Методическая разработка урока по истории для 7-, 10-х классов “Быт и нравы великорусского народа в XIV–XVII веков”

Разделы: Урок с использованием электронного учебника, Патриотическое воспитание


Цель образовательная: охарактеризовать жизнь и быт русского народа, выяснять причины появления у русского народа тех или иных обычаев и традиций.

Цель развивающая: развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, абстрактное и логическое мышление, эмоции.

Цель воспитательная: воспитывать культуру речи, дисциплину, аккуратность, внимательность, творческое отношение к выполняемой работе, любовь к истории Отечества, гордость за свою страну, интерес к русской национальной культуре и пище.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, учебник А.Н. Сахарова, Б. И. Буганова “История России с древних времен до конца XVII века”, карта “Россия в XVI - XVII веков”, изделия из теста, приготовленные руками учащихся, тестовое задание “Быт и нравы великорусского народа в XVI - XVII вв.”, CD-диск “Кулинария”, книги Е. Осетрова “Живая Древняя Русь”, Н. И. Костомарова “Очерк домашней жизни, нравов великорусского народа в XVI - XVII вв.”.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (2 минут): приветствие, объявление темы, постановка целей, задач.

2. Слово учителя: “Сегодняшний урок посвящен быту и нравам русского народа XVI -XVII вв. Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей, да археологические остатки. Как же жили люди той эпохи? Ребята подготовили к уроку доклады, давайте их прослушаем.

Эпиграф к уроку:

Не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима во всех концах земли.
Илларион “Слово о законе и благодати” (XI в.)

С докладом по теме “Деревянные постройки XVI - XVII вв. на Руси” выступает учащийся. (3 минуты). Перед докладом учитель нацеливает учащихся на конспект доклада и его внимательное прослушивание.

ДОКЛАД

ТЕМА: “Деревянные постройки на Руси XVI–XVII вв.”

Мало дошло до нас замечательных старинных деревянных сооружений - они гибли от частых пожаров и довольно регулярных военных лихолетий. Народная память сохранила в фольклоре смутные воспоминания о некогда существовавших сказочных теремах и роскошных палатах. В сборнике “Древние российские стихотворения” К. Данилова описывается как воинская дружина строит терема Соловья Будимировича Забаве Путятишне:

Со вечера, поздным - поздно,
Будто дятел в дерево пощелкивали,
Работала его дружина хоробрая,
Ко полуночи и двор поспел:
Три терема златоверхие,
Да трое сени косящати,
Да трои сени решетчаты,
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце, в терему солнце,
На небе месяц, в терему месяц,
На небе звезды, в терему звезды,
На небе заря, в терему заря -
И вся красота поднебесная.

Изба - это сруб, где щели между бревнами заткнуты мхом. Сруб - бревенчатая постройка. Изба была деревянная с двускатной крышей из теса или соломы. Печь из глины, а у богатых - из кирпича, топилась по черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил дым, закрывались заволоками. Горожане жили в полуземлянках: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо.

Изба, стоявшая на земле, имела подклеть - нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева жили наверху, в горнице. Еще более богатые имели клети с подклетями - летние помещения, не отапливаемые, в них жили летом. Горницу, имевшую “красные”, а не “волоковые” стены называли светлицей. У очень богатых был третий ярус дома - терем. Перед входом стояли сени.

В домах стояли столы, скамьи, лавки, у богатых - табуретки, маленькие скамеечки под ноги. Избы по вечерам освещались лучинами из дерева, их вставляли в печную щель. Употребляли и сальные свечи, стоявшие в подсвечниках.

Простолюдины носили короткие рубахи из сукна и холста, стянутые на талии поясами. Для зимы носили меховую одежду (медвежью). Носили лапти, кожаную обувь.

После доклада задаются учителем закрепляющие вопросы:

а) Чем отличались избы бедных людей и феодалов?

б) Объясните понятие “терем”, “горница”, “светлица”, “клети”, “подклети”, “сени”, “изба”, “сруб”.

в) Опишите домашнюю утварь, мебель XVI - XVII вв. (3 минуты).

С докладом по теме “Семейные нравы русского народа в XVI - XVII вв.” выступает учащийся (3 минуты). Перед докладом учитель нацеливает учащихся на внимательное прослушивание и конспектирование урока.

ДОКЛАД

ТЕМА: “Семейные нравы русского народа в XVI–XVII вв”.

Больше до нас дошло сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в завещаниях. Одежды длинные, до пят, по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными камнями. У мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка. У женщин - шуба, опашень, петник, кортель, телогрея. Украшались широкими обложными воротниками (ожерелья),соболями, драгоценными камнями, жемчугом. И женщины и мужчины носили украшения - перстни, мониста, цепи, пояса, серьги, венцы с “рясами” из жемчуга и др.

Некоторые монахи были склонны к роскоши, что вызывало неудовольствие мирян. Щеголи клали под одежду в плечах деревяшки, чтобы казаться шире в плечах. Женщины без меры белят и красят лицо, чернят белые брови, белят черные, выдергивают свои брови, наклеивают другие. Без такой косметики нельзя было показаться на людях, т.к. подверглись бы насмешкам.

