Рейтинг@Mail.ru

Урок "Техника ручного выполнения буфов на примере диванной подушки"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Реализуя государственные стандарты образования по предмету “Технология. Обслуживающий труд” в рамках раздела “Рукоделие. Художественные ремёсла”, целесообразно знакомить учащихся с различными видами художественной обработки ткани. Одним из таких видов является техника ручного выполнения буфов на ткани. Освоить данную технику учащиеся могут, например, при изготовлении декоративной диванной подушки.

При выборе темы я исходила из практической значимости данной техники, т. е. широком применении её на практике, как в условиях школьного обучающего урока, так и в индивидуальной трудовой деятельности для пополнения семейного бюджета в условиях рыночной экономики.

Цели:

  • Познакомить с различными видами художественно-декоративной обработки ткани.
  • Учить оптимальному выбору тканей, наполнителя и застёжки.
  • Учить расчёту количества ткани, выполнению разметки буфов.
  • Научить технике ручного выполнения буфов.
  • Реализация данной темы рассчитана на 10 часов.
  • Виды техник буфов. Разметка верхней детали – 2 часа.
  • Выполнение буфов – 2 часа.
  • Закрепление складок – 2 часа.
  • Раскрой нижних деталей наволочки. Втачивание замка-молнии. – 2 часа.
  • Соединение двух деталей. Пошив внутренней наволочки. Работа с наполнителем – 2 часа.

Данное занятие это первые 4 часа.

Определение цели урока План разработки урока Определение типа урока и формы организации занятия
Подготовка дидактического и материального оснащения занятий Определение методов обучения
Обзор техник

(изготовление и демонстрация подушек)

Определение временных затрат на изготовление изделия
Разработка схемы реализации идеи по изготовлению изделия Определение требований к тканям, выбор оптимальных материалов
Демонстрация видов застёжек, выбор приемлемых вариантов Составление кроссворда по видам наполнителей
Создание схемы разметки сетки Определение условий, гарантирующих качество работы
Построение таблицы расчёта количества ткани Изготовление карточек-заданий для проверки и закрепления знаний
Составление технологической карты изготовления диванной подушки Создание учебной презентации

Реализуя цели урока, работая над повышением его эффективности, над активизацией мыслительной деятельности учащихся, для лучшего усвоения материала и применения его в практической деятельности необходимо использовать ИКТ, создав презентацию по теме урока. Это позволит сделать урок более динамичным, увеличить его плотность, наполнить практическим содержанием. Подушки, представленные на слайдах, демонстрируются в виде готовых изделий.

На примере диванных подушек учащиеся знакомятся с различными техниками художественного оформления швейных изделий и видами застёжек. (Слайды 4–11).

Для большей осознанности практической работы над изделием разработана схема реализации идеи и требования к тканям. Кроме этого с помощью кроссворда учащиеся знакомятся с наполнителями. (Слайд 12–14).

Проведя исследовательскую работу, учащиеся выбирают из всех возможных вариантов самые оптимальные, а так же чертят в тетрадях схему разметки сетки для изготовления буфов. (Слайды 15 и 16).

Далее выделены условия, гарантирующие качество выполнения буфов. (Слайд 17).

Поэтапный расчёт количества ткани поможет учащимся более осознанно справиться с этой задачей. (Слайд 18).

Использование ИКТ поможет проконтролировать качество самостоятельной работы учащихся с карточками-заданиями по определению последовательности пооперационной обработки диванной подушки и будет способствовать закреплению у учащихся умения самоанализа, а практическая работа начнётся с изучения плана разметки деталей наволочки. (Слайд 19 и 20).

Необходимо разработать демонстрационный и дидактический материал:

  • кроссворд “Наполнители для подушки” + образцы наполнителей;
  • карта-тест “Последовательность пооперационной обработки диванной подушки”;
  • схема разметки сетки;
  • технологическая карта изготовления диванной подушки;
  • план разметки деталей наволочки;
  • образцы видов застёжек.

Практика показала, что все цели урока успешно выполняются. Все учащиеся самостоятельно справляются с работой. Качество изделий хорошее. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к данному виду рукоделия.

Некоторые школьницы самостоятельно изготавливают не по одному изделию для подарков или продажи. Осуществлена даже идея изготовления покрывала на кровать в технике ручного выполнения буфов. Технику буфов можно применить и при изготовлении абажуров, накидок на пуфы, штор для окон.

План-конспект

Раздел: Рукоделие. Художественные ремёсла.

Тема: Буфы в декоративно-прикладных изделиях на примере диванной подушки.

Содержание: Виды техник. Раскрой изделия. Разметка сетки. Выполнение буфов – 4 часа.

