Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивитнльный мир песка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память,
  • учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования,
  • воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей ПВА, кисточки, цветной песок, картон, салфетки, мультимедийное оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”.

Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов “Приключения Адибу”.

Словарная работа: исследователями, эрозия, песчинки

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Хотите быть исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто такие исследователи?

Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.

Воспитатель: Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку

Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал... .

Дети: Песок.

Воспитатель: Хотите узнать, насколько удивителен песок.

Дети: Да.

В это время звонит мобильный телефон. Адибу (инопланетянин) приглашает всех детей в гости.

Дети дотрагиваются до шара и происходит телепортация в мультфильм “Приключения Адибу”.

Просмотр отрывка из мультфильма “Откуда берётся песок”.

Воспитатель: Вам понравилось в гостях?

Дети: Да.

Воспитатель: Что интересного увидели?

Ответы детей.

Воспитатель: Как появился песок?

Дети: Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.

Воспитатель: А как этот процесс называется, кто запомнил?

Дети: Эрозия.

Воспитатель: Песок остается лежать на том же месте, где образовался?

Дети: Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.

Воспитатель: Кто был на море?

Ответы детей.

Воспитатель: Какого цвета песок был на пляже?

Ответы детей.

Просмотр слайдов.

Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира. Сравните песок?

Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый, белый.

Воспитатель: Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?

Ответы детей.

Воспитатель: Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.

Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове Маврикий.

Нам пора обратно в группу.

Дети дотрагиваются до шара.

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Приглашаю в нашу мини-лабораторию.

Какие правила надо соблюдать при работе с песком?

Дети:

  • Не тереть грязными руками глаза.
  • Не брать песок и грязные пальцы в рот.
  • Не обсыпаться.
  • Аккуратно работать за столом.

Воспитатель: Посмотрите на коллекцию из песка, привезённых с разных мест.

Какого цвета песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Сели за стол.

Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.

Воспитатель: Что на тарелочке?

Дети: Песок.

Воспитатель: Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок сыпется -значит он

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок

Дети: Шершавый.

Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: Из песчинок.

Воспитатель: Как они выглядят, одинаковые или разные они?

Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.

Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

Воспитатель: Песок может двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим.

Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?

Дети: Песок сдувается, двигается.

Воспитатель: Где применяют движение, сыпучесть песка?

Дети: Песочных часах.

Воспитатель: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Опыт 2. “Свойства мокрого песка”

Воспитатель: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?

Дети: Мокрый, липкий, темнее.

Воспитатель: Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.

Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Воспитатель: Сравните мокрый и сухой песок.

Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.

Появляется Кикимора, просит детей помочь, посоветовать, как очистить воду?

Предположения детей.

Воспитатель: Не волнуйся Кикимора, мы тебе поможем.

Опыт 3 “Фильтр из песка”.

Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.

Что происходит?

Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.

Воспитатель: Где остаётся грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вод проходит сквозь песок.

Воспитатель: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.

Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

Кикимора: Спасибо за помощь. У меня есть для вас сюрприз.

Физкультминутка.

Танцуют под песенку “Почемучка”.

Воспитатель: Где используют ещё песок, расскажут дети.

Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для лечения).

Воспитатель: Песком можно ещё рисовать. Как можно получить цветной песок.

Дети: Смешать измельчённый цветной мел с песком.

Для рисования предлагается клей ПВА, кисточки, картон с нарисованным контуром предмета, цветной песок. Вместе с Кикиморой рисуют цветным песком.

Дети дарят Кикиморе картину. Кикимора благодарит и уход.

Дети выставляют готовые работы.