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женою. Преклонять колено перед женщиной было унизительно. По законам приличия, порожденным византийским аскетизмом и грубой татарской ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор. Вообще женщина считалась существом приниженным и нечистым. Нельзя женщине было резать скотину, т.к. считалось что мясо будет невкусным. У казаков женщина пользовалась большей свободой, считалась помогающей мужу в делах. Девиц держали в уединении. Жених до свадьбы сам не мог увидеть лица невесты, только сваты могли ему рассказать.

Жена была не более чем ключница, не смела послать подарок другим без ведома мужа, даже есть и пить без позволения мужа. Знатным женщинам неприлично было кормить грудью детей. У мужа висела плеть, исключительно предназначенная для жены и называемая дурак. Бить жену считалось нравственной обязанностью мужа. Женщины говорили: “Кто кого любит, тот тому лупит, если муж не бьет, то значит, не любит.”, “Не верь коню в поле, а жене на воле”. Влияние жен на детей было невелико. Но если она оставалась вдовой, к ней относились с почтением. Но бывало жены писали на мужей доносы, ругались, следили за мужьями, отравляли их. Иногда жена, стремясь избежать побоев, уходила в монастырь. Блудодеяние преследовалось, но русские мужчины предавались неистовому разврату, имели у себя и жен и любовниц и наложниц, ходили к проституткам. Иногда даже закладывали жен своим товарищам. Иногда блудили с сестрами, матерями и дочерями. Оскорбить вдовицу считалось величайшим грехом. Примеры непочтения детей к матерям были нередки. Иногда сыновья, получив наследство, выгоняли мать. Отец пользовался большим почтением. “Имей чадо отца своего, как бога, а мать свою, аки сам себя”. Покорность детей была рабская, физически их наказывали постоянно.

В семье и общественных делах женщины пользовалась уважением. Они владели имуществом, выступали в судах в защиту своих интересов, участвовали в пирах. После кончины мужа, не обязательно было постригаться в монахини, что в позднее время стало правилом. Княгини принимали послов, улаживали споры между князьями. Женщины участвовали в полевых работах, торговле, ремесле.

Вопросы после доклада (3 минуты):

а) Опишите одежду русских людей в XVI - XVII вв.

б) Каково было положение женщины в этот период?

в) Что особенного было в женской косметике?

г) Какие украшения носили в тот период времени?

С докладом “Пища русского народа в XVI - XVII вв” выступает учащийся. Учитель нацеливает учащихся на прослушивание и конспектирование доклада.

ДОКЛАД

ТЕМА: “Пища русского народа в XVI–XVII вв.”

Посуду делали из дерева и глины. Варили в железных котлах. Металлическая посуда имелась в основном у бояр и князей. Имелась золотая и серебряная посуда.

Еду составляли блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб ели простые люди, пшеничный - богатые.

Зерно мололи различным способом - дробили в ступах, жерновах, просеивали через решето. Тесто замешивали на теплой воде (“укроп”), пекли на закваске (“квас”). Обычные хлеба называли “каравай”, получше - “пироги”, хлеб круглой формы - “калачом”. Из пшена (проса) варили кашу, ели, приправляя медом, из овсяной и гороховой муки кисели. Из овощей ели капусту (квашеную, свежую), морковь, репу, редьку, огурцы, свеклу, лук, чеснок, тыкву. Мясо - говядина, свинина, баранина, реже птица - на столе бедного человека употребляли не часто, часто - рыба. Из молочных продуктов - масло, творог (сыр), молоко.

Еду приправляли солью, укропом, перцем. Соль была дорога. Ели яблоки, груши, вишни, сливы, орехи, смородину.

По праздникам пиры устраивали и трапезы в память по умершим. Топили баню, в ней вешали полотенца, ставили еду. Души умерших (“навьи”) могли помыться и покушать. Потом ели присутствующие и поминали умерших.

Мирские пиры устраивались в складчину под открытым небом летом, около церкви, зимой - в доме священника или в мирском помещении. На пирах были песни и пляски. Частыми гостями были скоморохи - лицедеи. Священники нередко осуждали такие пиры, т.к. они часто сопровождались языческими обычаями, непристойностями. Церковь осуждала охоту, турниры.

Лучший сорт калачей пекся в виде колец в небольшого размера. “Хлеб” - преимущественно ржаной. Белый хлеб называли “караваями”, “куличами”. Русский стол разделялся на 2 вида: скоромный и постный. По популярности на первом месте были пироги и пирожки, оладьи, блины, сырники, хворосты.

Кисели подавались в скоромном виды с молоком, в постном - с маслом. Делалась вареная лапша с молоком и сливочным маслом, молочная каша, сыр из творога со сметаной.

