Рейтинг@Mail.ru

Интегрированный урок (история + математика) "Стояние на Угре". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: дать представление об историческом значении освобождения Руси от ига Золотой Орды, о событиях, с которыми связано освобождение Руси от золотоордынского ига; рассказать о выдающемся деятеле эпохи – Иване III и, используя математические знания, окунуться в прошлое, чтобы реальнее представить его картины, стать как бы участниками былых событий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оперировать историческим понятиями; выстраивать события в хронологическом порядке; рассказывать об исторических событиях, опираясь на три важнейших вопроса историка (Что произошло? Где произошло? Когда произошло?); работать в группе; работать с историческими источниками; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные, проблемные задания, решать задачи, связанные с тем временем.

Оборудование: картосхема “Объединение русских земель в XV – первой трети XVI в.”, презентация по теме урока, слайды с задачами.

1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой этап

Учитель истории

Слайд 2. В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. С 10 - летнего возраста он был соправителем своего отца. Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига. На нашем уроке мы подробно рассмотрим, удалось ли ему ликвидировать иго.

3. Работа по теме урока

Учитель предлагает ученикам охарактеризовать личность Ивана III, для этого открывается слайд - отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина “История государства Российского”:

Слайд 3-4. “Иоанн III ...есть герой не только российский, но и всемирной ... Рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские”.

“...Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ. Все делалось чином или милостью государевой”.

“...Он иногда казался боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными. Дает своим творениям прочность”.

Слайд 5. На основе документа учащиеся делают следующие выводы: Иван III воевал с монголами, с Литвой, стремился расширить территорию Московского государства, был осторожным и благоразумным правителем.

Вместе с учениками делается вывод, что правление Ивана III – это не только собирание земель вокруг Москвы, но и ликвидация ордынского владычества.

Слайд 6. Учащиеся вспоминают, что Орда распалась, называют, на какие части по памяти, затем открывается слайд, где показана карта и учащиеся проверяют названные части Золотой Орды: Большую Орду, Крымское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Ногайскую орду, Казанское ханство.

Слайд 7. Учителем делается акцент на правителе Большой Орды – хане Ахмате (в некоторых источниках – Ахмеде), который неоднократно совершал набеги на русские земли и мечтал вернуть былую зависимость Руси от Орды. Далее -

Рассказ учителя о походе 1472 г.: это был один из крупных походов, предпринятый ордынцами. Однако, русские полки, предупрежденные сторожей о появлении кочевников, заблаговременно пришли из Москвы на берега Оки и заняли укрепления.

Слайд 8. Итак, в 1472 году русская армия разбила войска Ахмата под Алексином, и эта победа позволила Руси уменьшить выплату дани Большой Орде.

Учитель математики

А сейчас мы используем наши знания по математике, чтобы узнать, какую дань стала платить Русь Орде после победы под Алексином. Для этого решим задачу.

Слайд 9. Задача 1

В середине XV в. Русь платила Орде 7 тыс. рублей в год. После победы под Алексином дань сократили на 0,4 части от этого количества. Вычислите величину дани, которую после 1472 г. стало платить Московское княжество.

Составим краткую запись к задаче.

Прежде, чем ответить на главный вопрос задачи, какой стала дань, что мы должны узнать?

На сколько в рублях сократили дань? Обращаем внимание, что сократили на 0,4 части. Имеем задачу на нахождение части от целого. Каким действием находим часть от целого? (умножением). Находим, что сократили на 2800 рублей. Значит, теперь дань составляет 4200 рублей.

Примеряя эту сумму к нашему времени мы можем сказать, что сумма небольшая. Но если учесть, что в XV в. приблизительно за 20 рублей можно было купить целую деревню с землей, постройками и скотом, мы можем понять, что сумма достаточно внушительная.

А теперь устный счет. Кто может быстро посчитать, сколько деревень можно было купить за эти деньги? 210 деревень.

Однако, эту дань Орда получала недолго.

Учитель истории

Итак, с 1476 г. Русь перестала посылать хану “ордынский выход”, и война между Русью и Большой Ордой стала неизбежной. Для ее ведения хан Ахмат начал искать союзников.

