Педсовет «Компетенции и компетентностный образ учителя»

Разделы: Администрирование школы


В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. В свою очередь, изменение профессионального сознания учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе воспроизводства педагогических кадров и изменениям в отношении различных слоев общества к учительскому сословию. Но прежде должна быть разработана государственная политика в отношении новой генерации учителя с иным сознанием, иными ценностями и профессиональными компетенциями, направленная на создание сообщества учителей в качестве новой общественной элиты. Только новая генерация учителей вместе с новой системой управления образования сможет осуществить реальные инновационные изменения в российском образовании.

Чему противостоит компетентностный подход в образовании?

- Традиционному предметному репродуктивному “обучению”, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации).

- Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания.

- Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда 19 века.

- Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства.

В противоположность этому подходу компетентностный подход в образовании основывается на иных принципах:

- образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

- оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

- разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

- матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценки его деятельности.

Обобщив имеющиеся классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, т.е. ключевых компетенции:

1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).

2. Информационные технологии (Интернет, электронная почта, программирование и т.д.)

3. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).

4. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

5. Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).

6. Организационные (координация деятельности людей для достижения общей цели).

7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).

8. Умение учится (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.)

9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего “Я”).

Сразу следует отметить, что на сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций, и тем более, их содержательного наполнения, т.е. более дробных умений, входящих в состав ключевой компетенции.

Мы подробно остановимся на 3-х ключевых компетенциях: коммуникативной, проектной и исследовательской.

Для реализации в учебном процессе указанных выше компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы, по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов:

- ценности, принципы и цели (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности: каждый человек обладает своим “совершенством”, помочь каждому учащемуся его индивидуальное дарование сделать социально плодотворным и т.д.)

- профессиональные качества (доброжелательно и заинтересованно относится к учащимся, быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществлять коррективы в своей деятельности, иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделится им с учащимися; иметь развитую способность к критике и рефлексии, воздерживаться от роли кладезя мудрости и знаний, понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности; быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу; иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим; Демонстрировать увлеченность своим предметом; использовать четкий, понятный язы с образными выражениями.

- ключевые компетенции.

- педагогические методы, способы и технологии.

- профессиональные позиции.

Заключение.

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!

Решение педагогического совета.

В результате работы педагогического совета по теме: “Компетенции и компетентностная модель современного учителя” постановили:

1. Использовать теоретические сведения, полученные при подготовке к педсовету и во время его для совершенствования профессиональной компетентности.

2. Заниматься саморазвитием.

3. Анализировать работу каждого педагога с целью выявления его профессионального роста.

Презентация