Рейтинг@Mail.ru

Районный фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах "Скоморошина"

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд 1

Сохранение традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной музыки и исполнительства на русских народных инструментах, является в настоящее время особенно актуальным.

Народная музыкальная культура является богатейшим материалом для введения ребёнка в мир искусства и знакомства с традициями, бытом и историей русского народа. Однако, современное поколение детей лишено возможности часто слушать народную музыку и звучание народных инструментов, а доступная музыка далеко не всегда имеет высокую художественную ценность. На сознание подрастающего поколения разрушающее воздействие оказывает сформированный средствами массовой информации стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры.

Изучение народного искусства, освоение игры на русских народных инструментах весьма важно для гармоничного развития и воспитания детей с отечественными культурными традициями и ценностями.

Вот уже 20 лет с 1995 по 2015 г. в Ашинском районе на базе “Симской детской школы искусств” проводится открытый фестиваль-конкурс музыки для русских народных инструментов “Скоморошина”.

В 1994 г. в трудной экономической, политической и социально-культурной ситуации в нашей стране, директор детской музыкальной школы г. Сим Габайдулин Хайдар Хайевич выходит с предложением к Управлению культуры Ашинского района и к Администрации г. Сим, организовать и провести на базе ДМШ г. Сим районный фестиваль музыки для русских народных инструментов. После трудных дискуссий и обсуждений предложение было одобрено. Организация фестиваля полностью легла на плечи преподавателей отделения “Народные инструменты” и администрацию школы.

Слайд 2

Премьера фестиваля состоялась 25 марта 1995 года. Первым председателем жюри стал преподаватель Миасского училища культуры и искусства, дирижер, композитор Борис Григорьевич Чагин.

В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности. Этот принцип не является чисто педагогическим: соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент – это все равно, что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут состязаться, сравнивая себя с другими в различных сферах.

Цель любого конкурса – сравнение уровней мастерства участников. Конкурсные программы – это мощнейший стимул к развитию человека, к совершенствованию его навыков. Развиваться можно только сравнивая себя с окружающими. А конкурс – это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

  • Сформировать адекватную самооценку;
  • Развить свои волевые качества;
  • Воспитать свой эстетический вкус;
  • Самоопределиться в мире увлечений и профессий и т.д.

Слайд 3

Основные цели фестиваля-конкурса “Скоморошина”:

  • Популяризация русской народной музыки;
  • Развитие детского исполнительства на народных инструментах;
  • Выявление творческого потенциала отделений “Народные инструменты”;
  • Обмен опытом между преподавателями.

Но прежде всего - это праздник для детей, занимающихся музыкальным творчеством, возможность для них показать свои умения перед своими ровесниками.

Для организации большого районного мероприятия требуется не только желание участников, но и достаточно большие материальные средства. Если администрация Симской школы искусств была озадачена приемом гостей, организацией питания, подготовкой грамот, дипломов, призов, то администрация Ашинской и Миньяркой школ организацией переезда участников из одного города в другой. В трудной экономической ситуации поиск материальных средств и спонсоров не всегда был удачен, поэтому второй фестиваль удалось организовать и провести лишь в 2002г. И уже начиная с этого времени, он проводится раз в два года и становится традиционным районным мероприятием.

Слайд 4

Школьные традиции – это прежде всего такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Говоря о значимости и необходимости традиций, следует сказать о том, что они отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения. Традиционные праздники несут в себе огромный воспитательный потенциал.

  1. Это перспектива для учащихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-либо интересное событие, дети живут этой “завтрашней радостью”, и каждый день их сегодняшней жизни окрашен радостной перспективой. Благодаря этому жизнь детей становится богаче, интереснее.
  2. Традиционные мероприятия пробуждают у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.
  3. Наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, способствует сближению детей между собой и учительским коллективом.
  4. Хорошо организованные и ярко проведенные праздники и мероприятия вызывают чувства гордости у детей за свою школу, уважительное отношение к ее маленьким и взрослым “жителям”, а также формируют понимание причастности к “своей” школе, своему классу.

Традиции – это апробированный опыт, в них закрепляется то лучшее, что сложилось в предшествующие годы. Это ценнейшее наследие, но при условии, что традиции обогащаются, обновляются, то есть развиваются вместе с развитием школы и коллектива.

