Рейтинг@Mail.ru

Урок истории "Консульство и образование наполеоновской империи". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


УМК:А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина “Новая история 1800-1918” 8 класс, М., “Просвещение”, 2012г., Дидактическое пособие “Новая история 8 класс” под ред. А.В.Репина, Саратов: Лицей, 2007г.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая задача урока: определение места Наполеона в создании империи

Формирование УУД

Регулятивные Коммуникативные Личностные
Формирование умения целеполагания в учебной деятельности как умения самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи. Формирование собственного мнения и позиции Формирование целостного представления об изучаемом курсе истории
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце, так и по ходу его реализации. Умение организации и планирования учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Умение работать с различными источниками информации
Познавательные Надпредметные Предметные
Сравнение, обобщение, анализ, синтез, систематизация Отвечать на вопросы и решать задачи непро-

дуктивного характера, формулировать гипотезы, выделять главную мысль

Освоение различных видов деятельности получению новых знаний в рамках учебного предмета
    Преобразование и применение новых знаний в учебных ситуациях

Средства обучения, включая ИКТ: проектор, мультимедийный проектор, презентация

Репродуктивный уровень:

  • отмечать основные причины создания и крушения империи Наполеона;
  • знать термины и даты

Продуктивный уровень:

  • определять режим Наполеона как авторитарный
  • давать оценку исторической личности

Творческий уровень: вести дискуссию о роли личности в истории

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

От Великой французской революции к Франции буржуазной. Наполеон Бонапарт. Россия при Александре I.Отечественная война 1812 года

ХОД УРОКА

Организационный момент. (Учащиеся записывают дату и тему урока).Слайд 1

Слайд 2 Проблемное задание: Как вы думаете, кто мог произнести эти слова:

Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности. (Наполеон)

Слайд 3. Что имел ввиду Наполеон произнося эти слова?

Постарайтесь объяснить, почему Наполеон мог произнести эти слова?

Слайд 4.Какую цель урока вы бы поставили, зная тему и его высказывание? Обсуждение.

Слайд 5. Цель урока: определить роль и место Наполеона в создании французской империи

Вы узнаете: об этапах прихода Наполеона к императорской короне и его деятельности.

Мы поучимся: составлять исторический портрет личности, кластер.

- Давайте вспомним, что мы знаем о Наполеоне и начнем составлять его исторический портрет.

Учащимся предлагается прослушать выступление заранее подготовленного ученика и по ходу слушания заполнить схему в тетради (дополнять схему учащимся предлагается на последующих уроках и при самостоятельном прочтении дополнительной литературы):

Слайд 6.

Слайд 7. Наполеон Буонапарте (Бонапарт) родился 15 августа 1769 года в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте, происходившего из мелкопоместного корсиканского дворянства, и Летиции Рамолино, принадлежавшей к старинному патрицианскому роду.

Слайд 8. Наполеон в 1779 году в колледж. Наполеон через два месяца перешел в военную школу в Бриене. В 1784 году, получив звание кадета, продолжил обучение в военной школе в Париже. Через год Наполеон был произведен в лейтенанты артиллерии и отправлен в престижный полк ла Фер. Его работоспособность была феноменальной: на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Он много читал, продолжал заниматься самообразованием.

16 сентября 1793 года комиссия Конвента поручила Бонапарту командование артиллерией. При штурме Тулона Наполеон, возглавлявший один из отрядов, был ранен. После взятия города комиссия Конвента произвела его в бригадные генералы. Падение диктатуры Робеспьера, казалось, поставило карьеру тулонского героя под угрозу.

Слайд 9. 1795 год -Наполеон возглавил парижский гарнизон. В 1796 году Директория назначила Наполеона главнокомандующим Итальянской армией. Его поход завершился большой и неожиданной победой. Победы в Италии, разгром Австрии принесли Бонапарту широкую известность.

Слайд 10. В декабре 1797 года Бонапарт вернулся в Париж, он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. 5 марта 1798 года Директория дала согласие Бонапарту на египетскую экспедицию. Египет нужен был Наполеону как база для создания новой колониальной империи Франции. Речь шла о политике, рассчитанной на длительную перспективу. Египетская кампания Наполеона не имела военно-политического успеха, но французы видели в нем единственного спасителя.

Слайд 11. Наполеон 18-19 брюмера (9-10 ноября) 1799 года совершил государственный переворот, установив режим диктатуры в форме Консульства. Во главе государства стояли три консула. Первый консул - Бонапарт - получал фактически диктаторские полномочия. Весной 1800 года Бонапарт через Сен-Бернар двинул армию в Северную Италию и 14 июня нанес австрийской армии у Маренго поражение. В 1801 году были подписаны два важнейших документа: договор о мире и секретная конвенция между Францией и Россией. Бонапарт соглашался в ней на русское посредничество в вопросе о вознаграждении сардинского короля и князей Германской империи за отторгнутые у них Францией владения, а также признавал созданную адмиралом Ушаковым на Ионических островах "Республику семи островов". В 1802 году к Франции была присоединена Эльба, а в сентябре - октябре Пьемонт и Парма.

