Дополнительная общеобразовательная программа «Современные информационные технологии в экономике»

Разделы: Информатика, Экономика


Увеличение объема информации (в том числе экономической) и необходимость ее быстрого и качественного анализа выдвигает новые требования к уровню знаний и в области информационных технологий. Требуется не только вооружить обучающихся знаниями в области экономики, но и научить результативно использовать компьютерную технику в своей учебе, а затем и работе, готовя будущих специалистов в соответствии с требованиями времени.

Расширение образовательного пространства и пространства общения требует владения современными компьютерными технологиями. Ребенок должен эффективно и творчески использовать компьютерную технику, для этого необходимо сочетание подготовки в области владения компьютерным инструментарием и использование этих навыков для решения творческих, развивающих и других социально полезных задач.

Актуальность и отличительная особенность данной программы заключается в том, что предназначена она для дополнительного образования и решает задачи, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в применении к бытовой деятельности в рамках семьи и внешкольной жизни обучающегося.

Новизна программы заключается в применении современных технических средств (компьютеры, проектор, мультимедийные программы и учебники и специальное программное обеспечение), а также современных методик обучения (в т.ч. ролевые и деловые игры, работа в малых группах, создание проектов, компьютерное моделирование) и современных методов мониторинга знаний (включая тестовые контрольные задания, диктанты, рефераты, эссе, оценка управленческих решений, самостоятельно принятых в ходе деловых игр и др.).

Кроме того, применяются современные технические средства (компьютеры, проектор, мультимедийные программы и учебники и специальное программное обеспечение), широко используются современные методики обучения (в т.ч. ролевые и деловые игры, работа в малых группах, компьютерное моделирование) и современные методы мониторинга знаний (включая тестовые контрольные задания, экономические диктанты, рефераты, эссе, оценка управленческих решений, самостоятельно принятых в ходе деловых игр и др.).

Особенностью программы, реализуемой в объединении “Школа экономики и предпринимательства” является ее модульность и вариативность: основываясь на государственном образовательном стандарте по основам информатики и вычислительной техники, программа дополняет его, особенно в области современных информационных технологий.

Основная цель программы: расширить навыки грамотного и творческого использования компьютера для раскрытия своего внутреннего потенциала и личностного роста в информационном обществе.

В процессе работы осуществляется:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономики России, необходимых для социальной адаптации, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях;

• воспитание ответственности за принимаемые решения, уважения к труду, предпринимательской деятельности, социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ и гражданской ответственности.

Поэтому задачи программы направлены, прежде всего, на:

  • подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе, в результате создания “единого образовательного пространства”, предназначенного для раскрытия творческих способностей и развития навыков самостоятельной работы;
  • социальную адаптацию обучающихся к жизни в информационном обществе с рыночной экономикой;
  • формирование представления о методах сбора, анализа, обработки, хранения и передачи информации из различных предметных областей; навыков использования современных информационных технологий для решения различных задач;
  • ориентацию наиболее способных обучающихся на получение глубокого и всестороннего образования в области современных информационных технологий и вычислительной техники, предполагающего выбор интересной и, прежде всего, творческой профессии;
  • дифференцирование по профилям занятия с увлеченными детьми, углубленное изучение современных технологий с выходом на городские, дистанционные и международные олимпиады и конкурсы;
  • формированию представления о сети Internet как о средстве самообучения и самовыражения.

Программа “Современные информационные технологии в экономике”, включает работу с текстами, документами, изображениями и электронными таблицами, использование этих навыков для решения образовательных, бытовых и экономических задач и использования компьютера как инструмента творческого проведения досуга. В рамках реализации программы у обучающихся формируются устойчивые знания, умения и навыки применения информационных технологий для обеспечения высокой эффективности труда, рассматривая компьютер как инструмент, а не объект исследования. Кроме того, программа имеет большую практическую направленность.

Кто у нас учится

Обучающиеся 13-16 лет, изъявившие желание заниматься техническим направлением в Центре.

Сроки реализации и краткая структура программы

Реализация программы рассчитана на 3 года по 2 часа в неделю.

Формы и режим занятий

Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию обучающихся. В процессе обучения используются лекционно-семинарские и практические занятия, деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, презентации, кейс-стадии, викторины, мини-исследования, конференции и дискуссии по актуальным проблемам рыночной экономики, проводится работа с методическими и справочными материалами с применением технических средств обучения и вычислительной техники, организуются экскурсии на предприятия и выставочные центры.

Применяются различные формы организации работы с обучающимися: индивидуальные, парные, групповые.

Работа с ПЭВМ проводится по трем формам:

  • Демонстрационная - работу на компьютере с использованием проектора выполняет педагог, а затем учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
  • Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога.
  • Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах одного, двух или части урока с последующим контролем со стороны педагога.