Цели: Дать знания о применении различных видов техник в художественном оформлении швейных изделий. Учить оптимальному выбору тканей, наполнителя и застёжки при подготовке к пошиву изделия. Учить рассчитывать необходимое количество ткани для изделия, выполнять разметку сетки и раскрой наволочки. Обучить приёмам выполнения ручных буфов.

Развивать интерес учащихся к рукоделию и навыки учебного труда: умение рационально планировать свою деятельность; умение работать с технологической картой; анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение осуществлять самоконтроль.

Воспитывать трудолюбие, требовательность к качеству работы.

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма организации занятия: беседа, практическая работа.

Методическое оснащение всех занятий:

Для учителя Для учащегося
Образцы подушек, выполненные в различных техниках художественного оформления швейных изделий

Образец подушки в технике буфов

АРМ учителя

Образцы застёжек

Образцы наполнителей

Технологическая карта

Карта-тест пооперационной обработки диванной подушки

Схема разметки сетки

План разметки деталей наволочки

Тетрадь по предмету

Карта-тест пооперационной обработки диванной подушки

Технологическая карта

Ткань (креп-атлас) для подушки 45х45 – 75 см при ширине 150 см

Холлофайбер – 300-350 г

Замок “молния” длиной 40 см

Ткань для внутренней наволочки

Нитки белые и в цвет ткани № 50 и №45

Игла ручная № 3

Булавки, напёрсток

Ножницы, линейка

Карандаш

Методы обучения:

Словесные (рассказ о видах техник).

Наглядные (демонстрация образцов подушек, наполнителей, застёжек).

  • Проблемно-поисковые (решение логических задач, кроссворда).
  • Практические (разметка сетки, раскрой, выполнение буфов).
  • ИКТ (презентация)

Ключевые слова:

Диванные подушки, интерьер, стиль, техники художественного оформления швейных изделий. Креп-атлас, бархат, флок, ворсовые ткани. Застёжки: на пуговицах, велкро, на “молнии”, запах. Наполнители: поролон, холлофайбер, перо, пух, шерсть. Разметка сетки, стягивание углов тремя стежками с закрепкой, “переход” с закрепкой без стягивания.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие всех необходимых материалов и инструментов, рабочей тетради, дневника). Сообщение темы, цели, плана урока, времени на изготовление изделия.

Изложение нового материала.

Беседа о значении рукоделия, его видах, о применении в современном дизайне.

В начале 3 тысячелетия наблюдается рост интереса к декоративно-прикладному искусству. Всё, что сделано с применением ручного труда, красиво и качественно, привлекает заслуженное внимание зрителя [3]. Чтобы шагать в ногу со временем мы должны оглянуться назад и попытаться познать секреты мастерства наших прабабушек.

Слайд № 1. Поэтому тема урока сегодня “Диванные подушки. Техника ручного выполнения буфов”.

Слайд № 2. Меняются времена, меняются традиции, меняется и назначение изделий. Если раньше лоскутное одеяло или подушка использовались только по своему прямому назначению, то теперь – часто это необычноё настенное панно или яркий декоративный элемент дивана, т.е. неотъемлемая часть интерьера [2].

1. За тысячелетия развития цивилизации человечество изобрело бесчисленное множество приёмов декоративного оформления швейных изделий. Некоторые из наиболее древних и повсеместно распространённых мы рассмотрим на примере диванных подушек.

Демонстрация подушек в различных техниках исполнения (или Слайды №№ 4-11).

Вышивка – нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, жемчуга, камней, бисера и др. Вышивка крестом – один из самых популярных и увлекательных видов вышивки.

Мережка – разновидность счётной сквозной вышивки. Это вышивка сквозной полоской по продольным нитям ткани, создающая лёгкий ажурный орнамент.

Аппликация – выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие. Аппликация даёт очень хороший декоративный эффект.

Лоскутная техника (печворк) – составление узорчатого полота из различных лоскутков ткани и других материалов. Занятие этой техникой хорошо развивает чувство цветовой гармонии.

Узелковый батик – создание рисунка на ткани при помощи специальных текстильных красителей, после завязывания ткани в узелки. Для более богатого цветового решения, при окрашивании ткани, можно использовать красители двух-трёх цветов.

Переплетение – способ создания узорчатого полотна с помощью переплетения лент, полосок ткани, тесьмы. Техника достаточно редкая и затратная, но оригинальная и увлекательная.

Отделка тесьмой – создание узора путём настрачивания тесьмы по контуру рисунка. При плотном узоре, выполненном тесьмой “сороконожкой”, создаётся впечатление вологодского кружева.