Слайд 12. Указом от 18 мая 1804 года сенат провозгласил Наполеона Бонапарта императором французов. Не довольствуясь титулом императора Франции, Наполеон 18 марта 1805 года объявил себя королем Италии, а в июне того же года присоединил к Франции Геную и Лукку.

20 октября 1805 года австрийцы, окруженные в Ульме, капитулировали. На следующий день у мыса Трафальгар эскадра адмирала Нельсона разгромила объединенный франко-испанский флот. Международное значение этого события было огромным. Англия надолго стала неуязвимой для французского вторжения.

Слайд 13. 2 декабря около селения Аустерлиц в Моравии французские войска нанесли сокрушительное поражение соединенным армиям России и Австрии, заставив императора Франца немедленно просить о мире. Священная Римская империя окончила свое многовековое существование. Между Рейном и Эльбой прочно утверждалась власть Наполеона I. 27 октября французская армия вступила в Берлин. Разгром Пруссии приблизил Наполеона к его основной цели - сокрушению могущества Англии.

Слайд 14. 14 июня 1807 года, когда в сражении при Фридланде русские войска потерпели поражение и отступили за Неман. 25 июня в прусском городке Тильзите начались переговоры между императорами России и Франции. Сближение двух императоров - "блестящий эпизод" (слова Талейрана) в жизни Наполеона. Свидание двух императоров состоялось в конце сентября 1808 года в Эрфурте в исключительно торжественной обстановке. Ничего со стороны Наполеона не было упущено, чтобы заставить Александра поверить в свое могущество.

Слайд 15. В июле 1810 года к Франции было присоединено Голландское королевство, в декабре - швейцарская территория Валлис, а в феврале 1811 года - герцогство Ольденбургское, части герцогства Берг и королевства Ганноверского. Почти одновременно лишились своей независимости - Гамбург, Бремен и Любек.

Слайд 16. 1812 год – Отечественная война Франции и России.

"Битва народов" произошла 16-19 октября 1813 года под Лейпцигом. Разбитые армии Наполеона вынуждены были отступить за Рейн, и вскоре военные действия были перенесены на территорию самой Франции. В марте 1815 года Наполеон предпринял отчаянную попытку восстановить свою власть. Высадившись на юге Франции во главе отряда из 1000 человек, он с триумфом прошел за три недели через всю страну и без единого выстрела занял Париж. 18 июня 1815 года у деревушки Ватерлоо, неподалеку от Брюсселя, проиграл главную битву своей жизни.

Слайд 17. 22 июня он отрекается от императорства во второй раз в пользу своего сына. В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к скалистому острову Святой Елены. Здесь Наполеон останется жить как государственный узник, здесь он будет терзаться, ссориться, обольщать жен офицеров, размышлять о прошлом, пока не умрет в вынужденном бездействии 5 мая 1821 года. Согласно его завещанию, саркофаг с его останками был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов (1840).

Краткое фронтальное обсуждение заполненной схемы (более подробное предусматривается на третьем уроке, когда будет пройдена тема “Крах наполеоновской империи”).

Слайд 16. Учитель просит ответить на вопрос “Как вы считаете почему Наполеон Бонапарт становится первой политической фигурой во Франции?”

Предлагаемые детьми ответы:

  • Поддержка буржуазии
  • Неординарная личность
  • Много сподвижников и т.д. Обсуждение.

Итак, мы выяснили, что по ряду причин Наполеон Бонапарт становится первой политической фигурой во Франции. Он был принят спокойно в качестве главы государства. Начинает заниматься восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы.

Слайд 17. Учитель предлагает прочитать учебник (параграф № 7 стр65-70) и выполнить самостоятельно следующие задания.

  • Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта.

Причины создания:

  1. передача всей власти консулам;
  2. исключительные права первого консула (принимать законы, объявлять войну, заключать мир, назначать министров)
  3. установление режима личной власти Наполеона.

Слайд 18. Что представляла из себя империя при Наполеоне.

Составьте кластер

 Обсуждение в группах. Затем совместно на доске происходит сбор всей информации и составление кластера (например, см.Приложение 1).

В качестве закрепления новой темы предлагается выполнить проверочную работу (блиц – опрос):

1.Назовите основные положения Конституции 1799г.

2.Укажите, какой период в истории Франции связан с Консульством:

  • 1799-1804
  • 1799-1803
  • 1799-1802
  • 1798-1801

3.Соотнесите даты и события

Октябрь 1805г. Аустерлицкое сражение
Декабрь 1805г. Разгром прусских войск под Йеной
Октябрь 1806г. Трафальгарское морское сражение

4.Напишите основные положения Кодекса Наполеона. Какое значение имел этот документ для Франции и других стран.

Проверка выполненных самостоятельно заданий.

Подведение итогов.

Учитель задает вопрос: “Определите роль и место Наполеона в создании французской империи”.

Учащиеся высказывают свое личное мнение.

Рефлексия.

Оцени себя “Как ты поработал на уроке?” составив синквейн. Прослушивание синквейнов.

Приложение 1.