Совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети» как успешное условие сопровождения детей с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Эффективность организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО во многом зависит от того, насколько грамотно педагоги используют инновационные методы, приемы, технологии, которые открывают новые возможности для работы с воспитанниками и их родителями.

В МБДОУ д/с № 17 “Здоровячок” г. Зеленогорска функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Дети данной категории, как правило, имеют не только проблемы с нарушением зрения, но и различные отклонения в психофизическом, речевом развитии, нарушения в эмоционально - волевой сфере, социальной коммуникации, интеграции в общество. Специфичность коррекционной работы с детьми с нарушением зрения состоит во взаимосвязи и взаимодействии всех участников образовательных отношений. Таким образом, главной целью коррекционно-воспитательного процесса, которую мы ставим перед собой, является стабилизация всего хода развития детей с нарушением зрения, для успешной интеграции их в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в его повседневную жизнь, поэтому работа с родителями является одним из основных аспектов коррекционно - развивающего направления.

Чтобы помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией специалистами ДОУ разработана и реализуется программа психолого – логопедических занятий “До - школёнок”.

Цель занятий: оказание психолого-логопедической помощи детям с нарушением зрения и их родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи: интеграция детей с нарушением зрения в общество зрячих на основе сложившихся у них социально-адаптивных форм общения и поведения; повышение родительской компетентности в вопросах создания условий психологической и речевой готовности детей к школе; развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества; развитие речи и познавательных психических процессов.

Условия проведения занятий:

Занятия проводятся в группе – совместно с родителями и детьми.

В группу набираются как нормально развивающиеся дети, так и дети с нарушением зрения, т.е. с разными образовательными потребностями. Для включения в инклюзивную группу детей с нарушением зрения нами создана вариативная развивающая среда, необходимые развивающие дидактические пособия. Курс рассчитан на 20 занятий (1 раз в неделю). Продолжительность одного занятия – 30 - 40 минут. Оптимальное количество участников – 16–20 человек (8–10 семейных пар).

Структура занятий:

Все занятия построены на придуманных сюжетах. Например, в одних действуют персонажи знакомых сказок и мультфильмов “Золушка”, “Приключения колобка”, “По дороге с Красной шапочкой”, “Приключения Незнайки”, в других – вымышленные герои сюжетов “Бим и Бом”, “Приключения лисички”. В некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов: “Спасем зверей”, “Похищение Весны”. Иногда дети являются участниками в занятиях, построенных в форме путешествий, поездок и экскурсий: “Космическое путешествие”, “Прогулка по городу”. Задания, предлагаемые на занятии, выполняются совместно с родителями. Каждое задание сопровождается пояснением специалистов для родителей. Это помогает понять, на развитие каких процессов оно направлено и на что важно обращать внимание. Каждое занятие состоит из нескольких частей:

1. Приветствие – позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия, настрой на совместную работу (“Здороваемся частями тела”, “Передай приветствие по кругу”, “Выдели звук и найди пару для приветствия”, “Отхлопай слово – приветствие” и т. д.).

2. Разминка - используются специальные психогимнастические упражнения, игры на сокращение эмоциональной дистанции, упражнения на развитие внимания, фонематического слуха, слоговой структуры слова (“Охота на тигра”, “Игра с колокольчиком”, “Менялки”, “Продолжи ряд”, “Слоговые цепочки”, “Подбери слово”, “Каждой букве свое место” и др.).

3. Основная часть – ведущие продвигают группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. Используемые игры и упражнения в основной части, направлены на развитие речи (“Слоги перепутались”, “Составь слова из первых букв названий картинок”, “Деформированные предложения”, “Скажи наоборот”, “Звуковая шифровка”), мышления (“Пройди по плану”, “Логические задачи”), памяти (“Пиктограммы”, “Запомни фигуры”, “Каждой букве свое место”), пространственных ориентировок, зрительно – моторных координаций (“Телесная география”, “Пляшущие человечки”, “Графические диктанты””), коммуникативных навыков (“Карандаши между пальцами”, “Скульпторы и глина”, “Ругаемся овощами”, “Совместное рисование”).

4. Рефлексия занятия – предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоционально-смысловом (понравилось – не понравилось, и почему, что показалось самым трудным, а так же интересным, полезным), эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния “здесь и сейчас”). Ответы детей и родителей помогают отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

В результате посещения психолого-логопедических занятий по программе “До - школёнок” дети с нарушением зрения к моменту поступления в школу владеют различными специальными (компенсаторными) приемами познания окружающего мира и предметно – практической деятельности с помощью сохранных анализаторов; приобретают навыки общения с другими сверстниками и взрослыми, это позволяет им быть активными и самостоятельными в быту, в играх, на занятиях, облегчает их адаптацию к условиям школьного обучения. У детей развиваются психические процессы, речь, волевые качества, умение делать выводы, анализировать полученную информацию. Участие педагогов и родителей на занятиях способствует повышению их компетентности в вопросах создания условий психологической и речевой готовности детей к школе. Так же, родители отмечают значительные изменения во взаимоотношениях с детьми: ощущение внутреннего спокойствия; усилилось принятие своих детей; появилась большая склонность к демократическим отношениям и поступкам взамен авторитарных.

Эти данные подтверждаются результатами психолого-педагогической диагностики, опросом родителей.

Библиографический список:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М., 2009.

2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.

3. Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушение зрения: Метод. рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений. Новокуйбышевск, 2007.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

5. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М., 2004.