Внеклассное мероприятие "Что? Где? Когда?"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 9, 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (118 МБ)


Цель игры:

  • создание условий, способствующих расширению и реализации через практическую деятельность знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла (математика, физика и информатика);
  • реализация интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
  • развитие творческих способностей и логического мышления учащихся.

Задачи игры:

  • развитие памяти, наблюдательности, смекалки;
  • формирование социальной активности подростков;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
  • формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • повышение интеллектуального и познавательного уровней учащихся.

Правила игры.

Игра проходит с использованием ИКТ. В ней принимают участие сборные команды 9-11 классов. На игровом столе, разделённом на сектора, находится волчок. Его в движение по очереди приводят капитаны команд.

Знатоки отвечают на вопросы, на обсуждение которых дается одна минута. За каждый правильный ответ командам начисляется 1 балл. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого принимают ответы команд. Первой отвечает та команда, которая быстрее остальных подняла сигнальную карточку. В случае неверного ответа “право голоса” переходит другой команде. Если обе команды дали неверные ответы, то на вопрос могут дать ответ группы поддержки. Жюри, в состав которого входят учителя и учащиеся, следит за быстротой реакции и оценивает правильность ответов.

Для разрядки и снятия напряжения во время игры используют музыкальную паузу. Это могут быть музыкальные номера, исполняемые учащимися. По окончании игры жюри подводит итоги и команды награждают памятными медалями и именными дипломами игры “Что? Где? Когда?”.

Итоги.

Учитель: Закончилась интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”. Многие проявили изобретательность и находчивость, показали свои знания, а главное - умение видеть окружающий нас мир. Ребята, дерзайте, учитесь, фантазируйте, развивайте самих себя, занимайтесь гимнастикой не только тела, но и ума!

Задания по физике

Вопрос: Какой физический принцип иллюстрируют поэтические строки Ю.П.Кузнецова в стихотворении “Отцепленный вагон”?

Усыпил нас большой перегон,
Проводник и кондуктор исчезли.
Говорят, отцепили вагон
На каком-то безвестном разъезде.
Мы, не зная, из окон глядим.
Только поезд пройдет вдоль разъезда,
Нам покажется - мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места.
Только он промелькнет - обнажится
То же зданьице, поле окрест.
То умчится, то снова примчится
Наш вагон на пустынный разъезд.

Ответ: Принцип относительности движения.

Задание. В стихотворении И.В.Северянина “Идиллия” имеются такие строки:

Разведи костер у брода,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревается земля.

Вопрос: Почему потрескивает хворост?

Ответ: Воздух и водяные пары, содержащиеся в дереве, при нагревании расширяются и разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.

Задание. И.А.Бунин писал:

Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом.

Вопрос: Почему весной “дымятся черные бугры?”

Ответ: Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.

Задание: В поэме И.В.Гёте “Фауст” есть такие строки:

А светящиеся мушки Вьются на его опушке Кучами, несметным скопом, Огненным калейдоскопом.

Вопрос: Какой вид излучения наблюдается у насекомых?

Ответ: Хемилюминисценция. Химические реакции, идущие в биоклетках этих насекомых, проходят с выделением энергии в виде света.

Рассказ. Робинзон Крузо внимательно исследовал свою одежду и обнаружил в карманах несколько золотых и серебряных монет. - Жалкий, ни на что не годный здесь хлам, - подумал он. Долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем вдруг стал раскладывать их по кучкам, приговаривая:

- Эти монеты для разжигания костра, а эти монеты - врачи.

Вопрос: Какого металла монету Робинзон выбрал для разжигания костра? Как с её помощью он собирался разжечь костёр?

Ответ: Из серебряной монеты можно изготовить вогнутое зеркало, так как серебро имеет большую отражательную способность. Этим зеркалом можно собрать в “точке” солнечные лучи и ими зажечь сухой мох.

Рассказ. - То было во время войны с турками,- рассказывает барон Мюнхгаузен,- однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Конь не допрыгнул до берега и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь. Нужно было выбрать одно из двух: погибнуть или как - то спастись. Ни веревки, ни шеста - ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда на месте. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота себя вместе с конем, которого сжал обеими ногами, как щипцами.

