Метод проектов на уроках трудового обучения и биологии в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Озеленение школьного двора"

Разделы: Биология, Технология, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


ЦЕЛЬ: учащиеся должны самостоятельно защитить творческий проект "Многоярусная клумба на школьном дворе", приступить к работе над второй частью проекта “Озеленение школьного двора декоративными кустарниками".

ЗАДАЧИ:

Познавательные:

1. Учить применять элементы проектной деятельности в ходе защиты проекта.

2. Ознакомить учащихся с элементарными представлениями о декоративных кустарниках и условиях для роста и развития.

Обучающие:

1.Организовать анализ социологического опроса и анкетирования.

2.Учить правилам пользования разметочным инструментом - рулеткой на пришкольной территории.

3. Учить размечать школьный участок для посадки декоративных кустарников.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать измерительный инструмент в ходе совместной деятельности при выполнении проекта.

2. Формировать способность к обобщению, классификации во время защиты проекта.

3. Способствовать формированию у учащихся желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.

4. Активизация словаря (рулетка, разметка, дуга).

Здоровьесберегающие:

1. Соблюдение правил личной гигиены при работе, безопасное использование измерительного инструмента.

Воспитательные:

1. Воспитывать организованность, трудолюбие, бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

2. Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе защиты проекта, проектирования дальнейшей деятельности.

3. Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.

Мотивационные:

1. Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, понимание практической значимости выполняемой работы.

2. Фиксирование внимания на положительных результатах.

Использование межпредметных связей: математика, биология, сельскохозяйственный труд

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА:

1. Защита 1части проекта (организация самоконтроля в соответствии с уходом за цветником, защита проекта, оригинальность при защите проекта).

2. Подготовительный этап 2 части проекта (определение проблемы, сбор и анализ информации по проблеме (анкетирование), обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, актуальность и обоснование выбора проекта, конечный результат проекта, выбор способов решения проблемы, исследование проблемы).

3. Конструкторский этап 2 части проекта (составление плана работы, подбор приспособлений).

4. Технологический этап 2 части проекта (выполнение практической части – выбор солнечного места для посадки декоративных кустарников, разметка между кустами 1 метр, установка меток).

5. Критерии оценивания 2 части проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, рефлексия деятельности).

ПРОБЛЕМА: желание учащихся участвовать в озеленении и благоустройстве территории школьного двора при отсутствии соответствующих знаний и умений.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ:

- мультимедийный проектор, экран;

- методические разработки по проекту в форме презентаций;

- пооперационная карта в форме презентаций;

- инструмент для разметки почвы;

- анкеты;

- смайлики для проведения рефлексии;

- выставка специальной литературы по теме проекта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Определение проблемы проекта
  2. Сбор и анализ информации по проблеме (анкетирование)
  3. Обсуждение цели проекта
  4. Обсуждение темы проекта (цветника)
  5. Выбор места для цветника
  6. Прополка сорняков на клумбе
  7. Перекопка клумбы
  8. Добавление почвы для клумбы
  9. Исследование проблемы
  10. Оформление проекта
  11. Изучение литературы по выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями.
  12. Конкурс рисунков “Цветочная клумба”.
  13. Анализ рисунков. Выбор лучшей "Цветочной клумбы".
  14. Конструирование многоярусной клумбы
  15. Приобретение семян и выращивание рассады
  16. Посадка рассады на клумбу, уход за посаженными цветочными культурами в период летней трудовой практики.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

- индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Е.А. Оргмомент

Дежурный сдаёт рапорт. Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Будем вместе отвечать

И пятерки получать.

- На столе у вас лежат смайлики (6). Покажите один из них, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Контроль за посадкой.

ЗАЩИТА 1 ЧАСТИ ПРОЕКТА - Презентация

Н.П. Слайд 1 Заголовок

- Ребята, над каким проектом мы с вами весь прошлый учебный год работали? - Мы работали над проектом "Озеленение школьного двора"

- Что мы сделали в ходе этого проекта?

- Мы вырастили на многоярусной клумбе красивые цветы.

Сегодня мы завершаем работу первой части проекта "Многоярусная клумба".

- Работа наша длилась целый год с сентября 2013 до октября 2014 года, а какой результат получился мы узнаем сегодня на уроке.

Итак, защита проекта "Многоярусная клумба на школьном дворе".

Слайд 2 Какие цели и задачи урока? Читаем.

