Девиантное поведение как причина школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Проблема охраны психического здоровья детей и подростков, актуальность которой становится всё более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьного образования.

Одной из наиболее частых причин социальной дезадаптации детей и подростков является девиантное поведение, которое представляет значительные затруднения для клинической дифференциации. Разрешение этой актуальной и практически важной проблемы имеет существенное значение не только в области детской и подростковой психиатрии, но также для педагогики и социологии.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительными или, в крайних случаях, невозможным.

В настоящее время подобные затруднения увеличиваются. С учётом наиболее вероятных негативных последствий этого явления, выражающихся в частности, в формировании устойчивых видов социально — психической дезадаптации, нарушений поведения, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьёзных социальных проблем современности, требующих уже не столько углублённого изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребёнка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего так и внутреннего порядка — это учебная деятельность, взаимоотношение с педагогом, выполнение школьных норм и правил поведения, характер межличностного общения в классном коллективе.

Однако, представляется вполне очевидным, что решение проблемы школьной дезадаптации, его девиантного поведения невозможно без  изучения всего комплекса возникающих у ребёнка затруднений, взаимовлияния всех факторов, действующих на него в школе.

Ни врачебная, ни педагогическая компетенция не способны обеспечить требуемый уровень диагностического анализа. Многие нарушения психического развития не распознать ни в дошкольном возрасте, ни в период пред школьной  диспансеризации. Но сталкиваясь со школьными нагрузками у детей из группы риска возникают состояния декомпенсации, выражающиеся, прежде всего в несоответствии  сложившихся адаптационных механизмов требованиям новой социальной ситуации. В результате у таких детей довольно быстро возникают специфические затруднения, с которыми учитель сталкивается уже как с проблемами педагогического характера. Однако решить их на чисто педагогическом уровне удаётся крайне редко, т. к. природа этих проблем, может быть и верно понимаемых педагогом в общих чертах, требует углублённого исследования, но уже иными средствами, которые в арсенале педагогических приёмов изучения ребёнка отсутствуют. В качестве таких средств успешно могут быть использованы методы психологической диагностики, история применения которых в нашей стране связаны, прежде всего, с психиатрией и дефектологией.

Требования к содержанию методов психодиагностики полностью определяются перечнем возможных симптомов, образующих картину школьной дезадаптации как явных так и в скрытых от наблюдателя формах. В первом случае речь идёт о таких наиболее распространённых и отчётливых признаках как  нарушение школьной успеваемости и поведения. Поскольку затруднения в учёбе, в первую очередь, могут быть связаны с недоразвитием познавательной деятельности, в арсенал диагностических средств обязательно должны быть включены методики, предназначенные для исследования уровня и структуры интеллектуального развития ребёнка.

Кроме методов психологической диагностики, ценная информация может быть извлечена при анализе анамнестических сведений о ребёнке. Однако, как показывает реальная практика, в школьной документации как медицинской так и педагогической, сведения об особенностях психо-биологического развития ребёнка в условиях его раннего семейного воспитания представлены крайне скупо, формально и фрагментарно или даже отсутствуют вовсе. Интерпретация данных психологического исследования, ориентированного на профилактику и коррекцию нарушений, должна проводиться в общем контексте всех сведений о ребёнке, способных оказаться полезными для построения диагностической гипотезы. В этой связи психологу с помощью педагога надлежит  получить такую информацию  в отношении наиболее «проблемных» детей. Её сбор целесообразно проводить с помощью опросникам для родителей с последующим уточнением тех или иных данных в непосредственной беседе с ними.

Для индивидуального консультирования детей, в качестве образца, взята модель предложенная Н.Т.Лускановой.

Методы коррекции школьной дезадаптации

Известно, что поведение и умственное развитие является продуктом школьного и семейного воспитания и обучения. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, их можно улучшить. С этой целью необходимо установить пробелы и недостатки в развитии ребёнка. Анализ этих пробелов, проявляющихся в виде ошибок при выполнении заданий теста, составляет важнейшее звено в работе с обучающимися и определение путей его совершенствования. Качественный анализ ошибок, допущенных учащимися при тестировании, – отправной пункт для составления индивидуального варианта коррекции развития ребёнка. Одним из видов коррекционной работы — педагогический, т. к. его целью является устранение пробелов в поведении и знаниях учащихся. Указанный вид коррекции осуществляет учитель, которого психолог информирует о выявленных им особенностей поведения и умственного развития учащихся.

