Эффективное развитие двигательной активности учащихся как основа формирования физического и социально-нравственного здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В чём заключается миссия учителя? На этот социально-философский вопрос я отвечаю так: она заключается в том, чтобы научить детей быть здоровыми, самодостаточными, интересными людьми, быть стойкими, целеустремленными, нацеленными на достижение высоких результатов. И эти идеалы я стараюсь сформировать таким образом, чтобы это не было назидательным поучением. Я понимаю, что Учитель – это образ жизни, ответственность и самоотдача, это призвание. И когда меня удостоили звания “Самый спортивный учитель г.Казани”, я понимала, что это важно не столько для меня, сколько для моих учеников, ведь в учителе они должны видеть пример для подражания.

Роль учебного предмета “Физическая культура” в развитии личности чрезвычайно важна. В нормативных документах “Об образовании в Российской Федерации”, в “Федеральных государственных стандартах РФ”, в Законах Республики Татарстан “Об образовании” подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, разностороннего развития личности. Вопросы, связанные с физической подготовкой школьников, решаются сейчас на государственном уровне: с 1 сентября Указом Президента РФ введён в действие физкультурный комплекс “Готов к труду и обороне” (ГТО). В федеральном базисном плане чётко обозначены цели:

  • подготовка к предстоящей жизнедеятельности, обогащение двигательного опыта;
  • воспитание бережного отношения к здоровью;
  • создание целостного представления о влиянии физической культуры на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

Современные школьники, ввиду популярности компьютерных игр, виртуального общения в сетях, ведут чаще всего малоподвижный образ жизни. Как достичь поставленных целей, приобщить к здоровому образу жизни? Исходя из этих противоречий, я и сформулировала собственную методическую тему: “Эффективное развитие двигательной активности школьников как основа физического и социально-нравственного здоровья”. Основная педагогическая идея: повышение результативности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья подрастающего поколения.

Личная концепция педагогической деятельности:

  • Поиск творческих приемов совершенствования навыков двигательных действий, вариативное использование их в педагогической практике;
  • Формирование у школьников следующих компетенций:

- социально-трудовой: выполнение роли гражданина.

- компетенций личностного самоусовершенствование, направленных на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития.

- ключевых компетенций: способность брать на себя ответственность, быть лидером; способность работать самостоятельно без постоянного контроля, например, при ходьбе на лыжах, бег на длинные дистанции, плавание.

  • Ведение мониторинга позитивных изменений.

На основе требований Государственного образовательного стандарта использую в работе здоровьесберегающие технологии, осуществляю личностно-ориентированный подход, разрабатывая для школьников индивидуально-образовательную траекторию, учитывающую физическое развитие, индивидуальные особенности, тип телосложения, состояние здоровья, мотивационную направленность на ведение здорового образа жизни.

В общении с учащимися стараюсь использовать такие формы, как

- социально-перцептивная, когда идет восприятие учителем ученика через сочувствие, понимание его проблем;

- аффективную, способствующую комфортному общению, основанному на чувстве уважения и симпатии;

- интерактивную, в ходе которой происходит обмен идеями, действиями.

Результативности уроков физической культуры способствует включение в преподавание следующих компонентов:

- диагностического, направленного на изучение состояния здоровья учащихся (осуществляется совместно со школьным врачом, психологом).

- методического (включающего в себя разработку и отбор средств, методов, технологий).

- деятельностного, способствующего формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Таким образом, в основе моей работы лежит создание успешной модели обучения, основанной на целесообразности того или иного метода в каждом конкретном случае.

Позитивной динамике достижений школьников способствует технология сотрудничества, включающая в себя рефлексивный подход. В моей практике имеет место совместное с учеником обсуждение выполнения им нормативов, мотивация к достижению более высоких результатов. В ходе рефлексии открываются причины, мешающие успешному решению поставленных в ходе урока задач, продумываются пути преодоления недочетов, чтобы росли индивидуальные показатели каждого ученика.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание осуществляется в ходе спортивных соревнований и конкурсов. Участвуя в мероприятиях муниципального и республиканского уровня, мои воспитанники демонстрируют высокую двигательную активность, наличие навыков здорового образа жизни, стремление к идеалам здоровья и физического совершенства.