Е.А. - Представляется слово участнику проекта. Слайд 3

- Мы много времени находимся в школе и на школьном дворе. Ребята сельскохозяйственного труда стараются украсить школьный двор рабатками, альпийской горкой и клумбами. Наш класс тоже не захотел оставаться в стороне от такой работы. Мы решили создать проект “Озеленение школьного двора”. Но, прежде чем начать работу по проекту, мы провели анкетирование среди учеников, учителей и администрации школы и выяснили, что многие хотят видеть многоярусную клумбу с их любимыми цветами.

Прошлой осенью привезли почву для нашей клумбы, а весной сконструировали трёх ярусную клумбу, на которую высадили рассаду цветов:

георгины, настурции, флоксы, клеому.

- А почему вы выбрали трех ярусную клумбу? Слайд 4

Мы выбрали трех ярусную клумбу неслучайно, так как много лет можно создавать на этой клумбе любые цветочные композиции и она будет выглядеть как новая.

- Расскажи, как вы оформляли цветочную клумбу, что она выглядит так красиво?

Мы соблюдали правила посадки цветов:

- во-первых, подбирали растения, которые цветут долго;

- выбирая цветы, планировали дизайн клумбы так, чтобы она не была чересчур пестрой.

- на каждом ярусе высаживали цветы одного размера. На нижнем ярусе посадили растения с самыми крупными цветками, на следующем – поменьше , а на третьем высокие, но об этом подробно расскажут мои одноклассники.

- Спасибо.

Н. П. Чтобы выросли хорошие цветы на клумбе, необходимы определённые условия, давайте вспомним о них.

Предлагаю вам отгадать загадки, которые загадают вам Феи. Слайды 5-8

Подумайте, все ли условия получали наши цветы? - Да.

Какую клумбу мы вырастили?

- Красивую, наша клумба цвела всё лето и цветёт до сих пор.

- А сейчас девочки расскажут нам, что они узнали о цветах в ходе проекта.

- Кто расскажет о нижнем ярусе клумбы? Пожалуйста, Маша. Слайд 9

Я буду говорить о нижнем ярусе клумбы, на котором мы вырастили георгины.

Слайд 10. Георгины были выбраны нами потому, что это очень красивые цветы, разноцветные, которые цветут с начала лета до поздней осени.

На нижний ярус можно было посадить цинию или бархатцы, которые тоже долго цветут, но окраска их менее привлекательная. - Спасибо, Маша.

- Кто расскажет о среднем ярусе клумбы? Пожалуйста, Ева. Слайд 11

Я буду говорить о среднем ярусе клумбы, где мы вырастили настурцию.

Слайд 12 Настурции были выбраны нами потому, что они имеют красивые, крупные листья, из-под которых выглядывают яркие огоньки цветов и цветут с начала лета до поздней осени. На средний ярус можно было посадить анютины глазки или незабудки, которые тоже красивые, но цветут только весной и летом. - Спасибо, Ева.

- Кто расскажет о верхнем ярусе клумбы? Пожалуйста, Юля. Слайд 13

Я буду говорить о верхнем ярусе клумбы, на котором мы вырастили флоксы и клеому. Слайд 14 Флоксы и клеома были выбраны нами потому, что они имеют высокие стебли и крупные соцветия из мелких цветов. Эти красивые растения цветут всё лето до поздней осени. На верхний ярус клумбы можно было посадить гвоздику или астру, но гвоздика цветёт только летом, а астры ближе к осени. - Спасибо, Юля.

Е.А. - Представляется слово участнику проекта Алеше. Слайд 15

- Сейчас на территории школьного двора есть очень красивая цветущая клумба, но она такой стала благодаря тому ,что мы с весны до осени ухаживали за цветами: пололи, поливали и рыхлили их. Слайд 16

Работая над клумбой мы узнали много о цветах, о почве, об условиях выращивания и ухода за растениями, о проектировании клумб, а самое главное эта клумба не потребовала больших денежных затрат. Так как мы вырастили рассаду цветов из школьных семян сами, Слайд 17 сконструировали клумбу с помощью старшеклассников, изучающих сельскохозяйственный труд, высадили рассаду и ухаживали за ней сами. И вот результат нашей работы.

Слайд 18 - Красивая цветущая клумба, которая радует своим цветением, поднимает настроение не только у нас, но и у всех учеников, учителей и работников нашей школы Слайд 18 (аплодисменты)

Н.П. Физминутка на зрение Слайд 19

Е.А. Слайд 20 Учащиеся подводят итог по вопросам учителя:

- Чему вы научились в ходе проекта?