При подготовке и проведении районного фестиваля-конкурса “Скоморошина” коллектив школы ставит перед собой следующие задачи:

- формировать представление о русских народных инструментах как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- развивать игру на русских народных инструментах, применяя индивидуальную и коллективную формы работы;

- воспитывать восприимчивость и отзывчивость на народную музыку;

- формировать устойчивый интерес детей и к миру традиционной русской культуры;

- развивать ценностные ориентации и способности отличать подлинное искусство, несущее добро и красоту в наш мир от “искусства” агрессивного;

- воспитывать чувство национальной гордости за свой народ и его культурное наследие, утверждая в сознании детей уважение к традициям и культурно-историческому прошлому России;

- воспитывать стремление пропагандировать игру на русских народных инструментах;

- формировать навык публичных выступлений на концертных площадках, фестивалях, конкурсах;

- осуществлять систематические встречи с исполнителями на народных инструментах и лучшими образцами народной музыки;

- расширять репертуарные возможности творческих коллективов через создание обработок, аранжировок и инструментовок народной и оригинальной музыки;

- способствовать становлению новой культуры образовательной деятельности в целом и педагогической деятельности в частности.

Экономические, политические и социальные изменения, произошедшие в России в последние годы, привели к угасанию интереса к русской народной культуре, и как следствие, уменьшению количества детей желающих обучаться игре на русских народных инструментах в детских школах искусств.

О сохранении и развитии исполнительства на народных инструментах писали: М.Имханицкий, В.Вольфович, А.Горбачёв, Д.Варламов и многие другие музыканты. В статье “Современные тенденции исполнительства на русских народных инструментах низкого тембра” Ю.Морозко и Д.Аверин отмечают: “…имеющие свои тонкости, краски звучания, особенности исполнения, русские народные инструменты: баяны, домры, балалайки, гусли не должны оставаться в непонятном, “застылом” состоянии. Необходимо сохранить набранные в XX веке темпы развития исполнительства и неустанно радовать звучанием слушателей, и каждый народник должен принимать в этом активное участие”.

Для сохранения и развития исполнительства на народных инструментах необходимо обсуждать и широко освещать проблемы изучения исполнительства, вопросы методики преподавания, перспективы развития и продвижения русских народных инструментов, активизировать популяризацию русской народной музыки и исполнителей на народных инструментах.

Слайд 5

Ярким примером для учащихся наших школ являются преподаватели отделений “Народные инструменты”. В программу “Скоморошины” традиционно включаются как сольные, так и коллективные выступления преподавателей. В рамках фестиваля выступали: Щинов Константин Сергеевич (соло-баян ДШИ г.Миньяр), Киселев Олег Николаевич (соло-гитара ДШИ г.Аша), ансамбль русских народных инструментов “Русь” и его солистка Ольга Шведова (ДШИ г.Миньяр руководитель Щинов Сергей Григорьевич), ансамбль русских народных инструментов “Гармония” (ДШИ г.Сим руководитель Заслуженный работник культуры РФ Габайдулин Хайдар Хайевич), ансамбль русских народных инструментов ДШИ г.Аша (руководитель Куренкова Светлана Михайловна).

Занятия в ансамбле и оркестре позволяют учащимся практически применить и закрепить навыки и знания, полученные в инструментальном классе, познакомиться с лучшими образцами классической и народной музыки, воспитать коллективную творческую и исполнительскую дисциплину. Ансамбли и оркестры принимают активное участие в фестивале “Скоморошина”. Это различные по своему составу малые ансамбли (дуэты, трио, квартеты), смешанные ансамбли большого состава и оркестры.

Слайд 6

Стоит отметить, что во всех трех школах Ашинского района на отделениях “Народные инструменты” преподаватели ведут обучения на всех инструментах (аккордеон, балалайка, баян, гитара, домра). В сравнительной таблице участников фестиваля видно, что этот инструментальный состав полностью присутствует на конкурсе на протяжении всего времени проведения. И, несмотря на количественное уменьшение преподавателей, количество участников-детей и коллективов остается почти одинаковым.

Слайд 7

Рекордным по числу участников стал 2006 год, именно в этом году в фестивале участвовали не только три школы нашего района, но и две школы г.Усть-Катав. И поэтому в этом году на сцене выступило: 9 детских ансамблей, 4 ансамбля преподавателей и 2 оркестра.