Отделка кружевом (шитьем, прошвой) – настрачивание кружева на изделие, может быть с последующим вырезанием ткани под ним.

Буфы – могут быть ручного и машинного исполнения. Это групповые складки, сборки, закреплённые на отдельных участках деталей швейных изделий [4, 5].

Эта отделка не требует использования дополнительных материалов – красителей, нитей, отделочных тканей и прочего, а связана с искусством технологической обработки изделий.

Такая отделка отличается простотой и изяществом, является средством создания формы и неразрывно связана с конструкцией изделия. А в одежде позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

При всём разнообразии рассмотренных техник декорирования швейных изделий цель их применения одна – превратить даже грубое полотно в художественно оформленное изделие, сделав его неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определённую информацию.

2. Учащимся предлагается подумать и ответить, для отделки каких швейных изделий или деталей можно применить технику “буфы”? (Портьеры, покрывала, накидки, сумки, подушки, детали одежды).

3. Слайд № 12. Знакомство учащихся со схемой реализации идеи – “планом обдумывания”. (Краткое обсуждение каждого пункта).

4. Слайд № 13. Учащимся предлагается рассмотреть ткани и, учитывая требования к ним – выбрать наиболее подходящие для выполнения буфов. (Демонстрация образцов тканей).

5. Демонстрация образцов различных видов застёжек (застёжка-молния, застёжка на пуговицах, застёжка с тесьмой велкро, застёжка-запах). Обсуждение положительных и отрицательных характеристик разных видов застёжек, используемых в декоративных наволочках.

6. Слайд № 14. Демонстрация образцов различных видов наполнителей. Работа с кроссвордом “Наполнители”. Приложение 1.

7. Слайд № 15. Учащимся предлагается выбрать из всех возможных (предложенных) материалов самые оптимальные, исходя из их свойств (качеств) и цены.

8. Слайд № 16. Работа в тетради.

Выполнение образца схемы разметки сетки со стороной квадрата 3 см. Приложение 2.

9. Слайд № 17. Работа в тетради.

Запись условий, соблюдение которых гарантирует качество выполнения буфов.

Памятка

  • Площадь сетки в готовом изделии уменьшается в два раза.
  • Размер квадрата должен быть 3?3 см.
  • Количество квадратов должно быть нечётным.
  • Поля по периметру наволочки должны быть шириной 8–10 см.
  • Буфы выполняются ниткой вдвое № 45, в цвет ткани.
  • _______ стягивание углов тремя стежками с закрепкой;
  • _ _ _ _ _ “переход” с закрепкой без стягивания.

10. Слайд № 18. Работа в тетради.

Работа с таблицей “Расчёт количества ткани на диванную подушку в технике “буфы””.

Приблизительный размер стороны сетки (размер подушки – ширина двух полей) x 2 (45 – 18) x 2 = 54
Количество квадратов в сетке размер стороны сетки 2 54 3 = 18
Размер стороны верхней детали наволочки ширина двух полей + (количество квадратов вдоль одной стороны x 3) + припуски на швы 18 + (17 x 3) + 3 = 72

11. Работа с картой-тестом. Учащимся предлагается подумать, определить и попытаться выстроить последовательность пооперационной обработки диванной подушки. Приложение 3.

1. Разметка сетки на верхней детали наволочки.

2. Раскрой верхней детали наволочки.

3. Выполнение буфов и складок.

4. Разметка и раскрой нижней детали наволочки.

5. Обработка застёжки.

6. Соединение верхней и нижней деталей наволочки.

7. Изготовление внутренней наволочки.

8. Заполнение подушки холлофайбером.

Слайд № 19. Проверка выполнения задания. (Краткое обсуждение последовательности пооперационной обработки диванной подушки).

12. Слайд № 20. Практическая работа. (Разметка и раскрой выполняется согласно плану разметки деталей наволочки). Приложение 4.

1. Разметка сетки.

2. Раскрой верхней детали наволочки.

3. Выполнение буфов (начало работы с нижнего левого угла, двигаться “змейкой” до верхнего правого угла).

13. Анализ результатов проделанной работы.

14. Домашнее задание.

Закончить выполнение буфов.

Литература

  1. Как шить красиво: Пер. с англ./ Предисловие В. Зайцева. – М.: Мир, 1990. – 368 с., ил. – (Школа практических знаний).
  2. Костикова И. Ю. Лоскутная техника. Шитьё из полос. – М.: Культура и традиции, 2003. – 112 с.
  3. Мазурик Т. А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. – СПб.: Паритет, 2001. – 224 с., вклейка.
  4. http://www.liveinternet.ru/users/3503670/post115617000/
  5. http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/bufy_skhemy/9-1-0-483