Артикуляционная гимнастика. Подготовительный этап по постановке звука [с]

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели занятия:

  • Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.
  • Формировать длительную направленную воздушную струю.
  • Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
  • Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.
  • Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Книга со сказкой Теремок” с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения “Обед”: кастрюля (суп) — горох; салатник (салат) — морковь; тарелка (пюре) — картофель; чашка (компот) — груша; пироги — яблоко;
  • предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска);
  • разрезная картинка с изображением овощей.

1. Организационный момент.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее! сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказкой “Теремок”.)

Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение “забор”).

Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение “Ворота”).

Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнения “Покусаем язычок, “Пошлепаем по язычку”) и села отдохнуть (упражнение “Лопата”).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение “Лопата”), спрашивает: “Кто в теремочке живет?” (Ребенок помогает произносить фразу.)

Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить.

Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.)

Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.)

Салат из моркови, какой?.. (Морковный.)

Компот из груш, какой?.. (Грушевый.)

Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)

3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страница).

Остановился и говорит: “Пустите меня в теремок”. А у него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра “Фрукты”

Вот у зайца Димочки Фрукты в корзиночке: Яблоки и груши. Угощайтесь, кушайте! Персики и сливы, Спелые, красивые! Посмотри-ка на ранет! Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.)

Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка).

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение “забор”).

Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение “Ворота”).

Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнения “Покусаем язычок, “Пошлепаем по язычку”) и села отдохнуть (упражнение “Лопата”).

4. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке(упражнение “Лопата”), спрашивает: “Кто в теремочке живет?” (Ребенок помогает произносить фразу.)

Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить.

Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.)

Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.)

Салат из моркови, какой?.. (Морковный.)

Компот из груш, какой?.. (Грушевый.)

Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)

5. Скакал мимо заяц (открывается следующая страница).

Остановился и говорит: “Пустите меня в теремок”. А у него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра “Фрукты”

Вот у зайца Димочки Фрукты в корзиночке: Яблоки и груши. Угощайтесь, кушайте! Персики и сливы, Спелые, красивые! Посмотри-ка на ранет! Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.)

Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка).

Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

6. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая страница).

Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение “Почистим нижние зубки”).

Мечтает она о вкусном обеде.

Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть — тость — кошть — кость.

Чупчик — тупчик — суптик — супчик.

Шошишка — соситка — фосифка — сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу). попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе.

7. Бежит мимо волчок — серый бочок, несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку “Овощи”).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет.) Постучался волчок (проговаривает нужную фразу).

Пустили его в теремок.

8. Идет мимо большой... (открывается следующая страница) медведь. Остановился около теремка и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.)

Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.

Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни громко зверям: “Убегайте!.” Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с...

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого языка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал!

Итог. Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал — молодец! А кто рассказывать её помогал, тот — умница!