Педагоги, работающие в объединении “Школа экономики и предпринимательства” применяют технологии и методы, которые органично интегрируются с традиционным обучением и повышают эффективность организации учебного процесса. Достаточно широко используется дистанционное обучение. Одна из главных задач дистанционного обучения - научить ребенка учиться, способность искать и находить новые решения, необычные способы и подходы при достижении требуемого результата. Дистанционное обучение должно носить дополнительный развивающий характер в тесной связи с основным курсом предмета и традиционными методами обучения.

Дистанционное образование - это образование для заинтересованных обучающихся, поэтому его место - дополнительное образование.

В течение учебного года для организации разумного, интересного и развивающего досуга в каникулярное время проводятся деловые игры, соревнования, конкурсы и олимпиады, а в июне месяце – летняя профильная площадка в соответствии с годовым планом мероприятий МАОУДО Центр “Диалог”.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения “модель выпускника” представляется следующим образом:

Обучающиеся имеет представление:

  • о методах обработки, хранения и передачи информации из различных предметных областей;
  • об основных характеристиках компьютеров и их влиянии на возможности ЭВМ;
  • назначение и возможности офисных программ;
  • об архитектуре компьютерных сетей и поиске необходимой информации.

Обучающиеся знает:

  • технологии обработки графической и текстовой информации;
  • технологию обработки числовых данных;
  • виды и возможности (net – митинг, электронная почта, телекоммуникационные конференции, электронные доски объявлений) информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями; и правила работы в них.
  • правила работы в сетевых проектах – конкурсах и олимпиадах.

Обучающиеся умеет:

  • критически осмысливать и анализировать полученную информацию;
  • планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя (технические навыки работы с компьютером и его периферийными устройствами);
  • использовать инструменты в графических и текстовых редакторах;
  • использовать электронные таблицы для наглядной формы представления информации и статистической обработки данных;
  • организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).

В процессе изучения курса проводятся контрольные, проверочные и самостоятельные работы, тестирование, зачетные мероприятия в виде деловых игр, марафонов, конкурсов, чемпионатов, защиты проектов и рефератов.

Формы подведения итогов реализации программы

В процессе всего периода обучения для подведения промежуточных и итоговых результатов реализации программ в ШЭП проводятся зачетные работы, мероприятия, выполнение и защита творческих проектов.

Тематика творческих работ учащихся в объединении формируется несколькими способами.

  1. Список тем, формируется и утверждается на методическом совете Центра.
  2. Список тем, формируется и утверждается на совещаниях творческой группы педагогов ШЭП.
  3. Темы работ предлагаются на свободный выбор обучающихся.
  4. Социально-значимые темы.
  5. Конкурсная тематика.

Учебно-тематический план (Приложение 1).

Содержание программы (Приложение 2).

Методическое обеспечение программы

Для наилучшего усвоения материала программы используются различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • формы занятий: лекция, семинар, дискуссия, самостоятельная работа, практическая работа и игра.
  • способы обучения: индивидуальная и групповая работа.
  • форма подведения итогов: дистанционного тестирования в режиме локальной сети; итоговые контрольные и тестовые работы; итоговые практические работы, проектные работы и др.
  • методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение, частично поисковый.

Эффективными методами активации процесса обучения можно считать метод проблемного изложения, при котором лекция становится похожей на диалог, а преподавание имитирует исследовательский процесс и метод кейс-стади (учебных конкретных ситуаций – УКС). Применение этих методик способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

При освоении программы обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы не только в будущей практической деятельности, но и в повседневной жизни в роли потребителя, а также в своей учебной деятельности в школе. Т.о. программы объединения “Школы экономики и предпринимательства” предполагают практическое осмысление их разделов и тем на практических занятиях при решении экономических задач.

Для развития самостоятельности и творческой активности предлагается выполнение самостоятельных, творческих, исследовательских работ с экономической направленность заданий, разнообразных деловых игр, написание рефератов по выбранной тематике, составление тестовых заданий, ребусов и кроссвордов, выполнение и защита проектов.

В качестве главного критерия отбора материала, включенного в программу 3-х летнего обучения, является возможность применения полученных знаний не только в обыденном использовании компьютера в качестве пользователя, но и в дальнейшей исследовательской работе в различных областях знаний.

Метод проектов – это еще один достаточно эффективный комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность и творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов органично сочетается с групповыми формами обучения, формирует навыки системного подхода к решению задач, усиливает самостоятельность в процессе работы, устанавливает стиль общения между учителем и учеником как равноправного партнерства, обеспечивает выход на телекоммуникационные проекты.

Метод проектов можно использовать с I ступени обучения в объединении “Школа экономики и предпринимательства” с выполнения мини-проектов при работе над своей упаковкой, составлении кроссворда, статьей о покупке товара. Наиболее эффективно метод проектов может быть использован на III ступени при решении сквозной задачи, на этапе профильной подготовки детей.