Вопрос: Может ли человек поднять себя за волосы? Ответ пояснить.

Ответ: Нет, так как никакие внутренние силы не могут сообщить телу движение. Движение возможно только при взаимодействии тел (человек -опора). А силы взаимодействия между телами изолированной системы не могут изменить положения центра тяжести системы.

Рассказ. Хотя солнце стояло еще высоко и светило ярко, тепла не давало, было холодно. Туристы рано утром, едва перекусив, отправились в путь. И дойдя до ночлежки, изрядно устали, хотелось есть и согреться. Ни в ночлежке, ни в рюкзаках спичек не оказалось, а зажигалка была утеряна во время привала в горах. Подойдя к реке, один из них отковырнул большой кусок льда и, повернувшись к другим, сказал: “Собирайте сухие ветки и мох, сейчас согреемся”.

Вопрос: Как с помощью льда можно добыть огонь?

Ответ: Нужно сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая может собрать падающие на нее параллельные лучи в одну точку. В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горючий материал.

Рассказ. Капитан Врунгель, вернувшись с очередного кругосветного путешествия, рассказывает: “ У нас в кают-компании на стене висит старинное охотничье ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже - как бабахнет. Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию, и что же вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками... Вода выливается через дыры, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно... Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников.

Вопрос: Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики?

Ответ: Пуля, попавшая в сосуд с водой по закону Паскаля должна была разбить его вдребезги, так как давление передается водой по всем направлениям одинаково.

Задания по математике

Задание 9. (блиц-турнир). Перед вами портреты великих людей: Л.Н.Толстого, М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина.

Kmo из них является автором учебника для детей под названием “Арифметика”?

Фамилиями кого из них названы города?

Кому из этих людей принадлежат следующие слова: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит?”

Ответ: 1.Л.Н.Толстой; 2. А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов; 3. М.В.Ломоносов.

Задание 10. Перед вами четыре кривые.

Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?

Ответ: Нет, окружность не является графиком функции.

Задание 11. Каждую из пяти шашек передвиньте на одну клетку так, чтобы в итоге в каждом ряду, столбце и по диагоналям находилась одна шашка.

Ответ:

Задание 12. Числа 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 58, 65 необходимо расположить в магическом квадрате так, чтобы сумма чисел по каждой вертикали, горизонтали и диагонали была одинакова.

Ответ:

Задание 13. Фамилия немецкого математика, проявившего свои незаурядные способности ещё в раннем детстве. Ему было всего 4 года, а он подправил своего отца, когда тот производил расчёт с каменщиками. Однажды в школе, когда ему было 10 лет, учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у будущего великого математика уже был готов ответ. Кто этот великий математик?

Ответ: Гаусс.

Задание 14. Сколько треугольников изображено в геометрической фигуре?

Ответ: 35 треугольников.

Задание 15. Загадкой круга увлечен...

Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом...
Прошли столетий вереницы.
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца.
Но знают все, кто был убит.

Вопрос: Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей”?

Ответ: Архимед.

Задание 16. Эрудиту и его дедушке вместе 72 года, возраст миссис Брейн и дедушки Эрудита составляет 70 лет, а всем вместе им 80 лет. Сколько лет каждому?

Ответ: Эрудиту 10 лет; миссис Брейн 8 лет, а дедушке 62 года.

Задание 17. Чёрный ящик.

Один из аналогов этого предмета пролежал в земле 2000 лет. За многие годы конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком большого ума. Что лежит в ящике?

Ответ: циркуль.

Задание 18. На рыбалке один рыбак похвастался, что выловил рыбину в целых 8 кг! На это второй сказал, что его рыба весит 8 кг плюс половина его собственного веса. Сколько весит рыба второго рыбака?

Ответ: 16 кг.

Задание 19. Геометрическую фигуру, называемую трапецией, знают все. Известно, что две её противоположные стороны параллельны. Она может быть прямоугольной, равнобедренной. Происхождение названия никак не связано с геометрией. Как переводится слово “трапеция”?

Ответ: обеденный столик.

Задание 20.В древности учение об этом математическом понятии было в большом почёте у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке, о красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. О каком понятии идёт речь?

Ответ: пропорция.

Ответ: процессор, клавиатура.

Задание 22. “Анаграмма”.