Мясные кушанья были жареные и вареные. Вареные подавались с бульоном, в ухе, в рассоле. К ним подавалась гречневая каша, капуста. Ухой назывался суп или похлебка. Большой популярностью пользовались грибы. Жареные мясные блюда были печеные, сковородные. Грудинка подавалась на уху, почки и лопатки - на жареное, ножки начинались яйцами, рубец - кашею, печенку иссекали луком и, обернув перепонкою, жарили на сковороде, легкое делали со взбитыми молоком, мукой и яйцами, из мозгов делали похлебку, из потрохов и мозгов готовили студень. Больше употребляли соленую говядину. Свиное мясо солилось или коптилось. Забивали свиней перед Рождеством. Из кишок делали колбасы, голова подавалась под студнем с чесноком и луком. Зайцы запекались в духовке и под взварами. Некоторые считали, что зайца есть грешно. Подавали к столу и дичь: рябчиков, куропаток, фазанов, перепелок. Подавались ломтики холодной вареной баранины, смешанные с огурцами, рассолом, уксусом, перцем (на похмелье). Рыба - лососина, белая рыба. Русские не умели солить рыбу. Хорошей рыбой считалась та, что с запахом. В постные дни рыбу, молоко, мясо есть было грехом. Горчица и уксус всегда стояли на столе. Икра была всегда на столе. Лакомства - пряники, вареные в сахаре дыни, ягоды, пастила. Заготавливали на зиму ягоду, заливая ее медом. На царских, боярских столах ставили приготовленные из сахара изображения орлов, лебедей, голубей, теремов, людей.

Показ фрагментов CD “Кухни мира”. Вопросы к докладу (3 минуты):

а) В чем особенности русской национальной кухни?

б) Из чего делали посуду?

в) В чем отличие пищи бедняков и богатых?

С докладом “Напитки русского народа в XVI - XVII вв” выступает учащийся (3 минуты). Учитель нацеливает на внимательное прослушивание и конспектирование доклада. ДОКЛАД

ТЕМА: “Напитки русского народа в XVI–XVII вв.”

Напитки, употребляемые в старину, пили квас, морс, пиво, мед, водка, виноградные вина, кисели. Квас пили все, начиная от царя до крестьянина. Повсюду были квасоварные заведения, квасные кабаки. Квас делали из солода, медвяные и ягодные. Медвяный квас приготавливался из растворенного в воде меда, процеженного, с примесью калача вместо дрожжей.

Пиво делали из ячменя, овса, ржи, пшеницы. Русское пиво было вкусное, но мутное. Гостям нельзя было от блюд, а тем более от напитков, за это могли даже избить.

Меды были вареные и ставленые. Боярский мед приготавливался следующим образом: мед разбавлялся водой (в 6 раз больше воды), кис неделю, потом его сливали в бочку, потом неделю стоял с дрожжами, потом добавляли патоку и сливали в другую бочку. Ягодный мед готовился так: ягоды варили с медом, пока ягоды не раскипали, потом снимали с огня, давали отстояться, потом процеживали, сливали в мед, уже сваренный прежде с дрожжами и хмелем и запечатывали.

Пили березовый сок. Русская водка делалась из ржи, пшеницы, ячменя. Водка называлась вином, вино простое, боярское, двойное. Иногда употребляли двойную, тройную, четверную (4 раза перегоняли) водку и нередко умирали от нее. Русские пили водку и во время обеда, и после обеда, и в другое время дня.

Иностранные вина употреблялись только в знатных домах в торжественных случаях. Хранили вина в погребах, ледниках, подвалах в бочках.

При царе Михаиле Федоровиче Романове стали употреблять чай, при Петре I - кофе. И чай и кофе считались лекарством.

Русская кухня основывалась на обычаях и религии. Лучшая повариха была та, которая присмотрелась как готовится у людей. Кушанья были просты и неразнообразны, на столах стояло огромное количество блюд и напитков, но блюда были похожи одно на другое. Богатые люди составляли себе роспись блюд на целый год, счет шел по церковным праздникам.

Вопросы к докладу (3 минуты):

а) Перечислите напитки, употребляемые русскими в старину.

б) В чем особенности употребления алкогольных напитков в гостях в старину?

в) Какие иностранные напитки употребляли русские в XVI - XVII вв.?

7) Викторина (10 минут). Группа делится на 3 подгруппы на равное количество человек (3 ряда), на доске чертится 3 вертикальных линии.

1 конкурс: Каждый член команды по очереди должен написать на доске названия блюд русской национальной кухни. Победит в этом задании тот, у кого получится больше названий.

2 конкурс: Каждой группе дается на листочках задание (вытягивают капитаны команд). На 1 листочке дано задание: изобразите как встречали гостей в старину. На 2 листочке задание: изобразите мирской пир. На 3 листочке задание: изобразите как в старину обращались к царям.

Подведение итогов. Вывод. Заключение.

Примечание. Учащимся дается опережающее задание: подготовить доклады, подготовить выставку изделий из теста русской национальной кухни (караваи, хлеб, кулич, пряники, оладьи, блины, пироги).

Использованная литература

1. Е.Осетров “Живая Древняя Русь”,

2. Н.И. Костомаров “Очерк домашней жизни, нравов великорусского народа в XVI–XVII вв.”.