Рейтинг@Mail.ru

Разработка урока русского языка по теме "Главные опасности письма". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • проверить умение находить орфограммы в словах (безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные);
  • закрепить правильный способ действия, необходимый для поиска на орфографический вопрос (работа с орфографическим словарём);
  • тренировать в умении определять орфографические задачи, которые легко решать;
  • формировать умение действовать по принципу “знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю и оставляю сигнал опасности” (письмо с пропусками орфограмм, с “окошками”);
  • организовывать работу учащихся в малых группах по методу сотрудничества;
  • повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: карточки с кроссвордами, конверты с карточками, на которых записаны слова, чистые листочки; Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Учеб. рус. яз. для четырехлетней нач. шк. в 2 ч. Ч.1. 2013, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2  класс. Тетрадь-задачник 1 к учебнику для четырехлетней нач. шк. в 3 ч. 2013, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

Перед началом урока класс делится на команды по четыре человека, равные по силам, выбирается командир.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке. Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас необычный урок – мы проводим конкурс знатоков русского языка. У вас будет возможность блеснуть своими знаниями, применить их на практике, показать чему вы уже научились. Наш класс разделен на команды, в каждой есть свой командир. Во время нашего конкурса действия команды считаются законченными, когда капитан проверить задание у каждого и скажет, что команда готова.

III. Работа по теме урока.

1. Разминка (работа в паре. Каждая пара получает карточку с кроссвордом.)

- Первое задание конкурса – разгадывание кроссворда.

Записывая слова в кроссворд, помните, что если вы сомневаетесь в написании буквы, лучше оставьте на ее месте окошко.

1. Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный (Арбуз)

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза)

3. Расселась барышня на грядке. Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста)

4. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)

5. Кудрявая верхушка, зеленая .... (Петрушка)

6. Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)

7 Он круглый и красный как глаз светофора. Среди овощей нет сочней ... (Помидора)

8. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

- Что объединяет все эти слова? (Это все растения)

- Слово растение должно получиться по горизонтали.

После того как кроссворд будет заполнен, пары меняются карточками с игроками своей команды и проверяют написание слов с помощью орфографического словаря в учебнике на с.132- 133.

Командиры сообщают о результатах выполнения задания игроками своей команды.

2. Игра “Путаница”

- Каждая команда получает конверт, в котором лежат карточки со словами. Я сложила слова с орфограммами, которые легко объяснить в одни конверты, а слова с орфограммами, объяснить которые мы пока не можем в другие. Но они перепутались, да еще и добавились слова-ловушки. Они из орфографического словаря. Ваша задача – разобраться в этой путанице. Одни команды выбирают и записывают слова с орфографическими задачами, которые мы можем решить, а другие – с орфографическими задачами, которые еще не решаем. Слова – ловушки не записывать. Смотрите – не попадитесь!

гриб злит воробей наигралась земля небо платье
пальто решать дубки дразнится побелели слова флаги

- Но сначала определим, кому какая работа достанется.

Проводится жеребьевка. Участники приступают к работе. Выбор и объяснение осуществляются поочередно всеми членами команды. Если слово принимается, то оно записывается под диктовку того участника, кто объяснил его выбор.

- А теперь члены команд обменяйтесь тетрадями и поработайте корректорами: выделите в словах слоги, поставьте ударения, подчеркните орфограммы, которые знаем, или обозначьте сигналом опасности, орфограммы, которые не можем объяснить.

Подводятся итоги игры.

Физминутка.

- За тучку солнце спряталось на целую минутку,

А мы все дружно проведем физкультурную минутку.

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!

3. “Знаю – пишу, не знаю – оставляю “окошко” (задачник с.48, упр.168)

- Для выполнения следующего задания нашего конкурса вам понадобятся тетради-задачники.

- Прочитайте текст. Это деловая речь или картинная? Почему вы так считаете? Впишите название сообщения. (Как сервировать стол)

Не забывайте, как уйти от ошибок (Знаю – пишу, не знаю – оставляю “окошко”)

Члены команды по цепочке читают слова и, если могут объяснить орфограмму, вставляют ее зеленой ручкой, если не могут, пишут выбор букв.

При коллективной проверке называются слова, в которые вставили буквы. Подводятся итоги.

4. Игра “Учитель – ученик” (учебник с. 75 упр.169)

- А сейчас каждый из вас побывает в роли учителя. Прочитайте в упр.169 что для этого необходимо сделать.

Дети составляют по 5 слов на выбранную тематику для своего товарища из противоположной команды. Затем “учителя” меняются листочками и оказываются в роли “учеников” - решают орфографические задачи, предложенные товарищами из соседней команды, после чего листочки возвращаются “учителям” и проводится проверка выполненного задания. Подводятся итоги.

IV. Итог.

- Зачем мы с вами учимся писать с пропуском орфограмм, с “окошками”?

- Все ли орфограммы мы можем объяснить?

- Какие орфографические задачи решать легко?

- Мы с вами уже многое узнали, но нам предстоит впереди разгадать еще немало тайн русского языка. А наш учебник будет нашим помощником.

Подводится итог всей игры, объявляются победители и награждаются медальками. Самые активные игроки каждой команды тоже получают медальки.

V. Домашнее задание. с.75 упражнение 170.

Литература.

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка”. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней нач.шк. 2013.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Учеб. рус. яз. для четырехлетней нач. шк. в 2 ч. Ч.1. 2013.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” 2 класс. Тетрадь-задачник 1 к учебнику для четырехлетней нач. шк. в 3 ч. 2013.