Программа внеурочной деятельности. Клуб «Познай себя»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Срок реализации: 4 года (1-4 класс).

Возраст участников: 6,5-11 лет.

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка.

Повышение психологической культуры школьников является основной целью преподавания психологии в школе.

При изучении психологии в школе могут ставиться следующие задачи:

- дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;

- помочь учащимся в познании других людей, в самопознании, в саморазвитии;

- ориентировать учащихся на профессию психолога.

При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.

Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны быть научно обоснованы.

Принцип систематичности предполагает, что учебный материал дается в определенной последовательности. При, этом показывается взаимосвязь разных, психологических понятий и закономерностей друг с другом. Для этого учебная программа должна строиться в соответствии с определенной логикой.

Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а также, уровню, их развития. Опыт ясной и понятной формулировки психологических знаний для категории учащихся 1-4 классов предлагается в пособии.

Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации более емкое и потому обеспечивает лучшее понимание знаний. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической), также может повысить эффективность обучения.

Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: а) формирования.потребности учащихся в психологических знаниях; б) диалогической формы обучения; в) проблемного подхода в обучении, г) широкого использования практических методов обучения (в.виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном преподавании психологии заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны проясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.

Клуб “Познай себя” является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, Общий объем времени по плану четырехлетнего обучения 135 часов из расчета отведенного времени по классам: 1 класс – 33 ч., 2, 3, 4 классы по 34 часа.

Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью в 1 классе 35 минут в 1 полугодии и 40 минут во втором полугодии, во 2, 3, 4 классах 1 раз в неделю по 40 мин. Рекомендуемая наполняемость групп от 12 до класса комплекта.

Главной целью изучения психологии младшими школьниками является знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Основными задачами изучения психологии младшими школьниками являются следующие:

- первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

- изучение ощущений и восприятий и развитие соответствующих способностей;

- изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;

- изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;

- изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;

- изучение воображения, методов и упражнений для его развития;

- изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;

- изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;

- изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.

Принципы обучения психологии младших школьников

1. Конкретность и образность в обучения психологии - является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлении.

2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях.

Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно действенное усвоение психологических знаний, а с другой — получение непосредственного опыта, их применения для решения практических задач.

3. Систематичность в повторении основных -психологических понятий и закономерностей.

В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы “Память”, “Мышление” изучаются в 1, во 2 и 3 классах, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.

4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие.

Несмотря на общее мировоззренческое значение уроков психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей; их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.

5. Межпредметные связи при изучении психологии в начальной школе.

Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.

6. Широкое использование игровых форм и методов.

Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.

II. Тематический план программы

Приложение 1

III. Содержание программы

1-й год обучения

Что изучает психология (1 час)

Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека. Раскрыть понятие “психология”.

Уроки, общения. (10 часов)

Способы человеческого общения. Познакомить co способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами

Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям. Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека

Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника. Научить слушать собеседника

Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх отвращение, радость, горе, гнев. Раскрыть понятие “эмоции”

Настроение мoё и окружающих. Цветопись настроения. Познакомить со способом диагностики настроения через цветопись настроения.

Поступки мои и окружающих. Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих.

Индивидуальные особенности человека.Темперамент. Характер. Способности. Раскрыть понятия “темперамент”, “характер”, “способности”.

“Волшебные слова” вежливое отношение к людям. Познакомить с группами слов вежливого обращения.

Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей. Обсудить культуру поведения и распределение обязанностей в семье.

Умеем ли мы общаться (обобщающее занятие по теме “Уроки общения”) Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения

Мышление (3 часа)

Что такое мышление. Раскрыть понятие “мышление”.

Образ. Образное мышление. Раскрыть понятия “образ”, “образное мышление”.

Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами Дополнить знания. о понятии “образное мышление”, его разновидностях.

Абстрактное мышление. Раскрыть понятие “абстрактное мышление”.

Восприятие (10 часов)

Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений. Закрепить понятия “восприятие”, “ощущения”.

Восприятие величины, формы, цвета. Раскрыть приёмы восприятия величины, формы, цвета.

Восприятие пространства: размер, направление, расстояние. Раскрыть приёмы восприятия пространства.

Восприятие движения. Раскрыть приёмы восприятия движения.

Восприятие времени. Раскрыть приёмы восприятия времени.

Игры на развитие ощущений и восприятия. Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия.

Иллюзии восприятия. Раскрыть понятие “иллюзии восприятия”.

Правила восприятия материала. Раскрыть правила восприятия материала.

Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности. Закрепить понятие “наблюдательность”.

Обобщающее занятие по теме “Восприятие” Закрепить понятия “восприятия”, “ощущения”.

Память (9 часов)

Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе. Раскрыть понятие “память”, роль памяти в жизни человека.

Зрительная память. Раскрыть понятие “зрительная память”.

Оживление картины как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин.

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании. Раскрыть понятие “слуховая память”.

Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо.

Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. Раскрыть понятие “двигательная память”.

Осязательная память. Тактильные представления при запоминании. Раскрыть понятие “осязательная память”.

Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании. Раскрыть понятие “обонятельная и вкусовая память”.

Обобщающее занятие по теме “Память” Закрепить понятия “память”, “виды памяти”, “приёмы запоминания”.

IV. Предполагаемые результаты реализации программы

После окончания курса “Познай себя” учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание.
  2. Проявлять собственную активность в получение знаний.
  3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании;
  • знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы;
  • приобретение знаний об особенностях психических свойств личности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений школьника к своему психическому здоровью и здоровью окружающих его людей;
  • развитие толерантности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

школьник может приобрести:

  • опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;
  • опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных операций;
  • опыт формирования позитивного образа “Я”, самопринятия.

V. Формы и виды контроля

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика;
  • диагностика на конец года;
  • ответы на вопросы;
  • портфолио.

VI . Методические рекомендации.

Учителю, ведущему развивающие занятия в 1-м классе, необходимо помнить об особенностях развития школьника:

1. Мышление. Преобладание наглядно-образного мышления, конкретность мышления – на уровне конкретных операций. Классификация, обобщение на уровне конкретных понятий, зачастую критерием являются второстепенные признаки. Теоретическое мышление не сформировано. Логические умозаключения на стадии формирования. Анализ и синтез на стадии формирования, трудно выделять свойства, существенные качества. Только начинается овладение рефлексией, т.е. способностью рассматривать и оценивать собственные действия.

2. Память. Наиболее развита наглядно-образная память. Большое значение имеет механическое запоминание, материал пытаются заучивать дословно. Не умеют организовывать смысловое запоминание, выделять смысловые группы, опорные пункты для запоминания. Преобладает непроизвольное запоминание, лучше запоминаются яркие, эмоционально насыщенные события, сведения.

3. Внимание. Слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво. Возможности волевого регулирования внимания, управления им ограничены. Преобладает непроизвольное внимание, зависит от наглядности, яркости происходящих событий.

4. Учебная деятельность. Не сформированы основные приемы учебной деятельности. Учебная мотивация зависит в основном от внешних условий. Темп урока неровный, не способны выдержать весь урок. Требуется частая смена деятельности.

5. Общение со сверстниками и взрослыми. Достаточно велик авторитет взрослого, регуляция поведения опирается на оценку взрослого. Поведение ситуативное, не сформированы эффективные приемы конструктивного взаимодействия.