Урок физкультуры – это прежде всего физическая деятельность, но она обязательно должна сопровождаться умственной работой, поэтому я широко использую метод проектов. Исходя из количества участников, он может быть как индивидуальным, так и групповым. Учитывая разработанную мною индивидуальную траекторию развития каждого ученика, считаю, что проектная деятельность на уроках физической культуры является эффективным средством формирования социально-нравственной здоровой личности.

Над проектом “Спорт - альтернатива пагубным привычкам” работали учащиеся 6 класса. Цель - формирование позитивной социальной среды. Работа велась в группах:

  • 1 группа подготовила теоретический материал “ Роль спорта в жизни современного человека”
  • 2 группа показала театрализованное представление “Чтоб успешно развиваться, надо спортом заниматься”
  • 3 группа собрала материал по силовому многоборью
  • 4 группа организовала конкурс рисунков “ Я и спорт”

Итоги работы были подведены в школе выходного дня, куда были приглашены родители учащихся. В завершение состоялась товарищеская встреча по пионерболу между учащимися и родителями 6 А класса.

Над проектом “Олимпийские виды спорта. Керлинг” работали учащиеся 9-ых классов. Инициатором стала Бабушкина Ксения, которая в преддверие олимпиады в Сочи захотела изучить историю игр. Из 15 видов соревнований ее заинтересовали три самые необычные: бобслей, фристайл и керлинг. Работа над индивидуальным проектом позднее переросла в групповую форму. Прослушав доклад об истории олимпийских игр, ознакомившись с правилами игр в керлинг, девятиклассники решили провести школьный турнир по керлингу. Цель игры: развить физические способности ( меткость, ловкость, силу, координацию движений), а также все группы мышц, которые благоприятно сказываются на улучшении общего самочувствия и состояния здоровья человека.

Для приобретения инвентаря нам потребовалась помощь родительского комитета. Члены родительского комитета 9А класса впервые попробовали сделать нам камень для кёрлинга: залили в овальную форму раствор алебастра, для прочности снизу использовали плоскую металлическую миску, а сверху разноцветную пластмассовую; чтобы камень не разбивался, между мисками проложили резиновый ремень, затем прикрутили ручку, и получился камень для игры.

И теперь, когда приспособления все готовы, мы решили в старших классах провести турнир по кёрлингу. В первом турнире по керлингу победила команда девушек 11 А класса. Среди юношей – победила команда 10А класса. Турнир 11заинтересовал учащихся школы и впоследствии был проведен среди среднего звена, среди учителей и родителей.

Считаю, что применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным и содержательным: учащиеся самостоятельно собирают теоретический материал, расширяют свои знания о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни, обосновывают необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений, вырабатывают морально-волевые качества в ходе подготовки и защиты своих проектов.

Проекты нами осуществляются при интеграции учебных предметов: физкультуры, истории, этнографии, культурологии, живописи, биологии, технологии и в тесном сотрудничестве с другими предметниками. Ценность проектной деятельности в том, что она позволяет органично соединять урочную и внеурочную деятельность. Кроме того, ряд проектов осуществляется совместно с родителями.

Следует отметить, что традиционно составной частью внеурочной деятельности стали также мероприятия, как викторина “Я и спорт”, встречи по волейболу между учащимися и учителями, Дни здоровья, занятия в бассейне спортивного комплекса “Триумф”. Каждый год мы с ребятами активно участвуем во Всероссийском беге “Кросс Нации”, “Лыжня России”.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Литература

1. Теория и методика физического воспитания Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и др.; Под.ред.Б.А.Ашмарина. М.: Просвещение, 1990.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: “Академия”, 2003.

3. Руденко. Керлинг – игра джентльменов “Наука и жизнь” Правда 1980 г.

4. Теоретические основы индивидуальной подготовки спортсмена в кёрлинге. Учебное пособие. 1999 г. К.Ю. Задворнов

5.Организация и судейство соревнований, правила игры. Автор К.Ю. Задворнов, 2006 г.

6. Актуальность проблемы организации и методики подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Сборник материалов – 2000 г. Автор: К.Ю. Задворнов

7.Структура и содержание деятельности Федерации кёрлинга России 1999г. К.Ю. Задворнов

8. http://www.sochi2014.com/Кёрлинг. Правила игры. ФКР, 2002.

9. http://www.krugosvet.ru/