Анаграмма-литературный приём, когда из одного слова получают другое,

методом перестановки букв. Из данного слова сформировать слова, имеющие смысл: копирование. Эти слова должны состоять только из букв предложенного слова и каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в исходном слове.

(копирование-поваренок, реповник, вероника, иноверка, пионерка, копание, капонир, опарник, воронка, военкор, кивание, поверка, паровик, паникер, конвоир, ворона, опивки, парник, икание, перина, репина, корова, опорки, опенок, корона, покров, пионер, капрон, порок, парик, коран, крона, норка, копна, напор, анкер, кенар, покои, опока, вапор, повар, право, враки, венок, ковер, ивина, окапи, веник, кивер, пинок, опера, перка, покер, ворон, норов, напев, пиано, нерпа, икона, океан, наири, опека, пенка, капор, порка, копир, инвар, опора, перо, кран, пора, нора, рано, керн, крен, пена, иена, киви, вини, икар, икра, кипа, пика, каин, нерв, вина, нива, вино, воин, овин, копи, пари, вира, вика, окно, кров, вена, карп, крап, парк, репа, кора, опак, пери, пион, пони, паек, каре, река, инок, кино, кепи, пике, веко, пани, прок, вера, пиво, нрав, пики, окоп, вор, ров, вар, ива, пик, кон, пан, пир, ион, акр, рак, кап, рок, око, пар, аир, рев, век, па, ар, пи, ре, ор).

Задание 23.

Один старый китайский мудрец рассказал: “... Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий...”.

  • Сосчитайте, сколько листьев выросло к десятому дню.
  • Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить листьями половину пруда?

Ответ: 512 листьев; 9 дней.

Задание 24. В каждой из последующих фраз скрыт термин — элемент компьютера.

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией.
  2. Потом они торжествовали и радовались, как дети.
  3. Несмотря на это его феска не раз падала с головы. ( Феска - мужской головной убор в виде усечённого конуса с кисточкой, распространенный в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки).
  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

Задание 25. Один девятиклассник о себе написал так: “Пальцев у меня 32, на каждой руке по 5, а на ногах 14”. Может ли такое быть?

Ответ: может, если использовать нестандартную систему счисления. В данном случае - “шестиричную”.

Задание 26. Подберите второе слово словосочетания:

Оперативная ......................... (память);

Операционная ...................... (система);

Оптический .......................... (диск);

Персональный ...................... (компьютер);

Сетевая .................................. (плата, карта);

Системный ............................ (блок);

Соединительный .................. (кабель);

Лазерный ............................... (принтер);

Функциональная ................... (клавиша);

Электронная .......................... (почта).

Задание 27. Во время путешествия по земному шару необходимо знать иностранные языки. Вам надо перевести слова на язык племени. Фразы на компьютерном языке в переводе на русский означают, к примеру, следующее: “ каля маля” - “красное солнышко”, “фаля маля баля” -“большая красная груша”, “цаля баля”- “большое яблоко”. Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

Ответ. Груша - “фаля”, яблоко - “цаля”, солнышко - “каля”.

Задание 28. На острове эпидемия. В компьютер “забрался” вирус, который перепутал все буквы в словах: кдси, тирнреп, сйжкотди, равлуатика, емдом, ноликок, тьмилуеаидм, петоркор. Из данных слов вам нужно восстановить слова, связанные с информатикой.

Ответ: диск, принтер, джойстик, клавиатура, модем, колонки, мультимедиа, проектор.

Задание 29. На листе бумаги нарисуйте простейшее и самое древнее приспособление для счёта.

Ответ: пальцы руки.

Задание 30. У нас шифровка. К ней дана кодировочная таблица.

С помощью этой таблицы компьютер закодировал текст: 25201538350304053835111503040038. Расшифруйте его!

Ответ: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Литература.

  1. “Математика в стихах” - автор Панишева О.В.,изд-во “Учитель”,2009.
  2. “Математика Предметная неделя в школе”, изд-во “Глобус”, 2010.
  3. “Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях”, автор Щербакова Ю.В., изд-во “Глобус”, 2010.
  4. “Занимательные внеурочные мероприятия по физике”, автор Горлова Л.А., изд-во “Вако”, 2010.
  5. Интернет-ресурсы.