Возможности инструментов коучинга в профориентационной работе с выпускниками школы. Программа внеурочной деятельности для учащихся 9–11-х классов "Проект профессиональной карьеры"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Введение

Определение жизненного пути, ориентация учащихся в мире профессий — важнейшая часть воспитательной работы. Представленная программа разработана в рамках деятельностного подхода к воспитанию и обучению, ставит своей целью формирование субъектно-активной позиции учащихся 10–11-х классов по отношению к собственному профессиональному будущему через разработку индивидуальных проектов. Индивидуальное проектирование позволит реализовать следующие задачи: структурирование представления учащихся о будущем, развитие навыка целеполагания и планирования действий, развитие навыка конструктивной критики, формирование жизненных ориентиров (“путеводная звезда”), формирование субъектной позиции, развитие уверенности в собственных силах (снижение уровня тревоги). Форма группового тренинга способствует активному включению участников в обучающие ситуации, эмоциональному проживанию, что позволяет им в игровой форме приобрести опыт моделирования эффективных стратегий достижения, самоопределения и продуктивного планирования - с учётом индивидуальных особенностей, ценностных установок и склонностей каждого. Использование таких инструментов как “Пирамида логических уровней” Р.Дилтса, “Круг субличностей” Р.Ассаджиоли (в модификации), техники “SWOT-анализ”, открытых вопросов и целеполагания с ориентацией на критерии SMART позволяет эффективно организовать процессы саморефлексии участников, сделать групповую и индивидуальную работу комфортной и увлекательной.

Цель курса: разработка индивидуальных проектов профессиональной самореализации.

Планируемый результат: формирование субъектно-активной образовательной позиции выпускников.

Форма работы: групповой тренинг.

Типы задач: анализ и преобразование ситуативных моделей, взаимодействие в парах и тройках, супервизия, проектирование.

Категория обучаемых: учащиеся 10-11 классов.

Количество: до 15 человек.

Форма итоговой аттестации: защита проекта.

Ресурсное обеспечение программы:

  • тренинговый зал;
  • канцелярские принадлежности (цветные маркеры, бумага, клей и пр.);
  • мультимедиа-оборудование;
  • дидактические материалы.

Режим занятий: 2 очно (тренинг)/ 2 часа заочно (создание интеллектуального продукта)/1 час интерактивно (супервизия).

Основная часть. Содержание групповых занятий. Тематическое планирование <см. Приложение_1>

Занятие 1. Образ внутреннего мира.

Цель: создание условий для формирования образа “Я-в мире”; групповое сплочение.

Задание 1. “Ассоциации”.

Цель: создание “обратной связи” между участниками; оформление “психологической территории” личности .

Инструкция:

а) один из участников отгадывает загаданного группой человека, задавая группе вопросы, вызывающие ассоциации, например: “Если бы это был цветок (дерево, посуда, животное, музыка, цвет и т.п.), то какой?”

б) рефлексия: “Были ли ассоциации, которые вас удивили?”, “Как вы сами видите себя?” и т.п.

Задание 2. “Картинная галерея”.

Цель: поиск внутренних ресурсов, формирование личной идентичности.

Инструкция:

а) нарисовать некий образ, который был бы отражением Я участника;

б) рисунки перемешиваются, участники стараются определить, чей рисунок и делают предположения, какие черты данной личности могли бы стать ресурсами.

в) каждый участник сам комментирует свой рисунок.

Задание 3. “Ладошки”.

Цель: оформление “психологической территории” личности.

Инструкция:

а) деление на малые группы;

б) на большом листе каждая группа создаёт некий рисунок, обводя ладони (правая ладонь олицетворяет будущее, левая – настоящий момент);

в) нарисовать “контакты” между “ладошками”;

г) нарисовать общую границу рисунка (“рамку”);

д) рефлексия: Как простраиваются границы? Кто и как часто нарушает чужие границы? Какие чувства, мысли возникали?

Занятие 2. Планы на будущее. Жизненные цели.

Цель: создание условий для формирования временной перспективы.

Задание 1. “Рука судьбы”.

Цель: включение в групповую работу, создание “проблемной ситуации”.

Инструкция:

а) участникам предлагается “вслепую” вытянуть из коробки листочки с названиями профессий;

б) участникам предлагается представить, что им придётся существовать в данной роли;

в) рефлексия: чувства, мысли по поводу пережитого.

Задание 2. “Планы на будущее”.

Цель: актуализация представлений о будущем.

