Методическая разработка блока уроков на тему "Рисование птицы с натуры (неподвижная модель)"

Разделы: МХК и ИЗО


Паспорт блока уроков:

Класс: 1 (11 лет)

Количество часов на тему: 12 (4 урока по 3 часа). Приложение.1

Техника исполнения: простой карандаш (разной мягкости).

Цели блока уроков:

  • Воспитание эмоционально-отзывчивого отношения учащихся на основе восприятия красоты окружающей нас природы.
  • Формирование осознанного восприятия учащихся красоты природных форм.
  • Изучение поэтапного подхода художника к самостоятельному изображению птицы с натуры.
  • Формирование умений и навыков рисования длительного учебного рисунка птицы с натуры ( неподвижная модель).

Задачи блока уроков:

Учебные:

  • Закрепить знания, умения, навыки учащихся, полученные на параллельно изучаемых предметах: скульптуры, живописи, композиции (гармоничная композиция, определение пропорциональных отношений, точность изображения силуэта изображаемой формы).
  • Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов рисования чучела птицы с натуры.
  • Акцентировать внимание учеников на способе точного рисования силуэта птицы: “ в виде набора площадок с последующим смягчением углов...”[1], способами графической передачи фактуры оперения птицы и применить эти знания в учебной работе.
  • Закрепить знания по выполнению длительной учебной работы на тему: “Рисование птицы с натуры”.
  • Формировать навыки учащихся по определению художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности (выставка).

Познавательные:

  • Активизировать эмоционально-познавательный опыт учеников “общения с природой”, для создания выразительного образа птицы в длительной учебной работе.
  • Освоить новые способы рисования птицы с натуры: конструктивный рисунок, рисование силуэта, передача светотеневой характеристики, рисование фактуры оперения изучаемой птицы.
  • Закрепить знания учащихся об особенностях восприятия человеком формы птицы, как состоящей из геометрических форм; превращение плоской формы “силуэта” в объемную форму, в зависимости от направления источника освещения, передача фактуры оперения и частей тела птицы.
  • Познакомить со способами художественно-эстетической оценки своей работы (выставка).

Содержание урока:

Урок №4

  • Тема урока: Передача фактуры поверхности графическими средствами, на примере изображения птицы с натуры (Приложение 1,слайд 31).

Теоретическая часть:

  1. Птица в природе. Закрепление знаний по теме: “Рисование птицы с натуры”.
  2. Введение в тему урока: “Способы передачи фактуры поверхности изучаемых объектов графическими средствами”.
  3. Организация урока с учащимися, направленная на создание образа “птицы” в длительной учебной работе.
  4. Показать способ эстетической оценки созданной учебной работы, через организацию выставки: “Мы рисуем птиц”.

Практическая часть:

  1. Освоить способы выполнения рисунка поверхности тела птицы, графическими средствами: точка, линия, штрих.
  2. Обратить внимание учащихся на заполнение тонового пятна графическими средствами.
  3. Завершить учебную работу: “Рисование птицы с натуры”.

Материалы: Подготовительный рисунок птицы, выполненный на прошлом уроке, простой карандаш 8В, кнопки. Неподвижная модель птицы: гусь, сойка.

Наглядные пособия:

  • Работы учащихся из фонда школы; зарисовки птиц с натуры и по памяти выполненные учениками 1 класса. Птица в творчестве художников иллюстраторов: А. Пахомова, Ю. Васнецова, Ю. Чарушина; фотографии птиц в природе; фильм-презентация: Методическая разработка тема: “Рисование птиц с натуры”.

Музыкальный ряд: Голоса птиц в природе.

Учебная программа Детской школы искусств (художественного отделения), ставит перед собой главную цель: изучение основ изобразительной грамоты, как основы развития творческого потенциала современного школьника.

В 1-м классе, на предмете “рисунок”, учащиеся знакомятся с основами академического рисунка: основы учебного рисования, первоначальные знания о зрительных восприятиях, целостного видения натуры, работа графическими материалами, вырабатывают глазомер и двигательные навыки руки, навыки и умения гармоничного расположения рисунка на плоскости листа бумаги, применяя правила и приемы композиции.

Занятия в школе проходят блоком уроков - 12 часов, один урок 3 часа. Такая структура позволяет более глубоко изучить содержание общей темы урока.

