Рейтинг@Mail.ru

Явление электромагнитной индукции. 9-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Ввести учащихся в мир электромагнитной индукции, организовав на уроке исследовательскую деятельность учащихся. Показать практическую значимость данного явления. Формирование умений применять их на практике.

Задачи урока:

  • Образовательная:
    • Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала – о явлении электромагнитной индукции.
    • Установить связь между магнитным м электрическими полями, показать значение этого явления для физики и электротехники.
    • Создать условия для развития исследования данного явления.
  • Развивающая:
    • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету физика.
    • Способствовать развитию речи, мышления, совершенствование умственной деятельности учащихся.
    • Развивать способность выдвигать гипотезы, экспериментировать, наблюдать, проверять результаты, делать выводы.
  • Воспитательная:
    • Воспитание толерантности друг к другу при совместном выполнении поставленных задач, способствовать воспитанию: культуры речи у учащихся, умение к самостоятельному исследованию, к уважению чужой точки.
    • Показать научную и практическую важность великого открытия М.Фарадея.
    • На примере великих учёных показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные: продолжить овладевать УУД: при выполнении теста на уроке, навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей урока, самоконтроля, уметь предвидеть возможные результаты своей деятельности.
  • Личностные: продолжать развивать у учащихся познавательный интерес к предмету физика, самостоятельность в приобретении новых знаний, учить обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу на уроке, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
  • Предметные: исследовать метод исследования, наблюдение, сравнение. Планировать и выполнять эксперимент, делать выводы по проведённому эксперименту, использовать знания и навыки на практике (полученные ранее) для объяснения явления электромагнитной индукции

Тип урока: урок исследования.

Оборудование к уроку: миллиамперметр (гальванометр), замкнутый контур (катушка),полосовой магнит (дугообразный), штатив, экран (для опыта Колладона), магнитная стрелка, презентация: “Явление электромагнитной индукции”. Маршрутные листы по теме урока - Приложение № 1.

Приложение 2 мини-сообщение о М.Фарадеи

Оформление доски:

  • запись девиза урока: “Единственный путь ведущий к познанию – это деятельность” Б.Шоу.
  • слова М.Фарадея: “Превратить магнетизм в электричество”
  • “Пока люди будут пользоваться электричеством, они будут помнить имя Фарадея” Гельмгольц.

Ход урока

1. Орг.м.

2. Актуализация опорных знаний (тест, самопроверка). (Маршрутный лист)

3. Изложение нового материала:

1). Мотивация

2) Исследовательская работа учащихся. (таблица в Маршрутном листе)

3) Введение новых понятий (запись в тетради).

4) Мини-сообщение ученика о знаменитом учёном М.Фарадеи

4. Закрепление (тест, самопроверка) (Маршрутный лист)

5. Рефлексия: (Маршрутный лист).

6. Оценки за работу на уроке

7. Спасибо за урок!

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Оргмомент

(1 мин).

Добрый день! К уроку мы все готовы: на столе у вас: тетрадь, ручка, учебник, оборудование к уроку, маршрутный лист и у всех хорошее настроение! Наш урок сегодня мы начнём под девизом: “Единственный путь - ведущий к познанию – это деятельность” Б.Шоу (английского писателя). Почему я его взяла для нашего урока, вы мне сами, постараетесь, объясните в конце урока, когда изучим новую тему. Приветствие учеников, настрой на хорошую работу, улыбка, добрые слова.

На столе у учеников маршрутные листы.

Слушают учителя.

Настрой на работу на уроке, сотрудничество с учителем.

Умение слушать внимательно учителя, приводить в порядок свои мысли, не отвлекаться, настроиться на работу на уроке.

Умение высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли, ставить перед собой цель.

2. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения нового материала

(5 минут)

Прежде, чем изучать новую тему урока, мы выполним с вами тест, вспомним и проверим свои знания, по теме предыдущего урока. 1. Работаем быстро, качественно и внимательно.

2. Самопроверка теста: сверяем свои ответы по тесту, с правильными ответами. Слайд № 6. (ответы по тесту)

Слайд № 7. (критерии самооценки), (Маршрутный лист)

Слушают учителя, получают задание: 1. выполнить тест, который записан в маршрутном листе.

2. проверяют ответы по тесту.

3. внимательно смотрят на критерии самооценки и выставляют себе балл.

 

Умение организовывать свою работу, воспитывать в себе ответственного отношения к учёбе, показать знания предыдущих уроков и умение их применить на практике. Умение пользоваться физической терминологией. Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Самооценка своей работы.

Самоконтроль и оценки результатов своей деятельности

3. Изложение нового материала:

1). Мотивация:

(3 минуты)

Мотивация:

1). Нам с вами уже известно из опыта Эрстеда.

