Рейтинг@Mail.ru

Урок русского языка "Знаки препинания при цитатах". 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Научиться расставлять знаки препинания при цитатах
  • Повторить орфограмму И –Ы после приставок на согласный, т. е. отработать задание А 15.
  • Работать над развитием мышления и памяти
  • Готовиться к ЕГЭ по русскому языку

1). Орг. момент, целеполагание, актуальность темы

2) Работа над заданием А15 (сб. ЕГЭ)

- По слайду ИА доски восстановить правило И –Ы после приставок на согласный;

- Знакомство с алгоритмом

Правописание Ы-И после приставок на согласный.

  1. Укажите, от какого слова образовано данное слово.
  2. Если от слова, которое начинается с И, то
  3. Посмотрите, оканчивается приставка на согласный.
  4. Если приставка оканчивается на согласный, проверьте,
  5. Относится ли эта приставка к исключениям:

А). в словах с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);

Б). В словах с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);

6. Если нет, то после приставки на согласный, пишем Ы.

Исключение слово ВЗИМАТЬ.

Например: подытожить. Слово образовано от слова итог, т. е. начинается с И. Приставка ПОД оканчивается на согласный. Эта приставка не относится к иноязычным и к русским исключениям. Значит, после приставки пишем Ы.

- На слайде найти слова, в которых пишется И после приставки на согласный

- Выполнение заданий А 15 в КИМах (вариант7,8,9,10,13,14)

- 4 ученика – индивидуально

- 1 ученица – проверка

- вывод!

Гимнастика для глаз. Тренажёр “Улитка”

3). Сообщение предварительно подготовленного ученика по теме урока (Параграф. 104,пособие И.П. Цыбулько).)

- Презентация с примерами подготовлена ученицей, цитаты по теме “Роль искусства в жизни человека” (Слайды 2-7)

4). Закрепление.

А). Практикум.

- Процитируй различными способами:

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. (П.А. Павленко) (Слайд 8)

- Проверка. (Слайд 9)

Б). Упр. 484. Составление схем. Вывод!

Разминка

5). Домашнее задание (дифференцированное) (Слайд 10)

  • 1 группа - упр. 485 (работа с литер. – критич. статьёй)
  • 2 группа – 483 (1-3 предложения)
  • 3 группа – подобрать материал с различными способами цитирования.

6). Выполнение тестовой работы (дифференцированное)

Тестовая работа

1 группа

1). Укажите номер цитаты, которая подходит к аргументам (пособие И.П. Цыбулько, стр.112-114).

  • №16 -
  • №7 –
  • №11 -
  • №10 –

2). Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Приложения!!!

1. Вся жизнь человечества писал А.И. Герцен русский писатель последовательно оседала в книгах.

2. Мир книги — это мир настоящего чуда говорил JI.M. Леонов.

3. М. Горький считал Хорошая книга — просто праздник

4. С.Г. Кара-Мурза философ и публицист неоднократно повторял, что прочитать “Тараса Бульбу” или томик пословиц, послушать русские романсы — это сегодня не удовольствие, а лечение.

3). Покажите различные способы включения цитат в контекст, расставьте знаки препинания

5.Следует читать много, но не многое (Тацит, римский историк).

________________________________________________________

________________________________________________________

6.Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро, французский философ-энциклопедист).

_________________________________________________________

_________________________________________________________

7. Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник (П.А. Павленко, русский писатель).

__________________________________________________________

__________________________________________________________

8. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В.А. Сухомлинский, педагог).

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Тестовая работа

2 группа

1). Вместо многоточия вставьте нужные глаголы, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Приложения!!!

  1. Д. Дидро французский философ .... Образование придаёт человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рождён для рабства
  2. Учитесь у всех, не подражайте никому .... М. Горький русский писатель).
  3. Ничто ..... И.С. Тургенев, русский писатель так не освобождает человека, как знание.
  4. Гераклит древнегреческий философ ..... , что мы можем настолько, насколько мы знаем..
  5. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени ..... Н.А. Некрасов..
  6. М. Монтень, французский философ-гуманист .... Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
  7. Человек наиболее живёт в то время, когда он чего-нибудь ищет .... Ф.М. Достоевский русский писатель.
  8. Без хороших отцов ..... Н.М. Карамзин, историк и писатель нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

2). Покажите различные способы включения цитат в контекст, расставьте знаки препинания

1. За какое б ни взялся дело — не подёнщиком будь, а творцом (Н.И. Рыленков, русский поэт).

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Нет более опасного оружия против чёрта, чем чернила и книгопечатание: они когда-нибудь окончательно сживут его со света (Г.Х. Андерсен, датский писатель-сказочник).

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца (И.А. Гончаров, русский писатель).

______________________________________________________________

______________________________________________________________

7). Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайды 11-12)

1. Что такое цитата?

2. Как в тексте оформляются цитаты?

3. Правила оформления эпиграфа