Вашему вниманию представлен урок №4 из общей темы блока уроков: Рисование птицы с натуры (неподвижная модель). Этот урок обобщает знания учащихся, по изученной теме, но в тоже время знакомит их с понятием “фактура” в графике. В практической части урока они выполняют учебную работу и завершают этап рисования, передавая фактуру поверхности птицы графическими средствами. С последовательностью проведения уроков Вы можете познакомиться в Презентации: Методическая разработка. Предмет “рисунок”. Тема: Рисование птицы с натуры. Приложение 1

Ход урока

Учитель.

С начала урока учитель проверяет по списку журнала присутствие на уроке и просит записать в дневник материалы нужные для следующего урока: лист формата А3, простые карандаши, ластик, кнопки.

Учитель включает запись: “Голоса птиц в природе” ( Приложение. 2), беседуя с учащимися он говорит о...

“Пение птиц в природе. О чем мы начинаем думать? Что вспоминать? Может быть, красивую березку, звенящий весенний ручей, радостные летние каникулы, а может быть таинственный лес: “ Лес наполняется голосами. Надолго теперь ушла из него тишина. Ее даже нет теперь ночью... Лес гремит голосами,...выступают лучшие певцы... ”[2]. Хорошо птице в природе. И нам, вдохновляясь пением птиц, хочется завершить длительную учебную работу на тему: “Рисование птицы с натуры” и посмотреть на результаты нашей работы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока: “Рисование птицы с натуры” (Приложение.1,слайд №1) и просит решить “проблему”: “Что нужно знать ученику художественной школы для создания длительного учебного рисунка объектом которого является “птица” (слайд №9).

Дети.

Ученики вспоминают предыдущий материал уроков, посвященный рисованию птицы с натуры и решают “проблему” поставленную на уроке.

Обратили внимание на характер птицы: гусь - важный, сойка - игривая, кокетливая.

Нужно знать среду обитания птиц, которых ты изучаешь: гусь водоплавающая птица, сойка приспособлена для жизни в лесу, парках среди деревьев.);

Изучить особенности изображения птиц, выполняя наброски по памяти, с натуры, стараемся разглядеть и изучить форму тела, головы, клюва, хвостика, лапок рисунок оперения (слайд 11-14);

Выполнить зарисовки на конструктивные особенности сопряжения геометрических форм, составляющих тело птицы, например: голова-окружность, тело-овал, крыло-треугольник и т.д. (слайд 21);

Рисовали цилиндр (верхнее боковое освещение), чтобы посмотреть, как распределяется на объемной форме геометрического тела: свет, полутень, тень, падающая тень и затем применить эти знания для рисования светотеней на изучаемой птице; (слайд 23-24)

Рисовали “силуэт” (профиль) птицы, стараясь изобразить его как можно точнее.

Еще применяли штриховку передавая светотени на птице, изучая ее тон на свету, полутени, тени (слайд 27-30).

На мольбертах учащиеся закрепили конструктивный рисунок силуэта и тональной штриховки птицы, выполненный на предыдущем уроке.

Учитель.

Посмотрите, ребята, на ваши учебные рисунки, закрепленные на мольбертах.

Ребята, можно ли сказать, что вы достигли наибольшего сходства длительного рисунка птицы на бумаге, в сравнении с натурой?

Дети.

В нашем рисунке не хватает рисунка на птице, разных светлоте перышек, пятен.

Учитель.

Верно, заметили, т.к.: “Особенностью учебного рисунка рисования птиц заключается в том, что прикосновение карандаша к бумаге должны быть пронизаны искренним чувством и желанием создать живой образ” [3].

Учитель обращает внимание, учащихся на слово: фактура. (слайд32) Спрашивает, как они понимают это слово, и какие подходящие по смыслу слова можно подобрать. Получается ряд слов: стекло, материал, можно потрогать руками, гладкое, колючее. Учитель обобщает смысл этих высказываний и говорит, о том, что их можно объединить одним понятием “ характер и качество поверхности”.

Словарик.