Психолог участвует в обсуждении с педагогом возможных путей преодоления недостатков в умственном развитии школьников, а также прослеживает и оценивает эффективность педагогического взаимодействия. Коррекционная работа начинается с беседы психолога со школьником. Школьные успехи, освоение  знаний на уроках, поведение зависит от того насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, доказывать, обосновывать выводы. Эти умения можно развивать, им можно обучаться. Поэтому, планируя коррекционную работу необходимо знать всю предысторию и историю педагогической запущенности учащегося и мог рассчитывать на получение квалифицированной консультации по состоянию здоровья. Излишне раздражительных, явно акцентуированных, с ослабленным вниманием, замедленным мышлением, склонностью к необычным поведенческим реакциям, должны обязательно осмотреть специалисты, чтобы установить, нуждаются ли они в мерах воздействия медицинского характера или соответствуют модификации обычного педагогического подхода. Помимо того, что коррекционная работа требует много времени, она ещё не каждому педагогу удаётся, т. к. здесь нужен специальный дар вызывать к себе доверие, умение принять на себя эмоции другого человека и правильно распорядиться ими. Введение принципа коррекции в методики психологической диагностики побуждает исследователя, конструирующего тест, заимствовать из школьных программ ряд ключевых понятий, и это должны быть   понятия, которые, насколько это возможно по условиям школы, отражают прогрессивные тенденции современной науки. Работая с такими понятиями, испытуемый продемонстрирует своё умение устанавливать логические и логико- функциональные отношения между этими понятиями, значит близость умственного развития к нормативу, а значит и решение проблемы поведения.

Для работы с трудными детьми в плане поведения и умственного развития нужна специальная коррекционная программа. Отдельные недостатки в развитии умственных и поведенческих действиях, если они осознаются, могут стать источником развития, его  главной действующей силой. Но чаще всего они не осознаются, ребёнок  воспринимает  не сами недостатки своего развития, а те затруднения, которые из них вытекают. Поэтому главная задача педагога корректирующего развитие, объяснить недостатки, что и будет первым шагом на пути их исправления.

Коррекционная программа предоставляет широкие возможности для диалога (осуществление обратной связи), в ней не только должен описываться процесс правильного выполнения той или иной логической операции, но и в некоторых случаях отмечать наиболее типичные ошибки и способы их устранения. Программа должна  помочь понять процесс мышления, свои достоинства и недостатки в выполнении 
умственных действий. Использование коррекционной программы должен носить индивидуальный характер.

Работая с детьми девиантного поведения, мы пришли к выводу, что коррекционная программа должна состоять из трёх частей.

Первая часть коррекционной программы направлена на обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомлённости. Её осуществляют психолог и педагог совместно.

  • Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя и психолога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления.
  • Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Вторая часть программы адресована учителю. На основании выявленных пробелов в знаниях и в поведении учащихся даются рекомендации по развитию понимания и углублению знаний.

  • Не заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делать скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми знаниями и навыками.
  • Не сдерживайте инициативу детей и не делайте за них то, что они могут сделать (могут научиться делать) самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждений
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Третья часть — это психологическая часть программы. Она  направлена на коррекцию действий. Она предназначена прежде всего для того, чтобы научить ребёнка сознательной мыслительной деятельности. Неосознанность, стихийность мыслительного процесса, являющихся причиной его ошибок должны быть заменены осознанностью его операций, дающей возможность контролировать правильность своих действий.