Инструкция:

а) Беседа с аудиторией: участники по очереди рассказывают о своих планах, ведущий задаёт наводящие вопросы .

- Давайте порассуждаем: как мы выбираем свои цели? Ну, например, представьте, что Вы обладаете неограниченными средствами! Вам предоставляется возможность поехать отдыхать…Какой отдых Вы бы выбрали и почему?

б) Подача установки на дальнейшую внутреннюю работу группы.

- Таким образом, при постановке целей мы руководствуемся каким-то общим направлением, общим смыслом, который хотим приобрести…Обычно этот смысл выше, шире отдельных желаний/целей. Я предлагаю Вам выполнить упражнение, которое поможет определить ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ Ваших начинаний…

Задание 3. “История героя”.<см. Приложение_2>

Цель: снятие деструктивных ограничений воображения, создание желаемого образа “Я”.

В основе упражнения - принцип интеграции субличностей Р.Ассаджиоли.

Инструкция: участникам предлагается визуализация с элементами рисования (подробное описание см. в Приложении_2).

Задание 4. “Рефлексия”.

Беседа в форме высказываний по кругу: какие мысли есть по поводу проделанного? Стала ли цель реальнее, ближе?

Занятие 3. Ресурсы и препятствия.

Цель: создание условий для структурирования временной перспективы; укрепление “веры в себя”.

Задание 1. “Стереотипы”.

Цель: идентификация индивидуальных стратегий преодоления.

Инструкция:

а) участники становятся в круг;

б) ведущий раскладывает в центре круга различные предметы (их должно быть на 1 меньше, чем участников; обязательно должны быть предметы как более привлекательные, так и менее “ценные”, “практичные” и “бесполезные”).

в) по сигналу ведущего участники стараются завладеть тем или иным предметом;

г) рефлексия в круге: что хотели? что получили? какие чувства? Важно: принцип выбора предмета и техника “захвата”.

Задание 2. “Цепочка шагов”.

Важно: сначала исполняется демонстрация, затем – в парах.

Цель: развитие навыка целеполагания и планирования.

Инструкция:

а) “Задумайте цель: выберите из перечисленных Вами одну конкретную задачу, решение которой приблизит Вас к состоянию ПОБЕДИТЕЛЯ”;

б) “Представьте, что однажды утром вы проснулись, и поняли, что случилось ЧУДО: желание исполнилось”. Как вы этой поймёте? Что Вы увидите/услышите/почувствуете? Выделите КЛЮЧЕВЫЕ характеристики результата.

в) “5 шагов к цели”: участнику предлагается распределить в пространстве перед собой небольшие (6х6) листочки бумаги различных цветов, изобразив “шаги” к достижению цели, отметить какой цвет любимый;

г) участник проходит пошагово каждый этап; важно провести обсуждение каждого “шага”: всё ли устраивает? Сколько времени займёт каждый шаг? Какие шаги будешь делать в первый день (в первую неделю и т.п.)? Что поможет (ресурсы)?

д) участнику предлагается “выйти” с простроенной линии, посмотреть со стороны: всё ли устраивает?

е) участнику предлагается встать на позицию конечного “шага”, обернуться из точки результата посмотреть на всю пройденную дорогу. Сказать себе то, что он считает важным.

Задание 3. “ Миссия”.<см. Приложение_3>

Цель: согласование и интеграция разных аспектов субъективного опыта личности, от внешнего окружения к внутреннему духовному “стержню”.

В основе - “Пирамида логических уровней”, предложенная Р.Дилтсом.

Инструкция:

а) знакомство с теорией “уровней” человеческого опыта. Важно отметить отсутствие равенства между, например, поступками и убеждениями личности, необходимость их разделять.

б) участники изготавливают карточки с названиями уровней: “окружение”, “поведение”, “способности”, “ценности/убеждения”, “личностное своеобразие”, “миссия/духовность”.

в) каждый выбирает себе место в пространстве, где располагает “уровни” (карточки) так, чтобы расстояние между ними было не меньше шага и соблюдалась последовательность “уровней”.

г) участникам предлагается определить для себя цель и, следуя инструкции ведущего, совершить “путешествие” между уровнями (содержание инструкции см. в Приложении_3).

д) рефлексия (ощущения)

Задание 4. “Подарок мудреца”.

Цель: актуализация внутренних ресурсов личности.