Д/я опыта Эрстеда (вокруг проводника с током существует магнитное поле).

Вывод из этого опыта: (ответ учащихся).

2). Учёные стали задумываться: а нельзя ли наоборот сделать:

“Превратить магнетизм в электричество”, т.е. имея магнитное поле (магнит), получить электрический ток.

Этот вопрос пытались решить многие учёные. Один из них швейцарский физик Колладон.

Д/я опыта: гальванометр закрыт экраном (у него он был в другой комнате), учёный в замкнутый контур вдвигал магнит и шёл смотреть показания гальванометра в другую комнату. Слайд № 10. 1.Что он видел? (открываю экран).

2. Почему стрелка гальванометра оставалась не подвижной?

Этого он не мог понять.

Наблюдают за опытом.

1. Делают самостоятельно вывод:

Вокруг проводника с током существует магнитное поле.

Т.е. Электричество превратилось в магнетизм.

2. слушают учителя.

3. отвечают на вопросы учителя, делают свои выводы

Умение слушать, наблюдать, делать вывод, анализировать, отвечать на вопросы.
3). Английский физик Майкл Фарадей был совершенно уверен в единой природе электрических и магнитных явлений. Поэтому в 1821 году он поставил перед собой задачу – “Превратить магнетизм в электричество”

Данный факт стал поистине революционным в области физики и во всём научном мире. Фарадей решал эту задачу 10 лет, а вы её сегодня должны решить за 15 минут.

Слушают учителя.  

 

Умение слушать.

2. Исследовательская работа учащихся.

(12 – 15 минут)

Ваша задача:

1. Сформировать цель эксперимента:

2. Сформировать гипотезу задачи. 3. Составить план эксперимента

4. Выполнить самостоятельно наблюдения.

5. Проанализировать полученный результат

6. Сделать вывод по тому, что вы получили в ходе эксперимента

7. Все данные занести в таблицу.

Для выполнения данного эксперимента у вас на столе есть всё необходимое оборудование

4). Учащиеся работают, выполняют эксперимент, заполняют таблицу – (Маршрутный лист).

Смотрят в маршрутные листы.

Слушают учителя, если есть вопросы, задают

Приступают к выполнению эксперимента. Заполняют таблицу в тетрадях. Делают выводы.

Учащиеся работают под девизом “Наблюдай, исследуй, делай вывод”

Умение слушать, наблюдать, описывать физические явления, формулировать свои мысли, ставить перед собой цели и искать пути их решения, умение высказывать свою точку зрения.

Учащиеся работают под девизом “Наблюдай, исследуй, делай вывод”

Умение делать выводы, применяя знания по физике, кратко и точно отвечать на поставленные вопросы. Умение планирования, выполнения эксперимента и обрабатывание полученных результатов.

Развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понимать его точку зрения

3. Введение новых понятий.

(10 минут)

1. Какова была цель вашего эксперимента?

2. все согласны с этой целью? 3.Есть другие мнения?

4. Какова ваша гипотеза?

5. Как вы её выполняли?

6. Сколько экспериментов провели?

7. Каковы результаты?

8. Какой вывод вы сделали из проведённого вами эксперимента?

Да ребята. Вы правы!

При движении магнита относительно катушки или катушки относительно магнита, в замкнутой цепи (катушка, миллиамперметр или гальванометр) возникает электрический ток (нам показывает отклонение стрелка прибора).

9. При движении магнита через замкнутый контур, что изменяется?

10. Что такое магнитный поток?

11. Единицы измерения магнитного потока?

Да, происходит изменение магнитного потока, который пронизывает этот контур: Ф = B.S.Cosa

Вывод: Явление возникновение в замкнутом контуре (катушке) электрического тока, происходит в результате изменения магнитного потока через этот контур, называется электромагнитной индукцией. Слайд № 14.

Отвечают на вопросы учителя по данному эксперименту, проведённому самостоятельно.

Отвечают на вопрос.

Помогают с ответами друг другу.

Умение слушать, описывать наблюдаемое, самостоятельно проведённый эксперимент, делать выводы, выражать свои мысли, иметь своё мнение, выслушивать собеседника, прогнозировать возможные результаты.

Применять приобретённые знания по физике для решения поставленных задач.

Умение правильно использовать физическую терминологию и символику.

  Запишите тему нашего урока: Слайд № 15.

Ещё раз вспомним цель нашего эксперимента.

А теперь самостоятельно сформулируйте цель нашего урока.

Ещё раз повторите мне определение этого явления, которое мы сегодня с вам “открыли”.