- Мы научились выращивать рассаду цветов, готовить клумбу к посадке и ухаживать за цветами.

- Что нового вы узнали?

- Мы узнали особенности цветочных растений и ухода за цветниками.

- Ребята, мы увидели, какая красивая ухоженная многоярусная клумба у нас получилась.

- Пригодятся ли вам эти умения в вашей будущей жизни? - Да.

- Где пригодятся полученные знания?

- Мы сможем развести цветы у себя в саду или во дворе дома, чтобы всегда было хорошее настроение. Красота цветов приносит людям здоровье, чувство гордости за своё умение и труд.

Н.П. - Понравилось ли вам заниматься проектом?

Согласитесь, что это были не обычные уроки, а творческие. Работа у нас была коллективная и значимая для школы. Все очень старались и заслуженно получаете "5", кроме тех ребят, которые не прошли летнюю практику и не ухаживали за клумбой, поэтому им снижена оценка на 1 балл и они получают за проект "4".

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 2 ЧАСТИ ПРОЕКТА

Е.А. Слайд 21 - Ребята, нам понравилось заниматься проектом, и мы решили продолжить начатую работу, так как проблема озеленения школьного двора ещё осталась.

Нами в середине сентября проведено анкетирование в школе, чтобы выяснить, как и чем можно озеленить школьный двор.

- Вспомните, к кому мы подходили с анкетами?

- С анкетами подходили к ученикам, учителям и к администрации школы.

Слайд 22 пустой Выключить проектор - работа с анкетами

Мы собрали все анкеты и сейчас с ними поработаем, разделимся на 2 группы. 1 группа работает с анкетами учащихся нашей школы, 2 группа с анкетами учителей и администрации школы и заполним таблицу:

1 вопрос

Считаете ли вы проблему озеленения территории нашей школы важной?

2 вопрос

Как вы считаете, достаточно ли озеленена школьная прогулочная площадка?

3 вопрос

Хотели бы вы принять участие в благоустройстве прогулочной площадки?

4 вопрос

Ваши предложения и советы:

- какие цветущие кустарники вы любите, и какие бы из них вы хотели видеть на школьном дворе;

- нравятся ли вам плодово-ягодные кустарники, и какие лучше посадить в школьном саду.

  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  • Да
  • Нет
  • Не знаю

Н.П. - Что мы выяснили, работая с анкетами?

- на первый вопрос 100% опрошенных ответили: “Да – проблема важна и актуальна”;

- на второй вопрос 100% опрошенных согласились с утверждением, что на школьном дворе не хватает цветущих кустарников;

- на третий вопрос 85% опрошенных ответили, что хотели бы принять участие в озеленении школьного двора;

- на предложение и советы по вопросам (какие цветущие кустарники вы любите, и какие бы из них вы хотели видеть на школьном дворе; нравятся ли вам плодово-ягодные кустарники, и какие лучше посадить в школьном саду) 70% опрошенных хотели бы видеть цветущие кустарники: розы, гортензия, жасмин, сирень, калина, можжевельник, черёмуха.

Сделаем вывод: Большинство опрошенных ребят и учителей считают проблему озеленения школьного двора актуальной и важной и выяснили, что многие хотят видеть цветущие кустарники, так как на школьном дворе их очень мало, поэтому работу над проектом мы продолжим. Урок окончен.

2 урок

Е.А. Слайд 23 с заголовком - Ребята, у нас и клумба была цветущая и кустарники все хотят видеть цветущими, поэтому вторую часть нашего проекта предлагаю назвать "Наш цветущий школьный двор".

Слайд 24 - Давайте рассмотрим на слайде цветущие кустарники, которые предложили нам в ходе анкетирования и выберем из них несколько видов для посадки на школьном двор: сирень, можжевельник, жасмин, розы, гортензия.

Что бы вы выбрали сами? Обоснуйте свой выбор.

Илья - сирень. Она красиво цветёт и пахнет.

- Но у нас уже есть сирень.

Маша - можжевельник. У него очень красивые листочки в виде иголочек.

- Но хотелось бы видеть цветущие кустарники.

Юля - жасмин. Он красиво цветёт белыми цветами и имеет нежный аромат.

- Юля, ты сделала хороший выбор.

Артём - а мне понравились розы.

- Розы, ребята, очень капризны и могут замёрзнуть зимой.

Люба - а мне понравилась гортензия. Это небольшой кустарник с красивыми белыми цветами.

- Люба, я согласна с тобой.

