Очно-дистанционный проект "Книга своими руками"

Разделы: Технология


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта Очно-дистанционный проект “Книга своими руками”
Адрес сайта http://proekt-kniga.jimdo.com
Краткое описание идеи проекта (1-2 ст.) Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" реализуется в рамках районного проекта "Человек читающий" и районного методического объединения учителей технологии.

Цель проекта:  создать  творческий проект по технологии в рамках требований ФГОС.

Задачи проекта: 

  • создать сайт очно-дистанционного проекта;
  • проработать этапы проекта;
  • изготовить книгу своими руками, используя разные материалы;
  • защитить проект.
География реализации проекта Учащиеся 5-11 классов школ Сарапульского района
Актуальность проекта Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" разработан по учебному предмету "Технология" в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования второго поколения (от 17.12.2010 года  № 1897).
Полное и обоснованное описание проекта Основные компоненты проекта:

Определение потребности и краткая формулировка задачи.

Это исследования на тему: для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно со слов "Разработать и изготовить...".

Набор первоначальных идей.

Это размышления о вариантах выбранного изделия. Для изделий, изготовляемых из древесины, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов.

Проработка одной или нескольких идей.

Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

Планирование и изготовление изделия.

Планирование процесса изготовления изделия предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися у вас знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудования.

Эта работа займёт большую часть времени, отведённого на проект, Ведите краткую запись того, как вы продвигаетесь по пути изготовления. Возможно вам придётся изменить свой план. 

Испытание и оценка изделия.

Способы реализации и оценки результатов проекта Результат проектной деятельности оценивается в два этапа: текущий и итоговый (Таблица 1).
Виды деятельности участников проекта Групповая

Индивидуальная

Отзывы участников, реальные творческие и исследовательские работы учащихся (если проект проведен) Отзывы можно посмотреть на сайте проекта в разделе “Гостевая книга”.
Описание сетевых сервисов Интернет для проведения проекта, сбора, получения, анализа, представления результатов взаимодействия участников проекта
  • Google-формы
  • Google-таблицы
  • Google-word
  • Linoit.com
Список информационных источников, предложенных при реализации проекта
  1. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/[И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.: ил.
  2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.
  3. Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
  4. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
  5. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.: ил.

Краткое описание проекта

Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" реализуется в рамках районного проекта "Человек читающий" и районного методического объединения учителей технологии.

Цель проекта: создать творческий проект по технологии в рамках требований ФГОС.

Задачи проекта:

  • создать сайт очно-дистанционного проекта;
  • проработать этапы проекта;
  • изготовить книгу своими руками, используя разные материалы;
  • защитить проект.

Участники: учащиеся 5 - 11 классов.

В проекте могут принять участие, как девочки, так и мальчики. Количество участников от одной школы не ограничено. 

Ученический проект может быть создан:

  • одним учащимся;
  • группой учащихся из одного или из разных классов;
  • одной семьёй. 

Очно-дистанционный проект состоит из двух модулей:

Первый модуль - дистанционный.

Этот модуль состоит из 5 этапов проектной деятельности и подготовительного этапа к защите проекта.

Второй модуль - очный.

Однодневная встреча для защиты проекта и подведения итогов работы в проекте.

Для выполнения первого модуля необходимо, обязательно, иметь на компьютере браузер Google и адрес электронной почты, зарегистрированный на gmail.com.

Структуру работы в проекте можно посмотреть на рисунке1.

 

Рис.1

Сроки работы в проекте:

  • регистрация - с 15.12.2014 г. по 11.01.2015 г.
  • I этап - 12.01. - 18.01.2015 г.
  • II этап - 19.01. - 25.01.2015 г.
  • III этап - 26.01. - 01.02.2015 г.
  • IV этап - 02.02. - 22.02.2015 г.
  • V этап - 23.02. - 01.03.2015 г.
  • подготовка к защите проекта - 02.03. - 08.03.2015 г.
  • самоподготовка - 09.03. - 22.03.2015 г.
  • защита проекта - 26.03.2015 г.

География реализации проекта

В очно-дистанционном проекте “Книга своими руками” принимают участие учащиеся 5 - 11 классов школ Сарапульского района.

Актуальность проекта

Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" разработан по учебному предмету "Технология" в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования второго поколения (от 17.12.2010 года  № 1897).