Задание для учеников: на странице 169 учебника найти, кого хан взял в союзники.

Отрывок из учебника: “В 1479 году, воспользовавшись борьбой среди ордынских ханов, Иван III перестал посылать дань. Но в 1480 году осложнилась обстановка в Московском государстве. Братья Ивана III, обиженные тем, что Иван не присоединил к их уделам часть вошедших в состав Московского княжества новгородских земель, вступили в союз с Казимиром IV. Войска Ливонского ордена совершили нападение на Псковскую землю. Неспокойно было в только что присоединенном Новгороде.

Этим воспользовался один из ордынских ханов Ахмат. Ему удалось привлечь к походу на Русь почти все военные силы бывшей Золотой Орды. Он заключил союз с литовским князем и пошел на Русь, чтобы заставить князя платить дань”.

Слайд 10. Учащиеся называют союзников хана: польско-литовского короля Казимира IV и братьев Ивана III – Бориса и Андрея, которые были обижены на него.

Открывается следующий слайд, делается вывод о том, что хану Ахмату удалось договориться о совместных действиях против Московии с польско-литовским королем Казимиром IV, мечтавшим захватить новгородские земли. Кроме того, Ахмат и Казимир рассчитывали, что что их поддержит Ливонский орден, желавший отвоевать у Руси Псковщину, а также братья Ивана III – Борис и Андрей.

На вопрос учителя о союзниках Ивана III, учащиеся отвечают, что им был Крымский хан Менгли-Гирей.

Слайд 11. В подтверждении сделанных выводов открывается слайд, где приведен отрывок из документа: “А пойдет на тебя Ахмат-царь, и мне, Менгли-Гирею-царю, а Ахмата-царя пойти... Также и на короля, на вопчего нашего недруга, быти нам с тобою за один”.

Далее учитель говорит, что хан Ахмат пытался договориться с Иваном III о возобновлении выплаты дани. Чтобы понять, чем окончились эти переговоры, учащимся предлагается прочитать отрывок из произведения историка С.М. Соловьева “Сочинения”: Слайд 12. “Есть известие... что когда хан Ахмат направил в Москву новых послов с требованием дани, то Иоанн взял басму (или ханское изображение), изломал её, бросил на землю, растоптал ногами, велел умертвить послов, кроме одного, и сказал ему: “Ступай, объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое”.

Учащимися делается вывод, о том, что Иван III отверг предложение хана.

Слайд 13. Картина, посвященная этому сюжету: Н.С. Шустов “Иван III разрывает ханскую грамоту”.

Далее учитель предлагает учащимся уточнить расстановку сил перед столкновением, ученикам дается задание найти, что изменилось. Для ответа на вопрос они используют учебник (стр. 169).

Отрывок из учебника: “Узнав о намерении хана, Иван III долго думал, как ему поступить: либо пойти на военное столкновение с ордынским войском, либо окончить дело миром, возобновив уплату дани. Но москвичи были полны решимости дать твердый отпор Орде.

Слайд 14. 8 октября 1480 года ордынские войска подошли к реке Угре – притоку Оки, где проходила русско-литовская граница, и стали поджидать войска литовского князя, с которым Ахмат заключил союз. Но Иван III также сумел заключить союз с крымским ханом, давним врагом Ахмата. И тот совершил набег на южные земли Литвы. К тому же в самой Литве назревал заговор влиятельной группировки православных князей. В таких условиях Казимир IV вновь не решился выступить против Москвы. К тому же Ивану III удалось помириться со своими братьями и их отряды тоже подошли к Угре”.

На основе прочитанного, учащиеся делают вывод, что Иван III помирился со своими братьями, а в Литве назревал заговор влиятельной группировки православных князей, поэтому Казимир IV не решился выступить против Москвы.

Слайд 15. На этом слайде учащимся предлагается рассмотреть миниатюру XVI в. “Стояние на Угре”.