- Мне кажется, что жасмин и гортензия будут хорошо смотреться на школьном дворе, поэтому сегодня нам нужно выбрать место для посадки цветущих кустарников весной.

Слайд 25 Тема  урока “Проектирование участка для посадки цветущих кустарников”. Открывайте тетради и запишите тему урока.

Н.П. Слайд 26 - Давайте рассуждать, где нам лучше посадить жасмин и гортензию. Рассмотрим варианты.

Ученик. 1 фото (лавочки около футбольного поля).

- Плохо то, что там стоит близко забор, и он будет затенять наши кустарники.

Ученик. 2 фото (около штукатурно-малярной мастерской).

- Здесь стоит здание, которое тоже затенит наш кустарник.

Ученик. 3 фото (перед окном мастерской ПМОП).

- Здесь уже посажены деревья и кустарники.

Ученик. 4 фото (около слесарной мастерской).

- Из всех 4-х представленных мест для посадки - это самое лучшее для кустарников, так как солнце будет светить почти весь день.

Слайд 27 - Итак, кустарники определили? Место для их посадки выбрали? - Ребята, правильно выбранное и подготовленное место для посадки цветущих кустарников - залог успеха нашего проекта!

КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП

Е.А. - Давайте составим план работы на школьном участке, чтобы посадить жасмин и гортензию. Так как жасмин большой, его посадим в центре. Гортензия поменьше, её посадим вокруг жасмина.

Составим план работы: Слайд с планом 28

1. Взять рулетку, отмерить от здания.....(2 метра)

2. Взять рулетку, отмерить от забора.....(5 метров)

3. На пересечении линий поставить метку 1 кустарника (жасмин)

4. Взять рулетку, отмерить от первой метки .....(2 метра) начертить дугу

5. Взять рулетку, на линии дуги отметить через 1 метр 3 метки для гортензии

Для работы нам потребуется разметочный инвентарь: 2 рулетки, верёвка с 2-мя колышками.

Техника безопасной работы с рулеткой

Критерии практической работы Слайд 29

1. Разметка выполнена точно от здания и от забора.

2. Разметка выполнена точно по линии дуги.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП на улице

План работы:

1. Взять рулетку, отмерить от здания 2 метра - девочки.

2. Взять рулетку, отмерить от забора 5 метров - мальчики.

3. На пересечении линий поставить метку для 1 кустарника (жасмин) - мальчики.

4. Взять рулетку, отмерить от первой метки 2 метра, начертить дугу - девочки.

5. Взять рулетку, на линии дуги отметить через 1 метр 5 меток для гортензии - мальчики.

Н.П. ОЦЕНКА РАБОТЫ - А сейчас посмотрите на выполненную работу и ответьте:

1. Разметка выполнена точно от здания и от забора? - Да.

2. Разметка выполнена точно по линии дуги? - Да.

Спроектировали мы место для посадки кустарников весной? - Да.

Мы свою задачу выполнили. Пройдём в мастерскую и подведём итоги.

Е.А. - Ребята, у нас возникла проблема. До весны нам нужно найти посадочный материал жасмина и гортензии. Где мы можем его взять?

Ученик - Купить.

- Но это дорого. Если бы у вас были кустарники, вы бы пожалели для школы?

Нет. Мы бы обязательно их принесли, но у нас нет.

- Может спросить у других ребят?

- Только попросить нужно правильно, используя вежливые слова.

- А какие слова можно использовать при обращении с просьбой?

Ответы (пожалуйста, будьте добры, спасибо.....).

А у кого ещё можно спросить?

Ученик - Можно спросить у родных

- Согласна.

Ученик - Спросить у знакомых, есть ли у них такие кустарники.

- Да, это будет очень хорошо.

Ученик - Можно спросить у учителей в школе

- Я знаю, что в школе есть садоводы-любители, которые выращивают красивые цветы и кустарники.

- До весны нам нужно изучить и найти саженцы жасмина и гортензии, а в мае, когда будет тепло, посадить их.

Н.П. Слайд 30 - Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что мы сделали сегодня?

Мы сегодня:

- определили виды кустарников, которые посадим на школьном участке;

- выбрали место посадки;

- спроектировали участок, где посадим кустарники;

- запланировали работу на весь год.

Е.А. Слайд 31 - Давайте оценим нашу работу по проекту.

  • Сегодня хорошо работали - перечислить, получают оценку "5";
  • Были небольшие недочёты в работе - назвать, получают оценку "4".

Рефлексия. Урок окончен. Спасибо за урок.