Обобщающий урок по теме "Все действия с десятичными и обыкновенными дробями". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • образовательная: закрепление знаний и умений по данной теме в условиях современной школы с использованием интерактивного оборудования и межпредметных связей;
  • воспитательная: формирование интереса к решению примеров и задач; воспитание уважения к историческому прошлому, любви к Родине, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи.
  • развивающая: развитие познавательных и творческих способностей, формирование исследовательских навыков, развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • учить применять полученные знания при решении нестандартных задач в практической деятельности;
  • формировать умение сравнивать, выделять общее, проводить аналогию.
  • развивать активную познавательную деятельность учащихся, их творческие способности, интерес к математике через материал из истории о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать внимательность и аккуратность, упорство, настойчивость в достижении цели.
  • установить связь между математикой и историей нашей страны и родного края.

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, персональный компьютер, презентация.

 Тип урока: урок-смотр знаний.

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Я очень о многом хочу рассказать вам сегодня, но это лишь крупица нашей истории. В этом мне помогут задачи, содержащие информацию о Великой Отечественной войне.

Повторим некоторые даты времен Великой Отечественной войны (Слайд 1).

1. Р ешите уравнения и составьте дату начала Великой Отечественной войны

а) Число б) Месяц в) Год
7х-5=39+5х х*(х-6)=0 0,1х-638=1303-0,9х

Учитель: Правильно! 22.06.1941 года.

2. Решите уравнения и составьте дату окончания ВОВ

Число б) Месяц в) Год
4х=23-6х х*(2х-10)=0 7,5х-2000=6,5х-55

Учащиеся: 9.05.1945 года.

2. Актуализация знаний. (Слайд 2).

Учитель: Тема нашего урока “Все действия с десятичными и обыкновенными дробями” (учащиеся записывают в тетради дату и тему урока). Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы учащихся: сравнивать, округлять, складывать, вычитать, умножать, делить десятичные и обыкновенные дроби). Давайте попробуем определить цели урока, что мы уже умеем делать, а чему ещё должны научиться (ответы учащихся: решать задачи, уравнения, примеры). Вспомним историю Великой Отечественной войны.

3. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Самым трудным было начало войны. Данная задача показывает лишь малую часть потерь в первые дни войны.

Задача №1. (Слайд 3)

Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила 125х8:25+26= аэродромов и уничтожила на земле и в воздухе (600х0,15+60)х88=советских самолётов.

(учащиеся решают и получают ответы: 66 и 13200).

Задача 2. (Слайд 4)

План Гитлера был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР в кратчайшее время. Какое название имел план Гитлера? Выполните задание и расшифруйте слово.

Р 3,2:12,8=
А 0,68 х ?=
Б 3,212:4/5=
О 13/21 х 8,4=
С 5,6:7/2=

 

4,015 0,51 0,25 4,015 0,51 0,25 5,2 1,6 1,6 0,51
                   

Учащиеся решают и получают ответ: (план Барбаросса)

Учитель: “План Барбаросса” назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII веке. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора - двух месяцев разбить красную армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск - река Волга. В своей основе этот план был авантюристическим - он переоценивал возможности фашисткой Германии и недооценил прочности Советского Союза и мощности его вооруженных сил.

Задача 3. Воины-односельчане, погибшие в годы Великой Отечественной войны.

(Слайд 5, 6)

Учитель: За время Великой Отечественной войны погибли 22 миллиона солдат, это почти 12% населения страны.

За четыре года войны ушли на фронт, погибли и пропали без вести 417 наших земляков-Пертовчан. Какой это процент от общего количества погибших в войне?

Учащиеся решают задачу и получают ответ ( 0,002%).

Рисунок 1.Парад победителей.

Рисунок 2. Парад победителей. Наши прадедушки. (Слайд 7)

Задача 4. Педагогический коллектив нашей школы в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 8)

Учитель: Какой процент от общего количества наших земляков (417), воевавших в годы войны составляют учителя нашей школы?

Ученики решают задачу и получают ответ (1,2%)

Рисунок 3. Учителя-фронтовики МОУ “Пертовская школа”.

Задача 5. Герои Советского Союза

Учитель: За годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза было удостоено 11,5 тыс. человек. Сколько и кого из героев Советского Союза вы знаете среди наших земляков? Какой процент от общего количества Героев Советского Союза составляют наши земляки?

Учащиеся решают задачу и дают ответ (это 0,03%).

Рисунок 4. Герои Советского Союза Чучковского района Рязанской области. (Слайд 9).

Задача 6.Пионеры-герои. (Слайд 10)

Учитель: Четыре пионера – Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Герой Советского Союза. Какой процент от общего количества Героев Советского Союза составляют пионеры-герои?

Учащиеся дают ответ (0,03%).

Рисунок 5. Учащиеся МОУ “Пертовская школа” рассказывают о пионерах-героях

Рисунок 6. Учащиеся МОУ “Пертовская школа” изображают памятник пионерам-героям “Витя Хоменко и Шура Кобер”.

Задача 7. Блокада Ленинграда (Слайд 11)

Учитель: Города - герои известны всему миру: Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Одесса, Севастополь, Волгоград (Сталинград), Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест, Мурманск, Смоленск.

Каждый город-это своя битва, своя трагедия, своя и общая победа. 900 дней жил Ленинград в осаде. Не сумев захватить город, фашисты разрушали его артиллеристскими обстрелами, бомбежками. Жителей они хотели уморить голодом, однако ленинградцы мужественно переносили лишения, работали, воевали.

В блокадном Ленинграде детям до 12 лет выдавали в день в два раза меньше хлеба, чем рабочему. Семья из одного работающего и двух детей в день получала 500 грамм. Сколько грамм хлеба получал каждый член семьи?