По определению из словаря,

Фактура (лат. “fakturo” - “обработка, строение”, от “ fakere” - “делать, производить” - осязательное качество поверхности – гладкой, шероховатой, шелковистой, бугорчатой. Качество фактуры обусловлено природными особенностями материала, но воспринимается объективно, поэтому оценивается людьми по-разному. [4]

Игровая ситуация.

Учитель показывает на слайдах фотографии изображающие фактуру поверхности, ученики должны назвать материал и какой он, если к нему прикоснуться руками (слайды №32-38).

Дети.

  • Ковер - мягкий.
  • Бумага – хрустящая.
  • Дерево – шершавое.
  • Оперение – легкое, гладкое.
  • Сено – рассыпается в руках, колючее
  • Сухая земля – шершавая.

Учитель.

Рассматривая на фотографиях фактуру поверхности, вы, наверное, уже как художники представили какими средствами графики ( точкой, линией, штрихом), можно их передать на бумаге. Заполните ими “сеточку”.

Учитель с начала урока раздал, таблицы (Рисунок 1) для выполнения этого задания. Он показывает слайды с №32-37 и ученики простым карандашом (8В) заполняют их точкой, короткими штрихами, длинными штрихами, штриховкой крест-накрест и т.д.

Мастера изобразительного искусства научились передавать характер фактуры изобразительными средствами:

Живописец: мазком, приемами наложения краски.

Художник-график: направлением линии, штриха, характера тона (слайд №38)

Своеобразие графических средств, которые вы выполнили на схеме – сеточке, поможет нам реалистичнее и выразительнее нарисовать оперение птицы.

Учитель переносит внимание учащихся на выполнение практической части урока (Рисунок 2), т.е к завершению учебного рисунка чучела птицы с натуры. Показывая, (слайды №40-42) объясняет этапы выполнения фактуры оперения и деталей тела птицы (гусь).

На подготовленный рисунок “силуэта” птицы нанести рисунок оперения.

Выбрать для изображения фактуры мягкого, короткого оперения короткий штрих, жесткого – длинный, лапок – сеточка, падающие тени – точки.

(Уточняет, чем гуще расположение графических средства: точки, штрихи, тем насыщеннее и темнее тоновое пятно.)

После рисования фактуры оперения и деталей тела птицы уточняется тональность светотени и светлота рисунка оперения птицы.

Это будет завершающим этапом реалистического изображения птицы с натуры.

После завершения учебной работы. Ученики самостоятельно могут закрепить рисунок с изображением птицы на месте для выставки: “Мы рисуем птиц”. Проводим выставку. В ходе выставки учащиеся делятся своими опущениями, впечатлениями от рисования птицы с натуры (слайд 44).

  • Какие трудности возникли при рисовании птицы.
  • Что понравилось рисовать: оперение, конструкцию или светотени.
  • Работы, каких учеников наиболее точно передают реалистический образ птицы.

Могут сами поставить оценки. Критерием оценки служит проблема решающаяся в ходе уроков: “ Сумел ли ученик приобрести все знания, умения и навыки нужные ему для рисования длительного рисунка птицы с натуры (неподвижная модель)”.

Учитель.

Вывод: Наброски и зарисовки помогли нам перейти к более длительному рисунку птицы с натуры (неподвижная модель). Это важный этап для продолжения изучения птиц и перехода наблюдения за ними в живой природе, например, на пленэре. Изучая, в соответствии с учебной программой, способы рисования птиц на уроках в “ДШИ №3”, мы способствуем формированию важных качеств современного школьника: отзывчивости на прекрасное, наблюдательности, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.

Тематическое планирование.

Литература.

  1. А.С. Кузин, Влучах солнца, Изд.: Ижевск,1989г. Стр. 71-72 [2].
  2. Г.И. Кулебакин, Рисунок и основы композиции, Изд.: Москва,1994г., стр.16-20.
  3. Дэвид Браун, Учитесь рисовать птиц, Изд.: Минск,2002г.
  4. Н.М. Сокольникова, Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Изд.: Москва,2003, стр. 89-94.[3]
  5. Современный словарь-справочник по искусству, Изд.: Москва, 1999 г..стр. 689.[4]
  6. Художественная школа /Журнал №2(59), 2014 г./, Из опыта преподавания рисунка в первом классе ДХШ, Юрий Остапенко, стр.16-20.[1]
  7. Интернет-ресурсы: Википедия свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org