Фронтальное занятие развития речи для обучающихся 1-го класса, имеющих речевые расстройства, на тему "Обобщающая и смыслообразующая функция речи (занятие 1)"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: формирование умений находить общие признаки предметов.

Задачи:

  • Развивающие:
    • развивать умения выполнять задание по образцу;
    • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
    • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Коррекционные:
    • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
    • активизировать семантические поля на заданные темы;
    • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
    • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
    • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
    • развивать связную речь;
    • развивать общую и мелкую моторику,
    • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки.
  • Воспитательные:
    • воспитывать навык отвечать по очереди;
    • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
    • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • предметные картинки для упражнений «4-й лишний» и «группировка»;
  • раздаточный материал: распечатки картинок из пособия по развитию логики (Т.Б. Беленькая. Логика в начальной школе: умный тренажёр. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 47 с.: ил. – (Наша началочка).), стр. 10-11(<Рисунок 1> и <Рисунок 2>);
  • массажные шарики «су-джок»;
  • компьютер/проигрыватель.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.
На магнитной доске висят ряды картинок («4-й лишний») для каждого обучающегося. Логопед: сядет тот, кто назовёт лишний предмет в ряду (логопед показывает для каждого обучающегося конкретный ряд картинок, дети по очереди называют лишнюю картинку в ряду и объясняют, почему она лишняя). Названные лишние картинки логопед убирает с доски. Логопед просит каждого обучающегося запомнить, с какими картинками он работал (запомнить свои картинки).

2. Объявление темы урока

1) Развитие памяти

Логопед: Посмотрите на картинки, с которыми вы сейчас работали. Оставшиеся предметы имеют общие признаки. Подумайте и назовите, что общего может быть у картинок в каждом ряду? Обучающиеся отвечают по одному, каждый называет общий признак для своей группы картинок.

2) Формулирование темы урока

Логопед: Вы сейчас выделили общие признаки для этих предметов. Подумайте, что такое «общий признак»? Дети отвечают по одному, своими словами, передавая смысл понятия.

Логопед: Сегодня мы будем учиться находить общие признаки для различных предметов, объединять их и размышлять.

Логопед: Назовите 3 черты (одежды, характера, внешности), которые объединяли бы вас с вашим соседом по парте.

Обучающиеся отвечают по одному.

3. Работа по теме урока

1) Развитие анализа и синтеза

Логопед выдаёт каждому обучающемуся распечатку картинки с инструкцией <Рисунок 1>.

Логопед просит детей подписать свою картинку  в левом верхнем углу.
После того, как все подписали свои работы, логопед вызывает одного обучающегося прочитать инструкцию вслух, все остальные – следят.
Логопед просит обучающихся объяснить прочитанную инструкцию. Дети объясняют инструкцию, если могут, логопед корректирует.
После этого логопед сам объясняет инструкцию всем: на картинке нарисованы фрукты. Найдите все сладкие фрукты и обведите их красным карандашом. Раскрасьте эти фрукты так, как они выглядят на самом деле. Найдите кислые фрукты. Обведите их зелёным карандашом. Раскрасьте эти фрукты. Найдите все кисло-сладкие фрукты и обведите их синим карандашом. Раскрасьте их.

Логопед: Вы объединяли фрукты в группы – по какому признаку (вкус)? Какие вкусы мы обсудили (кислый, сладкий, кисло-сладкий)? А какие ещё вкусы вы можете назвать (горький, острый, солёный, безвкусный)? Подберите к каждому вкусу по несколько продуктов питания.

2) Составление целого изображения из его фрагментов

Логопед обращает внимание детей на второе задание на распечатке. Обучающиеся работают с инструкцией по той же схеме, что и в предыдущем задании (см. выше). Необходимо обвести фрагменты лимона и раскрасить их.

3) Мозговая активизация через мелкую моторику, расширение семантических полей и развитие памяти

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики «су-джок». В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

  1. Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).
  2. Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют).

Упражнение «Что можно из этого сделать?»

Логопед назначает каждому обучающемуся какой-нибудь фрукт из задания на объединение по вкусу (см. выше) и предлагает подумать и назвать, какие блюда можно приготовить из этого фрукта или в какие блюда можно добавить этот фрукт. Обучающиеся по очереди называют блюда (например, из банана можно приготовить банановое пюре, банановые чипсы, банановый торт/пирог/печенье/кекс, банановый крем для выпечки, можно пожарить банан с шоколадом, добавить его к мороженому, в салат и т.д.).
Обучающиеся выслушивают ответы каждого и продолжают массировать руки шариком. Логопед просит каждого обучающегося выбрать одно из названных им блюд, которое показалось ему наиболее вкусным, и запомнить это блюдо.
Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед просит обучающихся встать и представить, что все оказались во фруктовом саду. Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Спокойная, расслабляющая музыка.

