вами лингвистический конструктор, здесь спрятано понятие и его определение. Слова представлены в именительном падеже. Переставляя слова и изменяя падежи составьте верное определение этого понятия.

Подведение итогов

Итак, Вы сегодня узнали о радикальных идеях господствующих в XIX веке. Как думаете сейчас они представлены в мире? (учащиеся отвечают – да) Где? (учащиеся отвечают – Северная Корея, Китай)

Таким образом, все, что вы изучили сегодня, актуально, даже не смотря на прошедшие 2 столетия.