Сравнительная таблица участников фестиваля-конкурса “Скоморошина”

инструмент 1995 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014
аккордеон 3 2 3 1 4 3 5 5
балалайка 2 3 2 1 3 4 5 5
баян 6 10 7 7 7 6 10 6
гитара 2 2 4 7 6 4 5 6
домра 4 5 4 7 4 3 5 4
Всего соло 17 22 20 23 24 25 30 26
Всего учащихся 50 47 51 75 58 51 47 49
ансамбли 6 детских
1 взрослый
1 оркестр
2 соло взрослых
3 детских
3 взрослых
1 оркестр
2 соло взрослых
5 детских
2 взрослых
1 оркестр
1 соло взрослых
9 детских
4 взрослых
2 оркестра
5 детских
2 взрослых
1 оркестр
7 детских
3 взрослых
1 оркестр
6 детских
1 взрослый
5 детских
2 взрослых
1 оркестр
преподаватели 20 22 20 27 18 22 14 12

Каждый фестиваль приносит с собой что-то новое и неповторимое:

  • 1995 год – фестиваль-премьера;
  • 2002 год – председатель жюри Заслуженный работник культуры РФ Петровская Валентина Васильевна;
  • 2004 год – в конкурс введена номинация “Сочинение”;
  • 2006 год – рекордный по количеству участников и коллективов;
  • 2008 год – первый и единственный раз присуждено “Гран при” (Масленников Дмитрий гитара ДШИ г.Аша преподаватель Киселев Олег Николаевич);
  • 2010 год - первое выступление Орф-ансамбля под руководством Зайковой Татьяны Николаевны (ДШИ г.Сим);
  • 2012 год – впервые учащиеся младшей группы выведены в отдельную номинацию;
  • 2014 год – выступление-сюрприз от ДШИ г.Аша, инструментальный дуэт скрипка (Киселева Алена) и гитара (Файзулина Карина), руководитель Киселев Олег Николаевич;

Слайд 8

В течение 20 лет в рамках фестиваля были проведены различные познавательные мероприятия: “Малахитовая шкатулка” (по сказам П.Бажова), “Масленница” (обычаи, игры, песни), “В гостях у Бабы-Яги” (путешествие по русским народным сказкам), “Таланты трех городов”, “В гостях хорошо…”, “Василий Андреев и его оркестр” и многие другие. Яркий след в памяти как детей, так и преподавателей оставил мастер-класс “Методика игры на жалейках” преподавателя из Башкирии Латыпова Алмаса Ахуновича (г.Уфа).

В русской музыкальной культуре присутствует область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах. Исполнительство на русских народных инструментах – явление значительное, самобытное, богатое традициями и профессионалами исполнителями.

Исполнительство на народных инструментах сочетает в себе многообразие технических и творческих аспектов. Народно – инструментальное исполнительство требует определённых знаний, навыков, опыта и вызывает необходимость обучения и постоянного самосовершенствования.

Вопросы сохранения и развития исполнительства на народных инструментах далеко не исчерпываются рамками фестиваля-конкурса “Скоморошина”. Задачи сближения педагогических направлений, преодоления методических разногласий, распространения передового педагогического опыта, а также многие другие требуют постоянного развития.

Слайд 9

Тем не менее, организация фестиваля направлена на:

- формирование у современного поколения представлений о традиционной музыкальной культуре своего народа;

- приобщение детей и подростков к миру народной музыки и русских народных инструментов;

- развитие музыкально-эстетического вкуса детей и родителей;

- популяризацию исполнительства на русских народных инструментах;

- реализацию заложенных в ребёнке творческих способностей и создании условий для самовыражения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности ребёнка.

Решение задач, поставленных в рамках проведения фестиваля-конкурса, является основанием для частичного решения проблемы сохранения и развития исполнительства на русских народных инструментах.

Список литературы

  1. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Материалы научно-практической конференции Ростовской Государственной консерватории имени С.В.Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 1998г.
  2. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах.- Москва ,2002г.
  3. Вольфович В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Учебное пособие.- Челябинск, 1997г.
  4. Блок В.М. Оркестр русских народных инструментов.- Москва, “Музыка”, 1986г
  5. Справочник заместителя директора школы.- МЦФЭР Ресурсы образования,№5 2010г.
  6. Практика административной работы в школе. - “Сентябрь”, №1-№8, 20010г.