Логопед: Мы гуляем по фруктовому саду. Вокруг много фруктовых деревьев;  фрукты на них уже созрели и вкусно пахнут. Подойдите к любому дереву и понюхайте их плоды (логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя – «ааа» шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова).

2) Общая моторика. Музыкальная композиция «Fools Garden – Lemon Tree».

Сбор урожая фруктов.
Логопед: Фрукты уже созрели, нам пора собрать урожай. Начнём с апельсинового дерева (логопед выполняет движения в темпе музыки, дети повторяют за логопедом: собираем фрукты с дерева – поворот верхней части туловища влево с выбросом правой руки по диагонали вверх и влево, кистью руки имитировать захватывающее движение. То же самое с поворотом туловища вправо и выбросом левой руки. Повторить 8-10 раз для обеих рук).
Логопед: теперь мы будем собирать бананы. Бананы сорвать непросто. Они растут высоко на пальме и хорошо закреплены. Бананы мы будем срезать. Логопед показывает движения срезки бананов (ноги стоят вместе, левой рукой придерживаем воображаемую связку бананов, правой рукой срезаем воображаемым ножом эту срезку. То же самое выполняем, поменяв руки). Выполнить упражнение 8-10 раз для обеих рук.
Передача фруктов по цепочке для упаковки в ящики. Логопед: собранные фрукты мы должны разложить в ящики. Ящик стоит здесь (логопед обозначает место на полу в отдалении от обучающихся, можно на это место поставить коробку или настоящий ящик), в ящик фрукты будем складывать по очереди. Но сначала нам надо передать фрукты к ящику. Будем передавать их по цепочке (логопед расставляет обучающихся в цепочку, сам встаёт рядом с «ящиком». Логопед показывает обучающимся движение «передачи» – чтобы фрукты не помять, передавать их нужно бережно и аккуратно – сложить руки на груди в виде колыбели (как при укачивании куклы на руках) и передавать эту позу соседу. При этом ноги расставлены на ширине плеч, в передаче задействована верхняя часть туловища – при передаче ребёнок поворачивается от соседа к соседу, принимает позу рук и передаёт её дальше). В итоге первая порция фруктов доходит по цепочке до логопеда, стоящего у ящика. Логопед опускает фрукты в ящик (ноги на ширине плеч, руки держат «колыбель», наклон туловища как можно ниже, опускание «колыбели» в ящик). После передачи одной порции фруктов по цепочке, логопед встаёт на место первого участника, а замыкающий цепочку участник встаёт к ящику. Передавать фрукты по цепочке до тех пор, пока каждый обучающийся не побудет в роли укладчика фруктов в ящик.
В завершение логопед хвалит обучающихся за проделанный во фруктовом саду труд и просит обучающихся пройти к своим местам.

3) Рефлексия и эмоциональная составляющая

Логопед просит каждого обучающегося придумать пожелание, которое можно было бы написать на каждом ящике с собранными фруктами для тех, кто будет есть эти фрукты. Дети отвечают по очереди (ответом будет одна фраза с добрым пожеланием, например: «Желаем вам здоровья», «Собирали для вас с любовью» и т.д.).

5. Развитие памяти и связной речи

1) Логопед просит обучающихся вспомнить, какое блюдо из фруктов каждый запомнил перед началом физкультминутки (см. выше). Дети отвечают по очереди.

2) Логопед выдаёт каждому обучающемуся распечатку с 4 картинками <Рисунок 2>. В произвольном порядке изображены несколько процессов: созревание колосков, продукты-ингредиенты для пирога (молоко, мука, яйцо), повар в процессе приготовления и готовый пирог. Логопед даёт инструкцию: посмотрите на картинки. Они перепутаны, но мы можем расставить их по своим местам. Подумайте, что было сначала, что делали и что получилось в итоге? Обозначьте цифрами первую, вторую, третью и четвёртую картинки. Каждый выполняет задание сам, в конце мы все вместе проверим.

Дети работают самостоятельно. По завершении выполнения упражнения общая проверка и объяснение всего процесса приготовления пирога.

3) Логопед: Вспомните ещё раз, какое блюдо вы запоминали до физкультминутки. Из какого фрукта было приготовлено ваше блюдо? А теперь добавьте этот фрукт в пирог, который сейчас готовил наш повар. Как будет называться ваш пирог? Обучающиеся отвечают по очереди одной фразой (например: «У меня лимонный пирог», «У меня банановый пирог» и т.д.).

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  1. Лимон и банан одного цвета. Какого?
  2. Жёлтый цвет – это общий признак лимона и банана. А какой общий признак у этих предметов (логопед показывает на какой-нибудь ряд картинок на доске, используемых в начале урока)?
  3. Что же такое «общий признак» предметов? (Обучающиеся объясняют своими словами, передавая смысл понятия.)
  4. Мы умеем находить общие признаки у самых различных предметов. Вспомните, что общего у вас с вашим соседом по парте.

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!