Слайд 16. На этом слайде учащимся предлагается рассмотреть карту. Учитель объясняет, почему именно речку Угру выбрал хан для нападения. Итак, к войне с ордынцами усиленно готовилась русская армия. Зимой 1480 г. русские рати собрались в столице и ранней весной выступили к Оке, где проходила граница между Московским государством и Крымским ханством. Вдоль берега Оки существовали укрепления, которые называли “от берег”. Их начали строить еще при Иване Калите, а продолжали усовершенствовать и при Дмитрии Донском, и при Иване III. Используя карту, учитель объясняет ученикам, что основные силы русской армии под командованием сына Ивана III, а также братьев Ивана III стали в Серпухове и Тарусе, а резервный полк под командованием самого Ивана III – в Коломне. Это было разумное размещение войск, ведь неизвестно было, по какому пути устремятся ордынцы к Москве. Они могли попытаться прорваться к столице самой короткой дорогой, для чего им пришлось бы форсировать Оку в хорошо укрепленном районе. А могли обогнуть укрепления “от берег” с запада и форсировать реку Угру, но тогда их путь на Москву сильно удлинился бы. В зависимости от направления движения ханских войск русская рать должна была быстро двинуться из Тарусы и Серпухова навстречу ордынцам. Если бы Ахматовы полки прорвали линию обороны русских войск, то на их пути к столице оказался резервный полк в Коломне.

Итак, хан выбрал для переправы реку Угру, приток Оки. Русское же войско, узнав от сторожи, что Ахматово войско повернуло на запад, тоже перешло к Угре и разбило лагерь там, где впоследствии ордынцы пытались форсировать реку.

Слайд 17. Учащимся предлагается посмотреть, как выглядит эта река в наши дни.

Учитель математики

Итак, русская армия и кочевники оказались по разные стороны от реки Угра на участке между поселением Юхнов и городом Калуга. И мы видим, что кочевники не могли перейти Угру в районе Юхнова, так как там они попадали в дремучие леса. Не могли они форсировать реку и на участке от Юхнова до Калуги, так как в этом месте Угра была широка и глубока. Сохранились результаты её промеров, сделанных в XIX в. Можно предположить, что в XV в. Река была не уже и не мельче. И сейчас решив две задачи, мы узнаем, размеры реки в этом месте дислокации войск.

Слайд 18. Задача 2

Минимальная ширина Угры на участке от Калуги до Юхнова – 80 м. Максимальная – на 0,875 части больше от этой ширины. Вычислите максимальную ширину реки в этом районе.

Составим краткую запись. Мы с вами опять имеем задачу на нахождение части от целого. Каким действием находят часть от целого? (умножением)

Итак, мы нашли, что максимальная ширина реки на этом участке составляла 150 м.

Слайд 19. Задача 3

Определим глубину Угры на этом участке. Минимальная глубина Угры на участке от Калуги до Юхнова была 2,5 м, что составляло 0,5 от максимальной глубины реки в этом районе. Вычислите глубину воды в реке на этом участке.

Составим краткую запись. В данном случае мы имеем задачу второго типа. В данном случае мы находим число по его части. Каким действием решается задача? (делением). Выполнив вычисления, находим, что максимальная глубина составляла 5 м.

Сравните с человеческим ростом значения минимальной и максимальной глубины (средний рост человека того времени 160-170 см). Становится понятно, что река на этом месте для ордынцев была непреодолимой преградой.

Учитель истории

Итак, река для ордынцев была непреодолимой преградой, не могли они воспользоваться и десятком бродов, которые существовали в этом районе, потому что высокие и обрывистые берега Угры не имели пологих спусков и сами броды были узки и не годились для движения больших отрядов. На реке существовало единственное место, удобное для переправы большой армии. Оно протянулось на пять километров, имело низкий песчаный берег, не очень большую глубину и издавна называлось Перелаз. В районе Перелаза и ждали прихода Ахматовых войск русские полки. Так как они пришли раньше кочевников, то сумели подготовиться к обороне. Начали с того, что перекрыли все броды через Угру, поставив там засады с пищалями и тюфяками. Укрепили и район Перелаза. Вдоль берега Угры стали лучники и “огненные стрельцы” - пехотинцы, вооруженные ручным огнестрельным орудием; за ними – грозный “полевой наряд”, состоявший из пушек, пищалей, тюфяков.