Программой не ставится задача освоения обучающимися всех (даже широко распространенных) программных средств, используемых на ЭВМ. Последнее просто не представляется возможным в рамках отводимых учебных часов, да и не является целесообразным, учитывая все многообразие таких программ. Гораздо важнее показать обучающимся основные преимущества, предоставляемые ЭВМ человеку (комбинаторные, вычислительные, графические и моделирующие возможности компьютера), которые и определяют широту распространения средств вычислительной техники. Предусмотренный курсом перечень прикладных программ позволяет сделать это достаточно подробно.

В процессе обучения значительное время обучающимися самостоятельно работают над решением поставленной задачи. Общие проблемы по мере возникновения педагог помогает разрешить централизовано, но даже они часто несут индивидуальный оттенок. В этих условиях особую роль приобретает способность самостоятельно решать задачу, в случае затруднений искать различные подходы и обращаться за помощью, не дожидаясь вмешательства учителя, что развивает способность ответственно относиться к делу, а именно это является важнейшей задачей всего периода обучения в объединении “Школа экономики и предпринимательства”.

Дидактический материал

  1. Теоретический материал по теме “Кодирование информации”.
  2. Теоретический материал “Файлы и файловая система”.
  3. Презентация “Кодировочные таблицы”.
  4. Презентация “Кодирование символьной и звуковой информации”.
  5. Презентация “Кодирование графической информации”.
  6. Раздаточный материал - задачи по теме “Кодирование информации”.
  7. Раздаточный материал “Информация: понятие, виды, свойства”.
  8. Самостоятельная работа “Файлы и файловая система”.
  9. Раздаточный материал с задачами по теме “Единицы измерения информации”
  10. Исследовательская работа “Форматы графических файлов”.
  11. Тест “Информация: понятие, вид, единицы измерения”.
  12. Тест 1 “Основы языка разметки гипертекста”.
  13. Тест 2 “Основы языка разметки гипертекста”.
  14. Тест 3 “Основы языка разметки гипертекста”.
  15. Тест “Электронные таблицы”.
  16. Тест “Система управления базами данных”.
  17. Практическая работа “Коллаж”.
  18. Практическая работа “Вставка надписи”.
  19. Проверочная работа “Электронные таблицы”.
  20. Проверочная работа “Система управления базами данных”.
  21. Проверочная работа “Веб-сайт”.
  22. Дидактические материалы по теме “Освоение системной среды Windows”.
  23. Сборник дидактических материалов по теме “Графический редактор Paint”.

Аппаратная и программная поддержка

Курс рассчитан на широкое применение ПЭВМ и предусматривает выделение не менее половины всего времени на практическую работу на компьютере.

Решение учебных задач осуществляется с использованием разнообразного программного обеспечения компьютера.

Программная поддержка курса:

  • Операционная система Microsoft Windows.
  • Стандартные программы Windows: графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, калькулятор.
  • Текстовый редактор Microsoft Word.
  • Электронные таблицы Microsoft Excel.
  • СУБД Microsoft Access.
  • Презентации Microsoft Power Point.
  • Программы векторной графики.
  • Программы растровой графики.
  • Программы для создания логотипов.
  • Браузер Internet Explorer.
  • Телеконференции NetMeeting.
  • Локальная электронная почта Microsoft Outlook Exchange.
  • Тренажеры мыши и клавиатуры.
  • Логические и развивающие игры.
  • Конструкторы мультфильмов.
  • Электронные учебники.
  • Web-странички Internet.
  • Пакет обучающих программ РОБОТЛАНДИЯ.
  • Образовательный комплекс “1С Школа: Практикум по экономике 9–11 классы”.
  • Образовательный комплекс “1С Школа: Экономика и право 9–11 классы”.
  • Генератор тестов – HyperTest или TESTER (программы аналогичного назначения)

Разнообразие применяемого прикладного программного обеспечения не только служит развитию у учащихся умений обращаться с компьютером, но и позволяет на практике показать им широту областей применения ЭВМ.

Для освоения современных программных продуктов необходимо наличие компьютеров Celeron333, RAM 64-128M, SVGA, наличие multimedia-компонент (DVD-ROM в локальной сети, звуковые карты), экран и проектор. Компьютеры должны быть объединены в локальную сеть с выделенным сервером, что позволяет разделять дисковые ресурсы и легко администрировать систему. Для освоения глобальных компьютерных сетей и участия в международных и дистанционных олимпиадах необходимо наличие выделенной линии с выходом в Internet.

Список литературы

  1. 100% самоучитель по созданию Web-страниц и Web-сайтов: HTML и JavaScript/ А.Ю. Гаевский, В.А. Романовский. - М. Технолоджи – 3000: Изд-во Триумф, 2008. - 464 с.: ил. – (100% самоучитель).
  2. Дронов В.А. JavaScript. Народные советы. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007 – 336 с.: ил.
  3. Дуванов А.А. Web-конструирование. HTML. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003 – 464 с.: ил.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред. И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
  5. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.
  6. Информатика и ИКТ 8-9 / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер Пресс, 2010.
  7. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. -С-Пб.: “БХВ-Петербург”, 2004.