Полное и обоснованное описание проекта

Основные компоненты проекта

Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана по удовлетворению какой-либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества и определение реального спроса на это изделие или эту услугу. Каждый проект включает пять основных компонентов (этапов) по И.А. Сасовой:

Определение потребности и краткая формулировка задачи.

Это исследования на тему: для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно со слов "Разработать и изготовить...".

Набор первоначальных идей.

Это размышления о вариантах выбранного изделия. Для изделий, изготовляемых из древесины, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов.

Проработка одной или нескольких идей.

Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

Планирование и изготовление изделия.

Планирование процесса изготовления изделия предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися у вас знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудования.

Эта работа займёт большую часть времени, отведённого на проект, Ведите краткую запись того, как вы продвигаетесь по пути изготовления. Возможно вам придётся изменить свой план. 

Испытание и оценка изделия.

Испытание изделия. 

Удачным ли получилось ваше изделие? Лучший способ проверки - его испытание. Дайте изделие человеку, которому оно предназначается. Попросите его воспользоваться изделием и оценить, насколько оно отвечает потребностям. 

Проанализируйте, соответствует ли изделие выбранным критериям? Удобно ли им пользоваться? Что можно сделать, чтобы его улучшить?

Оценка своей работы (самооценка).

Для этого ответьте на следующие вопросы: хорошо ли сформулирована задача проекта? Правильно ли приняты решения, учитывая результаты своего исследования, или какая-то часть работы была пустой тратой времени? Правильно ли были выбраны критерии оценки? Разнообразны ли были идеи? Насколько тщательно продуманы проработка лучшей идеи, планирование и изготовление? Было ли испытание изделия объективным и полезным? И наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Последний вопрос наиболее важный: вы анализируете и оцениваете сильные и слабые стороны своей работы над проектом.

Знакомство.

Уважаемые участник! Предлагаю пройти первый этап нашей работы - "знакомство".

Задание: вам необходимо на linoit.com) разместить информацию о себе: фотографию, Ф.И., школа, класс, любимую пословицу о труде (Приложение 1).

Внимание! Рекомендации по работе с сервисом yuferevaev14@gmail.com, yuferevaev@yandex.ru.

Если задание выполнили, то можно смело переходить к I этап – “Определение потребности и краткая формулировка задачи” (с 12.01. – 18.01.2015 г.)

С чего же начать проект по технологии?

Правильно, с изучения потребностей людей. Но вы, вероятно плохо, пока представляете, как это следует делать. Давайте потренируемся и выполним упражнения, направленные на развитие навыков общения с людьми.

Упражнение 1.1. “Определение потребностей”

У каждого человека есть потребности, требующие удовлетворения.

Различают потребности:

1) физиологические (необходимые для поддержания жизни) - пища, вода, воздух, тепло, жильё и др.;

2) в безопасности и сохранении здоровья - передвижение на улице при гололёде, при большом скоплении транспорта; медицинское обслуживание и др.;

3) интеллектуальные - образование, посещение выставок, театров, кинотеатров и т.п.;

4) в общении и уважении - возможность выразить себя, признание достоинств и т.п.;

5) в самовыражении - возможность проявить свои знания, умения, творчество.

Этапы работы в Приложении 2.

Упражнение 1.2. “Как проводить опрос (интервью)”

Прежде чем проектировать какое-либо изделие, вы должны как можно больше узнать о тех людях, для которых вы будете его создавать. Один из общепринятых способов - это интервью, или опрос. Данное упражнение поможет вам подготовиться и взять интервью.

Этапы работы в Приложении 3.

Упражнение 1.3. “Краткая формулировка задачи”

Обычно перед исполнителем ставят задачу с указанием, что необходимо спроектировать и для кого. Например: "Разработать и изготовить обучающую игру (игрушку) для ребёнка четырёх-пяти лет" или "Разработать и сшить фартук для работ по дому и на кухне". 

Этапы работы в Приложение 4.

Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.

Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.

Шаблон онлайн тетради можно скопировать см.  Приложение 6.

В онлайн тетради вам необходимо:

  • сформулировать тему вашего проекта;
  • определить потребность вашего проекта;
  • краткая формулировка задачи.

Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.

II этап – “Набор первоначальных идей” (с 19.01. – 25.01.2015 г.)

