Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра)

Разделы: Литература


В 6-м классе предусмотрено изучение рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. Чтобы расширить представление учащихся о ранних юмористических рассказах писателя, предлагаю провести литературную игру сразу по нескольким произведениям: рассказам “Пересолил”, “Мальчики”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Злоумышленник”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”.

Цель урока:

  • расширить представление учащихся о Чехове-авторе юмористических рассказов;
  • привить навыки командной игры.

Вступительное слово учителя:

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, подписанные псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего Брата, но чаще всего – Антоша Чехонте.

Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.

Как ни труден был быт в семье Чехова (семья жила достаточно бедно), братья и сестры росли веселыми, Антон вовлекал их в веселые забавы, выдумывал смешные игры, шутки. Антон Чехов был невероятно гостеприимным, хлебосольными человеком, ему всегда были интересны люди. Он обожал розыгрыши, любил дурачиться в компании, обожал рыбалку, лес, трепетно относился ко всему живому- цветам, зверям, людям.

Сегодня мы с вами постараемся понять, над чем смеется Чехов и мы вместе с ним, а что в рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках.

Основная часть урока:

Итак, приступаем к игре .

Работаем по командам, 3 ряда – 3 команды(ребята заранее могут распределиться по командам), вопросы задаются командам по очереди, если команда не отвечает на свой вопрос, то помогают другие команды, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Рассказ “Лошадиная фамилия”

Как лечил больной зуб отставной генерал-майор Булдеев? (полоскал рот водкой, прикладывал табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом и т.д.)

  • Кто советовал лечить зубы заговором? (приказчик Иван Евсеевич)
  • Как знахарь лечил зубы на расстоянии? (по телеграфу)
  • Что обещал дать в награду Булдеев тому, кто назовет нужную фамилию? (5 рублей)
  • Что случилось с больным зубом (вырвали)
  • Благодаря чему приказчик вспомнил лошадиную фамилию? (доктор поинтересовался насчет овса)

Рассказ “Мальчики”

  • Чей это портрет? (“Маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем. Он был смугл, худ, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив...” (Чечевицын)
  • В канун какого праздника происходят события в рассказе? (В канун Рождества)
  • Как Чечевицын сам себя называл, а как обращался к Володе? (Монтигомо ястребиный Коготь, вождь непобедимых, Володя – бледнолицый брат мой))
  • Какие планы мальчики строили под Рождество? (убежать из дома и добраться до Америки?)
  • Как Чечевицыну удалось в последний момент уговорить Володю бежать из дома? (сказал, что тот струсил, что “он сам поедет”, хвалил Америку, обещал отдать всю слоновую кость и львиные шкуры, рычал, как тигр, изображал пароход и т.д.)
  • Почему Володя очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же событиями? (Володя любит родителей, не хочет их огорчать, ему стыдно за то, что он доставил боль маме, друг думает только о себе)

Рассказ “Пересолил”

  • Как называлась станция, куда приехал главный герой, Смирнов Глеб Гаврилович? (Гнилушки)
  • Почему расстояние от нее до усадьбы было таким неопределенным: от 30 до 50 верст? (все зависело от резвости лошади и трезвости возницы)
  • Как определить, где перед, а где зад у телеги, по мнению возницы? (где лошадиный хвост – там перед, а где сидит седок – там зад)
  • Почему главный герой затеял странный разговор с возницей и заговорил о револьверах? (с перепугу)
  • Почему возница сбежал в лес? (землемер сделал вид, что достает револьвер)
  • Чем объяснить, что боялись оба: и землемер, и возница? (неспокойно было на дорогах!)

Рассказ “Злоумышленник”

Зачем подсудимый Денис Григорьев отвинчивал на железной дороге гайки? (на грузила для удочки)

  • Как мужики все же заботились о предотвращении аварий на железной дороге? (откручивали не все подряд)
  • Какая рыба ловится без грузила, но в тех местах не водилась? (Шелеспер)
  • Почему, по мнению климовских мужиков, лучше гайки для грузила ничего не найти? (свинец на дороге не найдешь, покупать надо, гвоздик не годится, лучше гайки ничего нет: тяжелая и дырка есть)
  • Чем закончилось следствие? (Григорьев был осужден)
  • Кому сочувствует Чехов и почему? (сочувствует обвиняемому, поскольку простому крестьянину в России недоступно образование, и Григорьев не способен понять, за что же его осудили)

Рассказ “Хирургия”

  • Чей это портрет: “Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице чувство долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние...”? (фельдшер Курятин)
  • О чем говорит последняя деталь портрета Курятина (сигара)? (дело происходит в больнице земской – сигара, распространяющая зловоние, недопустима)
  • С какой бедой к фельдшеру пришел дьячок? (у него разболелся зуб, не может петь, всю ночь не спал)
  • На что пришлось перекреститься дьячку за неимением иконы и что он принес в качестве оплаты за услугу? (перекрестился на бутыль с купоросом(карболовый раствор), а в качестве оплаты принес просвиру)
  • Какие инструменты полагались для лечения такого больного? (щипцы , козья ножка, ключ)
  • Как и почему меняются отношения между героями на протяжении рассказа? (От взаимного расположения и уважения до взаимного неудовольствия и раздражения)

Рассказ “Толстый и тонкий”

  • Где встретились бывшие одноклассники-гимназисты? (на вокзале)
  • Каким образом, не говоря еще об этом прямо, Чехов указывает на разницу в социальном положении? (толстый берет носильщика, а тонкий все тащит сам)
  • За что толстого и тонкого дразнили в гимназии? (толстого дразнили за то, что он прожег казенную книгу папироской (называли Геростратом), тонкий любил ябедничать)
  • Как тонкий и его семья отреагировала на высокое положение толстого?
  • (изменилась речь, манеры, вещи как бы съежились, сын застегнул мундир, жена выпрямилась и т.д.)
  • Какую реакцию это вызвало у тонкого?(толстый хотел что-то возразить, но на лице тонкого было написано столько благоговения, что тайного советника стошнило)
  • Что высмеивает Чехов в своем рассказе? (чинопочитание)
  • Рассказ “Хамелеон” (можно показать фрагмент фильма “Такие разные, разные лица”)
  • Решето с какими конфискованными ягодами несет городовой Очумелов? (с крыжовником)
  • Как эта деталь характеризует городового? (крыжовник мелкий, кислый, но хоть что-то взять)
  • Из-за чего поднялся шум на площади? (из-за “несложившихся” отношений человека и собаки)
  • Кого и почему укусил щенок? (Щенок цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина за то, что тот “сунул в морду щенку цигарку”)
  • Как ведет себя Очумелов по мере развития конфликта? (как хамелеон, меняет свое мнение, деталь в одежде-то снимает, то надевает шинель)
  • Что высмеивает Чехов в этом рассказе? (угодничество, отсутствие человеческого достоинства)

Общие вопросы:

В двух рассказах мы сталкиваемся с героями, так или иначе связанными с медициной, это рассказ “Хирургия” и рассказ “Лошадиная фамилия”, давайте еще раз вспомним, что сам Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и был врачом. Почему, как вы думаете, очень часто в рассказах Чехова будут героями врачи? (для него врач - самая гуманная профессия на свете, если врач ведет себя не как врач – это заставляет задуматься и о самом враче и об обществе в целом);

Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”. Как вы понимаете слова Чуковского: в чем секрет вечности юмористических рассказов Чехова?

Актуальны ли рассказы Чехова в наше время? (Можем ли мы встретить чеховских героев в наше время?)

Заключительный этап урока

Подведение итогов литературной игры, определение команды-победителя, вручение призов, выставление оценок.