Алкины: гомологический ряд, строение, получение, физические свойства. 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: развитие знаний учащихся об углеводородах как о наиболее простых по составу и строению органических соединениях, а также об алкинах как о самостоятельном классе веществ, гомологическом ряде, особенностях их электронного и пространственного строения, способах получения и физических свойствах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятие об алкинах, основных способах получения алкинов из природного сырья (крекинг метана, карбидный способ, дегидрогалогенирование).
  • Развививать навык составления формул изомеров и гомологов на примере алкинов, называть алкины по международной номенклатуре.
  • Развивать понятие об электронной формуле молекулы, электронной формуле строения атома углерода в обычном, возбужденном и гибридном состоянии, образовании сигма и пи-связей; какие химические реакции будут характерны для алкинов (горения, присоединения, замещения).
  • Сформировать представление о пространственном тетраэдрическом и плоском строении и соответствующем валентном угле молекулы, форме s-, p-облаков и sp3-, sp2 , sp - гибридных облаков.
  • Развить умение счета количества ковалентных полярных и неполярных химических связей, сигма- и пи- связей.

Воспитательная:

  • Развивать интерес к предмету
  • Развивать взаимосвязь между предметами
  • Развивать знания о применении химии в быту

Развивающая:

  • Учить анализировать полученную информацию
  • Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации
  • Учить выделять причинно-следственные связи

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 10 класс

Авторский медиапродукт: Презентация PowerPoint Алферова М. В. “Алкины”.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Метод обучения: Наглядно-действенный

Средства обучения: ТСО (компьютер)

Авторские комментарии:

  • Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при изучении темы “Алкины” на уроках химии в 10 классе.
  • Презентация содержит опорные схемы, способствующие быстрому запоминанию учащимися учебного материала;
  • Презентация содержит анимацию “Образование молекулы ацетилена”, что позволяет наглядно представить строение молекулы ацетилена;
  • В презентации использован видеофрагмент с опытом “Карбидный(лабораторный) способ получения ацетилена”;
  • Презентация интерактивна, дает возможность фронтальной работы с классом.

Методическое обеспечение:

  1. Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Органическая химия: упражнения и задачи. СПб, 2005. – 128 с.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2003
  3. Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 10 класс. М.: Дрофа, 2014. – 223 с.
  4. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития, 2008.
Планируемые результаты урока
Предметные

Знать определение алкинов, способы их получения, физические свойства.

Понимать особенность пространственного строения алкинов.

Выводить гомологи, изомеры алкинов.

Метапредметные

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень понимания учебного материала

Уметь вести конспект урока.

Личностные

Овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми

Основные понятия: алкины, линейное, плоское и тетраэдрическое строение, пи и сигма связь, sp, sp2 – sp3 гибридизация, ковалентная полярная и неполярная связи, дегидрогалогенирование, карбидный способ получения ацетилена.
Ресурсы урока: презентация, учебник (О.С.Габриелян. Химия. Базовый уровень. 10 класс. М.: Дрофа, 2014. – 223 с.), задачник (В.Б.Воловик, Е.Д. Крутецкая. Органическая химия: упражнения и задачи. СПб, 2005. – 128 с.); шаростержневые модели, раздаточный материал
Основные этапы урока

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

III. Актуализация знаний

IV. Первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление

V. Задание на самоподготовку

VI. Подведение итогов занятия

Время

1 мин

3 мин

15 мин

20 мин

3 мин

3 мин

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
I. Организационный этап – 1 мин
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 2 мин
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему “Углеводороды”, начнём характеризовать класс – алкины. По каким параметрам будем характеризовать данный класс?

Слайд 1

Определение. Изомеры. Гомологи. Строение. Получение. Свойства. Применение. Сегодня мы разберем: “Определение. Изомеры. Гомологи. Строение. Получение”.

Что вы должны должны понять, чему научиться на уроке?

Слушают. Вспоминают. Отвечают

 

Формулируют задачи урока

III. Актуализация знаний – 15 мин
Что вам уже известно? Что можете предположить?

Алкины – непредельные углеводороды, молекулы которых содержат одну двойную связь и соответствуют общей формуле CnH2n-2 (слайд 2)

Пытаются дать определение. Записывают в тетрадь определение
IV. Первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление - 20 мин
Выведите формулы первых членов гомологического ряда алкинов. Попробуйте назвать их. (слайд 2)

Слайд 3

С изомерией алкинов познакомимся на примере вещества с формулой C5H8, составьте все возможные изомеры, удовлетворяющие этой формуле.

Вспоминают понятие “гомологи”, составляют формулы и пытаются дать названия.

Составляют в тетради формулы изомеров C5H8. Проверяют правильность выполнения задания.

Какие виды изомерии характерны для алкинов?

Слайд 4

Отвечают на вопрос: структурная изомерия углеродного скелета, положения тройной связи и межклассовая.
Учитель объясняет по слайду, закрепляет понятия .

Слайд 5

Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении.
Учитель объясняет по слайду, закрепляет понятие гибридизация

Гибридизация – это смешивание и выравнивание электронных облаков по форме и энергии. Типы гибридизаций. Sp-гибридизация.

Линейное строение.

Слайд 6

Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении.
Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о строении алкинов

Слайд 7

Учитель предлагает выписать основные сведения о строении алкинов.

По мере обсуждения строения учитель обращает внимание на то, что связь стала короче между атомами углерода, в отличие от алкенов и алканов.

Слайд 8

Смотрят видеофрагмент

 

Записывают в тетрадь, сверяют с тем, что написано на доске.

Учитель предлагает познакомиться с физическими свойствами алкинов самостоятельно, используя материал учебника §6 и пособие для 10-11 классов.

Слайд 9

Читают параграф 6 учебника и пособие (тема “Алкины”, стр.38), выписывают в тетрадь необходимые сведения о физических свойствах алкинов.
Учитель предлагает познакомиться с физическими свойствами алкинов самостоятельно, используя материал задачника №5-10.

После учитель комментирует каждое уравнение реакции, обращает внимание на те способы, которые используют в промышленности и лаборатории. Карбидный способ демонстрирует с помощью видео.

Разбирают упражнение №5-10, выписывают в тетрадь уравнения реакций.

Смотрят видеофрагмент.

V. Сампо – 3 мин
Параграф 6, учить теорию.

Задачник: 5-2, 5-4, 5-11

Слушают, записывают
VI. Подведение итогов – 3 мин
“Закончи фразу”:
  1. Алкины – это непредельные углеводороды...
  2. Общая формула алкинов...
  3. Изомерия алкинов начинается с..
  4. Молекула ацетилена имеет ......строение
  5. Агрегатное состояние алкинов - .....
  6. Алкины получают путем.....
Отвечают