Ток, возникающий в катушке (замкнутом контуре), называется индукционным

“Индукционный” - от латинского слова “наведённый”.

Делают запись темы урока в тетрадях.

Ставят цель нашего урока и отвечают на вопросы.

Запись в тетрадях.

 
  12. Что значит, индукционный ток?

13. Вы сейчас мне можете сказать, есть ли отличие электрического тока от индукционного?

Индукционный ток в проводнике катушки представляет собой такое же упорядоченное движение электронов, как и ток, полученный от гальванического элемента или аккумулятора.

Название “индукционный” указывает только на причину его возникновения. Не нужен источник тока для его получения.

Открытие в 1831 году явления электромагнитной индукции принадлежит к числу самых замечательных открытий 19 века! Открытие этого явления вызвало бурное развитие радиотехники, электротехники. На основании этого явления были созданы мощные генераторы электрической энергии, трансформаторы (будем “изучать” и знакомиться с этими приборами). В развитии электротехники внесли огромный вклад и наши учёные:

1. Эмиль Ленц (1804 – 1861гг, правило по определению направления индукционного тока – будем изучать), Слайд № 18.

Вы, наверное, заметили, что индукционный ток, возникающий в катушке, имеет разное направление (об этом мы будем говорить на следующем уроке).

2. Борис Семёнович Якоби (1801 – 1874гг, первый электродвигатель) Слайд 19. и другие. В нашей современной жизни и современном мире явление электромагнитной индукции используется везде вокруг нас.

Отвечают на вопрос, вспоминая определение.

Затруднение вызвал вопрос. Но высказывают свои мысли.

 

 

 

 

 

 

Умение слушать, выражать свои мысли, иметь своё мнение, выслушивать собеседника.

(2 минуты) Наверное, любое открытие само по себе ничего не значит, если оно не работает на благо человечества. Может быть, кто-то из вас догадался, в каких областях используется явление электромагнитной индукции. Демонстрирую слайды с приборами. Слайд № 20 – 32.

Послушаем небольшое сообщение о знаменитом учёном М.Фарадеи. Приложение № 2, Слайд № 11 - 12 (портрет учёного).

“Пока люди будут пользоваться электричеством, они будут помнить имя Фарадея” Гельмгольц. Слайд 34.

Ответы учащихся.

 

 

 

Мини-сообщение учащегося об учёном.

Умение работать с текстовыми материалами, выбирать главное и нужное.
4. Закрепление

(5 минут)

Выполнение теста, самопроверка.

Маршрутный лист.

Самопроверка теста: сверяем свои - ответы по тесту, с правильными ответами. Слайд № 35. (ответы по тесту)

(критерии самооценки: Слайд № 36.

Слушают учителя, получают задание:

1. выполнить тест, который записан в маршрутном листе.

2. проверяют ответы по тесту.

3. внимательно смотрят на критерии самооценки и выставляют себе балл.

Умения применять теоретические знания по физике на практике.

Самоконтроль и оценки результатов своей деятельности,

Умения предвидеть результаты своих действий.

5. Рефлексия:

(2 минуты)

1. Какое явление мы изучали сегодня на уроке?

2. Цели урока мы с вами достигли?

3. Что нового мы узнали на уроке?

4. Вспомните девиз нашего урока. Как вы его понимаете?

5. Он соответствует нашему уроку? Объясните!

Ответы учащихся. Коммуникативные умения докладывать о результатах своих действий на уроке.
6. Оценки за работу на уроке!

(2 минуты).

Пожалуйста, подсчитайте количество баллов, которые вы проставили себе за тест № 1 и № 2,

Прибавьте к своим баллам:

Учащиеся…………………: 5 баллов,

Учащиеся…………………: 4 балла,

Учащиеся………………….: 3 балла

Пожалуйста, согласитесь, с выставлением таких баллов, я за собой это право оставляю, т.к. я наблюдала за вашей работой на уроке и для себя сделала вывод: кто как работал, что делал на уроке.

И так: критерии выставления оценок: (вы ставите её в тетрадях, а я её затем перенесу в журнал). Слайд № 39, Маршрутный лист.

Внимательно смотрят на критерии самооценки и выставляют себе балл и оценки за свою работу на уроке. Умения слушать оценки результатов своей деятельности.

Имеют право высказывать, своё мнение, согласие или не согласие с выставлением оценок.

Спасибо за урок!

Литература, используемая для составления урока.

1. Ф-9,А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, М., “Дрофа” 2010г.

2. “Контрольные измерительные материалы, Ф-9”, С.Б.Бобошина, М., “Экзамен”, 2014г.

3. “Физика. Планируемые результаты 7–9 классы”, Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова, М.,”Просвещение”, 2014г.

4. Интернет-ресурсы.