Инструкция: участники, расслабившись, представляют себе, что однажды они шли по дороге и повстречали мудрого Доброго Волшебника …И решили спросить у того совета: куда им идти дальше? Но Мудрец промолчал, а вместо ответа вынул из-за спины ПОДАРОК…Далее ведущий расспрашивает: кто что представил и как участнику кажется, что означает подарок Мудреца (т.е. нашей интуиции)?

Занятие 4. Моделирование профессиональной Я-концепции.

Организационно-деятельностная игра “Перспектива”.<см.Приложение_4>

Цель: создание условий для осознания участниками целостности и временной непрерывности Я, своих ценностных позиций.

Требования к составу участников:

Желателен смешанный состав игровых групп (общешкольный уровень), т.к. это способствует расширению сферы обмена опытом, взглядами, мнениями, мировоззренческими моделями.

Занятие 5. Проектирование <см. файл “Презентация”>.

Цель: создание условий для актуализации ценностного содержания временной перспективы; укрепление “веры в себя”.

Задание 1. “Опасность VS Возможность”

Цель: эмоциональное погружение в проблемное поле занятия, формирование мотивации к проектной деятельности.

а) демонстрация ассоциативного стимульного материала (используется набор слайдов с сюжетом – метафорой “Преодоление”: цветок прорастает, пробиваясь сквозь толщу земли, и раскрывается к свету; караван идёт через пустыню; люди с разным цветом кожи создают семьи; древняя архитектура сохраняется в веках; герои пробираются сквозь завесу, альпинист взбирается на гору и т.п.);

б) запрос эмоциональных реакций, умозаключений по методу аналогии: “Какие мысли и чувства рождаются после просмотра?”, “Что объединяет эти истории?”;

в) фиксация границ проблемного поля занятия - работа с ключевыми понятиями: “преодоление”, “смыслы”, “ресурсы”, “риски”, “возможности”.

Задание 2. “Карта моего будущего”.

Цель: структурирование/закрепление структуры образа будущего.

а) ведущий предлагает на выбор две визуальные метафоры понятия “ПЕРСПЕКТИВА” - какая из них ближе? Почему?

б) участники делятся на группы по 4-6 человек, в зависимости от сделанного выбора (смешанно или однородно — по соображениям участников);

в) с помощью фломастеров, цветных иллюстраций из журналов, красок, мелков, вырезок из журналов, цветной бумаги и т.д. группы на листах ватмана (А3) изображают желаемое будущее, ход его достижения, ресурсы и т.д.;

г) презентация работ.

Задание 3. Работа с техникой “SWOT-анализ”.

Цель: определение стратегии достижения результата.

Работа в парах. Участники получают карты (формат А4), разделённые на 6 секторов:

  • описание образа результата;
  • возможности (внешние ресурсы);
  • сильные стороны (внутренние ресурсы);
  • как использовать сильные стороны в сочетании с возможностями, которые предоставляет внешний мир?
  • угрозы (внешние);
  • как отразить угрозы за счёт сильных сторон?

Участникам предлагается заполнить все 6 секторов. Далее участники делятся переживаниями, ведущий стимулирует участников к обсуждению ценностных аспектов.

Задание 4. “Преодоление”.

Цель: интеграция ключевых факторов “первого шага”.

Инструмент: проективная методика ассоциативные метафорические карты <издательство “OH-Verlag”>, http: www.oh-cards.ru сюжетного содержания/ с абстрактными мотивами (либо самостоятельно изготовленные карточки с абстрактными мотивами).

Участникам предлагается вытянуть вслепую 5 карточек, определяя их как проекцию мотивов: “Ситуация сейчас (проблема/задача)”, “Истоки проблемы в прошлом”, “Возможности и перспективы”, “Ресурсы (имеющиеся)”, “Возможное решение”.

Далее участники трактуют выпавшие им изображения с точки зрения их жизненной ситуации. После этого им предлагается вытянуть вслепую ещё одну карту, чтобы прокомментировать любую из первоначальных картинок, наиболее нуждающуюся в пояснении.

Занятие 6 (итоговое).

Защита индивидуальных проектов.

Заключение

Основные задачи, которые решает данный тренинг, - формирование субъектной позиции участников по отношению к событиям их жизни, повышение компетентности в вопросах целеполагания и планирования, а также создание позитивного образа будущего. Ключевые концепты коучингового подхода – осознание и ответственность, сосредоточенность на возможностях – как нельзя более подходят на роль базовых принципов организации тьюторского сопровождения в старших классах школы, частью которого является представленная программа занятий.

Список литературы. <см. Приложение_5>