  • Так как работа носит характер диалога, она требует предельной развёрнутости процесса мышления. От учащегося  – испытуемого требуется постоянное проговаривание вслух всех способов решения, всех поисков правильного ответа. Такая форма работы даёт возможность во время допускать исправление в ответах, оказывать дозированную помощь для достижения правильного ответа. Темп работы каждого испытуемого может быть различным в зависимости от его типологических особенностей, уровня умственного развития.
  • Индивидуальный подход можно осуществлять через большую или меньшую развёрнутость процесса решения, проговаривания вслух, дозирование подсказки. При этом необходимо, по возможности, добиваться большей самостоятельности в выполнении разных заданий.
  • Под упражнением умственного действия понимается повторное его выполнение с целью овладение им или повышение его качества. Упражнения требуются тогда, когда ранее сложившиеся системы связи оказываются недостаточными. Длительные  перерывы между коррекционными занятиями недопустимы.
  • Необходимо помнить, что эффективность тренировки, в большей степени зависит от возможности осуществлять самоконтроль в самом процессе упражнений. Самоконтроль основан на составлении правильных действий и ответов, необходимых для достижения правильного ответа.
  • Первое задание каждого типа приходится разбирать совместно для того, чтобы дать возможность увидеть  ученику способ успешного выполнения подобных заданий. 
  • При отработке новых видов умственных действий экспериментатору иногда приходится возвращаться к пройденному материалу для более полного закрепления приобретаемых умений и действий.
  • Время проведения каждого занятия не должно превышать 40 минут. Увеличение времени занятий приводит к усталости и снижению эффективности работы. 
  • При проведении занятий должен применяться  учёт успехов учащегося для мотивации самоконтроля, стимуляции интереса занятий. В связи с этим каждое последующее занятие начинается с повторения предыдущего материала. Сам процесс тренировки должен быть активным. Важное значение при этом имеют те частные цели, которые перед собой ставят учащиеся и то, как они представляют себе результат, который необходимо достигнуть.
  • Результат тренировочных занятий может выглядеть по — разному.  Внутренняя реорганизация деятельности проходит у разных учащихся не одинаково. У одних очень медленно, у других – быстрее. Это зависит от природных особенностей ВНД  или исходного уровня развития тренируемых действий и умений. Такая коррекционная работа может рассматриваться в психологическом контексте как  момент культурного развития ребёнка, «процесс врастания ребёнка в культуру», по словам Л.С.Выгодского.

Результаты диагностического исследования после проведения с учащимися коррекционной работы существенно улучшаются. Коррекционная работа даёт эффект в овладении некоторыми умственными операциями, даже при условии, что изначально уровень их умственного развития низок.

Практические рекомендации для воспитателей и учителей по работе с детьми девиантного поведения

  • Детей девиантного поведения нужно побуждать высказывать своё мнение. Главное при этом — сохранять желание спорить, а значит говорить начистоту. Развенчивать ошибочные взгляды нужно постепенно, исподволь подводя противоречия, которые неизбежно должны привести к отрицанию плохого и неверного.
  • От воспитателя требуется, по возможности, незаметно от ребёнка вторгаться в круг его неформальных отношений, особенно когда есть необходимость применить к членам группы в которую он входит, меры наказания или изолировать их от сверстников.
  • Трудновоспитуемому ученику нужно обеспечить реальную возможность занять достойное место в коллективе. Нужно сделать всё, чтобы выявить у ученика задатки и способности, благодаря которым он мог бы получить минимальное преимущество перед сверстниками.
  • Учителю необходимо установить доверительные отношения между ребёнком и учебным коллективом. Нередко для того, чтобы добиться успеха, педагогу приходится вначале нейтрализовать то отрицательное влияние, которое  запущенный ученик оказывает на остальных. Зная его манеру подавлять слабых и создавать себе преимущества за счёт других, педагог может «выступить на стороне обижаемых» и лишь потом, когда ядро коллектива окрепнет, расширить ролевые возможности трудновоспитуемого.
  • Необходимо преодолеть предвзятое отношение к ребёнку со стороны общественности. Демонстрация ожидания плохого поступка, готовность немедленно призвать к порядку и наказать, откровенное разочарование в человеческих достоинствах ученика — таков психологический фон, который часто создаётся вокруг педагогически запущенного учащегося.
  • Знать состояние здоровья ученика, замечать признаки повышенной утомляемости, эмоциональной несдержанности, истощаемости внимания, свидетельствующие о наличии заболеваний. Уметь различить, за отклоняющимися и делинквентным поступком потребность в оздоровлении.

Кроме того, нужно всегда помнить, что педагогически запущенному ученику каждый шаг навстречу коллективу достаётся в результате большой внутренней борьбы. Решительный и уверенный, когда нужно противопоставить себя коллективу, он бывает очень не уверен в себе, когда нужно пойти ему навстречу. Не раз и не два придётся возвращать его в коллектив, когда он при угрозе конфликтного заострения отношений будет привычно прятаться за «щит оппозиционной реакции».