В этом разделе вы научитесь анализировать изделия через дизайн-анализ и мозговой штурм, а так же выбирать лучшую идею. 

Упражнение 2.1. “Анализ изделия пользователем”

Все изделия создаются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наиболее эффективный способ понять, насколько изделие отвечает этой задаче, - воспользоваться им или посмотреть, как им пользуются другие.

Этапы работы в Приложении 6.

Упражнение 2.2. “Дизайн-анализ”

Дизайн-анализ - это способ исследования изделий, предметов интерьера, созданных другими людьми. С помощью него можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических - (что делает его удобным в использовании).

  Каждое изделие появляется в результате процесса проектирования. С помощью данного дизайн-анализа вы сможете не только исследовать замысел дизайнера, но и попытаться понять, какие решения он принимал в ходе работы над этим изделием и почему.

Этапы работы  в Приложении 7.

Упражнение 2.3. “Мозговой штурм”

Мозговой штурм, или свободное выражение  своих мыслей, приводит к проявлению множества идей. Во время мозгового штурма вы концентрируетесь  на том, чтобы "выплеснуть" все свои идеи, какими бы странными или непривлекательными они ни казались на первый взгляд.

Этапы работы в Приложении 8.

Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.

Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.

Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.

В онлайн тетради вам необходимо:

  • исследовать анализ проблемы;
  • проанализировать изделия пользователем;
  • провести дизайн-анализ и мозговой штурм.

Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.

III этап – “Проработка одной или нескольких идей” (26.01. – 01.02.2015 г.)

На этом этапе вам необходимо определить перечень критериев и проработать одну из идей.

Упражнение 3.1. “Определение перечня критериев”

Чтобы не тратить много времени на разработку изделия, не удовлетворяющего потребности пользователя (заказчика), необходимо собрать как можно больше информации о нём. Для этого необходимо выяснить требования, которым должно соответствовать изделие. 

В нашем случае перечень критериев (требований) будет следующий:

какие функции изделие должно выполнять;

как изделие должно выглядеть;

какие материалы и отделка могут быть использованы;

каковы размеры изделия;

каковы требования безопасного пользования, экологичности и др.

Этапы работы смотрите в Приложении 9.

Упражнение 3.2. "Выбор лучшей идеи"

Вы должны решить, какая из идей самая подходящая. Спросите себя: "Какая идея лучше всего отвечает потребностям?", "Достаточно ли у меня времени, чтобы её реализовать?", "Есть ли в школе необходимое оборудование?", "Смогу ли я найти нужные материалы?", "Какая из идей соответствует выбранным критериям?".

Этапы работы смотрите в Приложении 10.

Упражнение 3.3. “Проработка выбранной идеи”

Вам следует продумать все детали проекта. Например, как представить эскизы изделий из древесины или металла. Какие выбрать размеры , способы соединения деталей. В проектах при изготовлении швейного изделия необходимо сделать выкройку, соответствующую вашей фигуре.

Этапы работы смотрите в Приложении 11.

Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.

Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.

Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.

В онлайн тетради вам необходимо:

  • определить перечень критериев;
  • выбрать лучшую идею;
  • проработать выбранную идею.

Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.

IV этап – “Планирование и изготовление изделия” (02.02. – 22.02.2015 г.)

После проработки лучшей идеи можно приступать к планированию изготовления изделия.

Упражнение 4.1. “Планирование изготовления”

Представьте себе, что вас попросили спроектировать и изготовить одно из изделий:

  • фартук для работы на кухне;
  • небольшой столик для гостиной;
  • полезный для здоровья бутерброд.

Выберите одно из изделий и выполните см. Приложение 12.

Упражнение 4.2. "Технологическая последовательность"

В этом упражнении вам необходимо написать последовательность изготовления изделия.

Этапы работы в Приложении 13.

Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.

Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.

Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.

В онлайн тетради вам необходимо:

  • проработать технологии изготовления книги;
  • составить технологическую карту изготовления книги;
  • изготовить книгу.

Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.

V этап – “Испытание и оценка изделия” (23.02. – 01.03.2015 г.)

Поздравляю! Вам осталось выполнить последний этап.

В пятом этапе вам необходимо поставить оценку своему изделию, оценить качество проектирования и заполнить диаграмму "Паучок".

