Урок литературного чтения "Чебурашка" по произведению Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок изучения нового материала

1. Обучающие цели

  • Помочь вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
  • Познакомить с творчеством Э.Н.Успенского

2. Воспитательные цели

  • Воспитание патриотизма;
  • Воспитание гуманизма;
  • Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
  • Воспитание дисциплинированности;
  • Воспитание эстетических качеств.

3. Развивающие цели

  • Развитие мышления;
  • Развитие познавательных умений;
  • Развитие умения учебного труда;
  • Развитие воли и самостоятельности.

Оборудование к уроку: презентация, рисунки учеников, презентация Э.Успенский “О Чебурашке”, учебник

Ход урока

1. Организационный момент.

- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Повернитесь к ним лицом, улыбнитесь. Садитесь.

Девиз нашего урока - “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.

- Объясните смысл пословицы.

2. Проверка домашнего задания.

- Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)

- Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Борис Заходер)

- Кто желает рассказать нам песенки Винни-Пуха?

(Три разных песенки)

3. Введение в тему урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным писателем и отрывком его произведения.

Он жив и по сей день. Ему скоро будет 77 лет. Сначала он строил самолеты, но когда он начал писать книги все герои его произведений падали то с велосипеда, то с телеги, то “чебурахтались”. В результате получалось очень весело. Вот так появился наш герой о котором пойдет речь

Как вы думаете о каком писателе идет речь?

- Э Успенский.

- Правильно

Эдуард Успенский. Этот известный российский писатель и автор детских книг родился еще 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Интересно, что в школе Эдик учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И чтобы родители не ругали его за плохие оценки, он научился срезать лезвием двойки с дневника. Но на самом деле мальчик не считал, что поступает правильно, поэтому каждый понедельник он собирался взяться за ум. Но ему все время что-то мешало!

И вот однажды Эдик неудачно соскочил с крыши и сломал себе ногу. Мальчика привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой. С этого времени мальчик стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.

Но со временем Эдуард Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки. Кстати, пришла к нему эта идея случайно.

Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории.

Так и появились первые произведения этого писателя. Такие, например, как “Крокодил Гена и его друзья”, “Вниз по волшебной реке” и другие.

Позже Эдуард Успенский написал также пьесы “Чебурашка и его друзья”, “Наследство Бахрама” и “Отпуск крокодила Гены”.

А в 1974 году у писателя появилась новая сказка - “Дядя Фёдор, пёс и кот”.

Но Эдуард Успенский написал и много других очень интересных книг для детей.

Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если правильно разгадаете шифровку:

ЧБРШК

(на доске)

Правильно - это Чебурашка.

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

-Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского “Чебурашка”.

Самые известные и любимые всеми произведения : “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Фёдор пёс и кот”, “Про Веру и Анфису”, “Колобок идёт по следу”, и другие.

4. Речевая разминка.

Ученики читают вслух хором

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.

5. Первичное чтение.

Теперь ребята мы познакомимся ближе с произведением.

Читает учитель и хорошо читающие дети.

Открыли учебники на странице 139.

Начинаю Я, Вы можете продолжить в любой момент так, что следим пальчиком в тексте.

6. Первичное восприятие текста.

- Понравилось произведение?

- Что особенно?

- К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть-сказка? (повесть-сказка)

- Как называется произведение, отрывок из которого мы сейчас прочитали?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

7. Физкульминутка

Раз - два - три - четыре - пять! (ходьба на месте) 
Вышли дети погулять 
Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте) 
Остановились на лугу (приостанавливаются) 
Лютики, ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки) 
Собирал .....наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны) 
Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета)

8. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

А теперь ребята мы поработаем с неизвестными нам словами. На стр. 141 у нас выделено слово “Уценённые товары”, найдите в словарике значение этого слова.

Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Умницы. Но у нас есть еще два неизвестных слова (Каюта, телефонная будка)

Каюта – помещение на корабле.

Телефонная будка – будка с телефоном-автоматом.

9. Вторичное чтение текста.

Повторное чтение по цепочке.

10. Анализ произведения.

Проверка понимания и смысла рассказа.

1 – где жил Чебурашка?

В далеком тропическом лесу.

2 – как он попал в ящик с апельсинами?

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и ул?гся спать.

3 - как Чебурашка оказался в магазине?

Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города

4 – почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька;

5 – почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.

6 – где стал работать и жить Чебурашка?

Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке, стоявшую у входа в магазин.

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).

- К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)?

- Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга. К тексту можно поставить вопрос “Что произошло?”)

11. Итог урока.

С произведением какого автора мы познакомились?

Какая книга писателя вас особенно заинтересовала во время урока, и вы хотите прочитать в ближайшее время?

Назовите основную мысль произведения.

О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья).

12. Домашнее задание

Чебурашка очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принёс вам домашнее задание.

Прочитать стр. 139 – 142 и подготовить пересказ любого отрывка.

Учитель: дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда

Ребята, давайте жить дружно!

13. Выставление комментируемых оценок.