Следует обратить внимание учащихся на то, что русская армия привезла на берег Угры орудия. Это было необычно, так как раньше орудия применяли лишь для защиты крепостей. За “нарядом” стояли пешие воины с копьями, рогатинами, и топорами, а также дворянская конница в доспехах, имеющая холодное оружие и ручное огнестрельное.

Армия была готова встретить врага. Среди названного оружия интересны ручницы – ручное огнестрельное оружие, которое было новым для русской армии. Кавалеристы имели более легкие ручницы, пешие воины – более легкие.

Слайд 20. Учащимся предлагается посмотреть, как выглядели ручницы.

Учитель математики

Мы видим, что ручницы были двух видов. Для кавалеристов - более легкие, для “пеших воинов” - более массивные.

Решив следующую задачу, мы найдем массу этих орудий.

Слайд 21. Задача 4

Масса ручницы для всадников составляла 0,125 от массы ручницы пехотинца. Вместе масса этих ручниц была 4,5 кг. Вычислите массу каждой ручницы.

Составим краткую запись. Как решается задача такого типа? (с помощью уравнения).

Составляем уравнение: 0,125х + х = 4,5

Решив уравнение. Находим, что масса конной ручницы составляла – 0,4 кг, пешей – 5 кг.

Представим себя на месте пехотинца. Конечно, это была достаточно тяжелая ноша.

Учитель истории

О том, как проходило столкновение монгольских и русских войск учащиеся узнают из документа, который дан в виде раздаточного материала (отрывок из повести “Стояние на реке Угре”). Кроме того, данный документ выводится на доску.

Слайды 22-24. “Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой...да еще в соглашении с королем Казимиром...

...Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий...стал у Кременца...

...Король же Казимир не пришел... и сил своих не послал - были у него свои междоусобия...”

“И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них...И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон - одни других боялись”.

“Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему... и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар...”

“...Тогда то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали... Одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

...И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей”.

После чтения документа, учащиеся без труда отвечают на поставленные вопросы:

Слайд 25. “От кого ждал помощи хан Ахмат?”, “Чем закончились попытки монголов переправиться на противоположный берег реки?”, “Какое решение принял Иван III в начале ноября, когда река стала покрываться тонким слоем льда?”, “Чем закончилось стояние на Угре?”

Итак, учитель вместе с учениками отвечает на поставленные вопросы:

Хан Ахмат ждал помощи от Казимира, однако из-за междоусобиц он не пришел на помощь, ведь в это время войну с Литвой начали войска союзника Москвы, крымского хана Менгли-Гирея.

Все попытки монголов переправиться на противоположный берег окончились неудачей.

Как только река стала покрываться слоем льда, Иван III принял решение отступить, так как понимал, что по льду ордынцы могут перейти Угру в любом месте, поэтому решил отозвать войска от берегов реки и сразиться с Ахматовым войском у Боровска; татары же бежали, так как осознали, что им не одолеть русское войско, кроме того, у них пропала надежда на помощь союзников. Свою роль сыграли и морозы, и недостаток фуража и провианта.

Бегство Ахматовых войск означало освобождение Руси от многовекового монголо-татарского ига. О столь важном событии должен знать каждый гражданин страны.

Слайд 26. Причины бегства хана Ахмада.

Слайд 27. Итак, 1480 г. – стояние на Угре, конец монголо-татарского владычества над Русью.

Слайд 28-29. Для расширения кругозора учеников – демонстрируется фото памятника, посвященного данному событию (Памятник в честь стояния на реке Угре. Авторы: В.А. Фролов, М.А. Неймарк, Е.И. Киреев. Калужская область) и фото монастыря Спас – на – Угре, XVI в.

4. Рефлексия.

Делается общий вывод о том, что ликвидация ордынского ига произошла во времена правления Ивана III, событие это было очень важно для Древнерусского государства, событие не менее значимое, чем Куликовская битва. Решив несколько задач, ребята смогли себе реально представить картину того времени, почувствовали себя человеком того времени.

Источники

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса. “Просвещение”. ОАО “Московские учебники”; - Москва, 2009.
  2. С.С. Перли, Б.С. Перли “Страницы русской истории на уроках математики”; Москва: “Педагогика-Пресс”, 1994 г.