(Учащиеся решают задачу и получают ответ 125 г.)

Рисунок 7. Мердяшова Татьяна Николаевна. Блокадница г.Ленинграда. (Слайд 12)

В настоящее время среди нас в нашем селе живёт блокадница г.Ленинграда Мердяшова Татьяна Николаевна. Обо всех трудностях, которые ей пришлось пережить нам расскажет её внучка, учащаяся 11 класса нашей школы Бабакина Кристина: “ Моей бабушке тяжело вспоминать о войне. Во время блокады ей было 8 лет. Прошло более семидесяти лет, но бабушка помнит многое, что пришлось ей пережить. И вот её история.”

“Я не помню когда, объявили о том, что началась война. Для меня она началась тогда, когда папа ушёл на фронт. Я осталась с мамой, старшей сестрой Зиной, младшей Шурой и двумя братьями Витей и Валей. Проживали на окраине Ленинграда, в Пулкове. Враг быстро подошёл к городу. Семья не успела эвакуироваться. Свой дом вынуждены оставить. Нас поселили в центр города, на Фонтанку. Поначалу держались. Еда была. Тепло было. Но вот началась зима, тогда уже другая история. Запасы еды закончились. Враг уничтожил продовольственные склады. В городе начинался голод. В конце ноября 1941 года ударили морозы. Зима выдалась лютой. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды, в домах погас свет. К концу подошло топливо. В комнате установили железную печку, времянку. В ней сжигали столы, стулья, шкафы, вообщем всё, что горит.

Спали не раздеваясь, не мылись месяцами. К холоду прибавился ещё и голод. Были введены продовольственные карточки. Отовариваться по ним было непросто. Приходилось стоять по нескольку дней и ночей. Мы держали друг друга, чтобы не упасть. Были большие очереди за хлебом. Скудный паёк мама могла так распределить, что у нас всегда была горячая еда, в которой плавало несколько пшенок. Звуки бомбёжек по ночам. Лежишь в кровати и не спится. По несколько раз за ночь приходилось спускаться в бомбоубежище. С утра ходили на Неву, за водой и просто постирать вещи. Наша мама стирала в ледяной войне, пока мы кружками черпали воду в чайник. Пока мы были заняты делом я не замечала того, что происходит с мамиными руками. Как сейчас помню, какие были нежные и тёплые раньше. Бывало погладит по щеке, и как будто шёлк проскользит. А во что их превратила блокада: грубые, сухие, посиневшие, старые. Моей маме было двадцать девять лет, а она потеряла все зубы. Настолько мама была истощена, что организм не выдержал, и она слегла. Ноги пухли от голода, ходить не было сил, но она крепилась. Заботилась, спасала нас от гибели.

В войну некоторые школы Ленинграда работали, где нас не только учили, а старались чем-нибудь накормить. Дорога в школу была опасной. Немцы обстреливали улицы города. Постоянное чувство голода сковывало все мысли. В свои восемь лет я была похожа на старушку, закутанную в несколько платков, кофт и пальто.

Летом 1942 года нас смогли эвакуировать по Ладожскому озеру, в глубь страны. Был поезд, который то стоял сутками, то мчался без остановки. Везли нас на Урал. Только моя мама с нами запросилась в Рязанскую область, на свою родину. Четыре месяца добирались до своих родственников. Война закончилась. Семья, пережив все ужасы блокады, приняла решение не возвращаться в Ленинград.

Блокада-это трагедия, но “на войне, как на войне”.

В этом году 25 января моей бабушке исполнилось 82 года. Возраст и всё пережитое дают о себе знать. Не слушаются руки, ноги с трудом передвигаются, но она борется с недугами с той же стойкостью, как в детстве боролась с трудностями и лишениями. Когда она вспоминает войну, в глазах появляются страх и ужас, а по щекам текут слёзы.

Блокада Ленинграда была прервана 18 января 1943 года. Фашистам не удалось покорить славный город. Ленинград выстоял.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 13)

Учитель: Вспомним еще раз жестокую “арифметику” той грозной и беспощадной поры.

Война длилась 1418 дней и ночей.

Каждый день мы теряли 14 104 соотечественника.

27 миллионов человеческих жизней - такими были потери в страшной, разрушительной за всю историю человечества войне

Вычислите:

Сколько понадобится лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне (27 миллионов человеческих жизней, 1 сутки=1440 минут, 1 год = 365 суток).

Учащиеся решают и проверяют ответы по слайду (ответ 51 год и 3 месяца).

5. Повторение. (Слайд 14)

Учитель:

Разрушено 1710 городов СССР.

Более 700000 городов и деревень.

Угнано на каторгу около 5 млн. советских людей.

Превращены в руины 31850 предприятий.

Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей.

Задача.

Подсчитайте, сколько школ можно было бы построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что стоимость строительства новой школы составляет 8 миллионов 600 тысяч рублей (данные приведены в ценах, действовавших до 1 января 1961 года).

(Учащиеся решают задачу и дают ответ: 30232558 школ).

6. Рефлексия деятельности. 1 минута. (Слайд 15)

- Чем лично для вас был интересен урок?

- Какие формы работы вам понравились?

- На каком этапе урока вы испытывали затруднения?

- Определите какое у вас настроение в конце урока?

7. Подведение итогов. Домашнее задание. 2 минуты. (Слайд 16).

Небольшая исследовательская работа: расспросите своих родителей о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны и посчитайте какой это процент от общего количества наших земляков Пертовчан, погибших во второй мировой войне?

Читает ученик:

Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,
И тех, ушедших в обелиски.
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война,
Мы в сердце вечными словами
Погибщих впишем имена.
У нас, до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет,
Пока мы чтим за Русь погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.

(Слайд 17). Звучит Салют Победы.