 Упражнение 5.1. "Окончательная оценка проекта"

Когда проект завершён, необходимо выполнить его оценку (самооценку), а затем подготовить презентацию. При этом важно оценить как готовое изделие, так и качество его проектирования. Это поможет выявить сильные и слабые стороны и избежать ошибок в дальнейшей проектной деятельности.

Этапы работы смотрите в Приложении 14.

Упражнение 5.2. “Диаграмма “Паучок””

Различные люди по-разному оценивают то или иное изделие. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме, используя диаграмму "Паучок". 

Этапы работы смотрите в Приложении 15.

Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.

Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.

Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.

В онлайн тетради вам необходимо:

  • провести окончательную оценку проекта;
  • заполнить диаграмму "Паучок".

Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.

Способы реализации и оценки результатов проекта

Результат проектной деятельности оценивается в два этапа: текущий и итоговый (Таблица 1).

Таблица 1.

Текущий Таблица продвижения (Приложение 16).

Участники заполняют в течение всего проекта. Если задание выполнено, то ставят знак *. Руководитель проекта проверяет выполненные задания и закрашивает ячейку зелёным цветом. Если возникают вопросы, то оставляет комментарии.

Итоговый По итогам проекта участники описывают творческий проект, создают изделие (“Книга своими руками”) и защищают проект.

В диаграмме “Паучок” каждый участник оценивает по 5-й шкале свою проектную работу.

Защита проекта (очная встреча) проходит 26 марта 2015 года. Члены жюри оценивают проекты, согласно критериям, и вручают 1,2,3 место.

На сайте проекта размещаются все проектные работы в разделе “Банк проектов” (Приложение 17).

Виды деятельности участников проекта

Групповая

Индивидуальная

  • общение участников, взаимооценка и комментирование работ на основе предоставленного доступа к материалам на страницах команд;
  • коллективно-распределительная деятельность, обеспечивающая создание участницами проекта общего интеллектуально или социально значимого продукта деятельности;

Отзывы участников, реальные творческие проекты учащихся

Защита творческих проектов состоялась 26 марта 2015 года на базе Сигаевской школы. С реальными творческими проектами можно ознакомиться на сайте проекта в разделе “Банк проектов” и в приложении 17.

С протоколом защиты проекта можно ознакомиться в приложении 18.

Отзывы о работе в очно-дистанционном проекте можно прочитать на сайте проекта в разделе “Гостевая книга”.

Описание сетевых сервисов Интернет для проведения проекта

Сетевой сервис Интернет Описание Применение в проекте
Google Диск Google Диск (англ. Google Drive) — облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете [1].
Google-формы Это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро составлять опросы и тесты, а также собирать другую информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней. Регистрация на участие в проекте.

Ответы к упражнению 1.1. “Определение потребностей”.

Ссылка на онлайн тетрадь.

Дизайн-анализ письменного стола.

Google-таблицы Это редактор по смыслу и внешнему виду очень напоминающий MS Excel. Таблица продвижения в проекте.

Анализ изделия к упражнению 2.1.

Мозговой штурм к упражнению 2.3.

Google-word Интернет-сервис по созданию, форматированию и совместному редактированию документов. Диаграмма “Паучок”. Инструкция.

Краткая формулировка задачи 1.3.

Критерии оценки проекта.

Материалы.

Окончательная оценка проекта 5.1.

Онлайн тетрадь.

Последовательность работы в технике.

Потребительские качества.

Способы изготовления.

Таблица ответов к упражнении. 1.2.

Технологическая последовательность изготовления изделия.

Google-презентация Интернет-сервис по созданию, форматированию и совместному редактированию документов. Это редактор по смыслу и внешнему виду очень напоминающий MS PowerPoint. Проработка идей.
Linoit.com Линоит (англ. Lino it) – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Линоит как интернет-площадка может использоваться для организации идей, обмена ими с другими пользователями. Знакомство.

Список информационных источников

  1. Википедия.
  2. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/[И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.: ил.
  3. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.
  4. Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
  5. Технология.Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
  6. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.: ил.
  7. Технология : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 240 с.: ил.
  8. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: тетрадь творческих работ: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Ширина, Н.А. Захарова, Л.Н. Корнева и др.; под ред. И.А. Сасовой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 80 с. ил.
  9. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 296 с.: ил.
  10. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 6 класс: пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 144 с.
  11. Картинки взяты из сети Интернет.