Урок географии «На пороге Антарктиды». 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Класс (группа): 7 класс.

Технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Технология оценочной деятельности.

3. Технология учебной деловой игры.

Аннотация: учебник. География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев, журнал География №12 (948), 2014 г., урок проводится согласно программе по географии 7 класса в рамках темы “Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды”. Урок обобщения, предлагается работа в группах, используются методы создания проблемной ситуации, работа с текстом учебника. Формируются УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные.

Цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Задачи урока:

  • развивать умения объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; создать условия для реальной самооценки учащихся;
  • воспитывать географическую культуру учащихся.

Оборудование: настенные карты – “Физическая карта Антарктиды”, атлас школьника, видеофильм “Экспедиция в Антарктиду”, “Русская Антарктида”, интерактивное наглядное пособие Антарктида, мультимедиа проектор.

Ход урока

1. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Ричарда Бэрда, американского полярного исследователя: презентация, слайд

“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели. Такова Антарктида…материк, который по площади почти равен Южной Америке… и внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны”.

Учитель включает видеофрагмент “Русская Антарктида 21 в.”. (0:15 -1: 34)

Слайд 4. Цифровой диктант “на слух” - ответить на вопросы письменно (да - 1, нет – 0).

“Я утверждаю, что…”

  1. Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вокруг Южного полюса. (1)
  2. Антарктида – самый жаркий материк на планете. (0)
  3. Антарктида имеет лишь одну крайнюю северную точку – мыс Сифре. (1)
  4. Антарктида отделена от Южной Америки Магеллановым проливом. (0)
  5. Первыми достигли берегов Антарктиды русские мореплаватели. (1)
  6. На Южном полюсе находится научная станция США “Амундсен – Скотт”. (1)
  7. Территория материка принадлежит семи государствам мира. (0)
  8. Первой Южного полюса достигла экспедиция Роберта Скотта. (0)

Проверка. Слайд 5 Учитель демонстрирует на доске правильный ответ. Показывает критерии оценки, ученики выставляют себе оценки сами. Учитель просит поднять руку, кто правильно ответил на 1-й вопрос, 2-й и т.д.

Многие полярники посвятили свою жизнь исследованию природы Антарктиды, благодаря стараниям этих людей, их долгому и кропотливому труду, мы знаем ответы на многие вопросы, которые еще 40-50 лет назад казались научной фантастикой. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, но для этого нам нужно вооружить знаниями.

Учитель. Предлагаю вам, ребята, сформулировать для себя цель урока, отвечая на вопрос: чему сегодня на уроке я могу научиться? (Дети формулируют цель, записывают ее в тетрадь).

Учитель. Откройте, ребята, атлас на стр.50,

Ребята читают предложенный текст Д.Заяц. Антарктика. География №12 (948), с.24 www.geo.1sept.ru - 4 минуты.

Слайд 6

Ребята, давайте ответим на следующие вопросы:

1) Что вам известно из прочитанного об Антарктиде?

2) Найдите в тексте, что означает Антарктика?

Антарктида – самое холодное место на Земле, а также самое ветреное. Самая низкая зарегистрированная температура составляет минус 89 градусов Цельсия в 1983-м, в то время как в самый тёплый день лета она достигала около 15 градусов у побережья.

3) Какие интересные факты об Антарктиде вы узнали?

(Высота массива Винсон 4890 м, крайняя точка северная – Прайм Хед, максимальная температура в 2010 -93,2 ° С НАСА)

Слайд 7. На картах Г.Меркатора (конец 16 века) удивительным образом обозначена Антарктида, что остается загадкой для ученых.

Возвращаемся к проблемному вопросу.

– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку (ребята, прочитайте ваши цели урока!!!).

2. Физкульминутка. Слайд 9

Вместе с ребятами, используя наводящие вопросы, сформулировали проблемный вопрос.

Слайд 10. В чём причины особенностей природы Антарктиды?

Класс поделен на  4 группы:

Первая группа – географы-картографы.

Вторая группа – геологи.

Третья группа – климатологи.

Четвёртая группа – биогеографы.

Первая группа – географы-картографы

  1. Определите координаты крайних точек мыс _________. Определите особенности береговой линии Антарктиды.
  2. Выполните задание:
  3. подпишите на контурной карте все объекты, характеризующие географическое положение этого материка.

  4. Рассчитайте протяжённость с севера на юг и запада на восток.
  5. Сравните географическое положение и площадь Антарктиды с географическим положением и площадью других, уже изученных материков.

Вторая группа – геологи

  1. Используя текст учебника и план описания рельефа (1–5-й пункты), с. 312, определите, какими контрастами характеризуется поверхность материка
  2. Используя рисунки, дополнительный текст и текст учебника, расскажите о подлёдном рельефе Антарктиды. По каким признакам современные исследователи разделяют материк на Западную и Восточную Антарктиду?
  3. Известный полярный исследователь Антарктиды Евгений Иванович Толстиков писал, что Антарктида похожа на “перевёрнутую тарелку”. Почему возникло такое сравнение?
  4. Известно, что лёд Антарктиды медленно перемещается от центра ледяного купола к его краям. Каковы следствия этого постоянного движения льда?

Третья группа – климатологи

  1. Используя текст и план описания климата на с. 312, определите климатические особенности Антарктиды
  2. Используя план анализа климатической диаграммы, выполните задание на ___. Какому типу климата соответствует каждая климатограмма?
  3. Объясните, почему климат Антарктиды более суров, чем климат Арктики
  4. Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца. Как вы понимаете смысл этого образного названия?
  5. Антарктиду называют землёй ветров. Нередко ветры достигают здесь скорости до 45 м/с, или 160 км/ч. В чём причины столь частых и сильных антарктических ветров?

Четвёртая группа – биогеографы

  1. Используя текст учебника и карты атласа, составьте характеристику природных зон Антарктиды. Используйте план описания природной зоны на с. 313.
  2. Составьте словесное образное описание природных зон материка.
  3. Каковы особенности органического мира Антарктиды? Оазисы есть в Африке, есть и в Антарктиде. Как вы считаете, есть ли у них общие черты или только различия?
  4. Какое влияние оказывает Антарктида на природу Земли?

Рефлексия

Как я работал(а)? Где допустил(а) ошибки?

Со всеми заданиями

– справился(ась) сам(а) – 9–10 б.____________________
– допустил(а) ошибки – 76.______________
– не справился(ась) – 4–6 б.______________

Как работала команда?

– Дружно, совместно, разбирали задания –

9–10 б.______

– Не все активно участвовали в обсуждении –

7–8 б._____

– Работа была неинтересная, много ошибок –

4–6 б._____

Задание на 2 минуты.

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке, ваши пожелания, что понравилось? ______________

Обмен мнениями по проделанной работе.

Какое влияние оказывает Антарктида на природу Земли?

Ученики: зачитывают цели, зафиксированные в тетради, определяют уровень и способы их достижения. Делают выводы о результативности урока.

Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Антарктиде, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка. Все это позволило составить образ Антарктиды, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

Приложение