Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Доброты"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: Формирование ценностного отношения к нравственным категориям (добро).

Задачи:

  • знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
  • воспитывать доброжелательность, чуткость, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
  • учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;
  • продолжить знакомство с вежливыми словами;
  • побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.

Предполагаемый результат: формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желание совершать добрые дела.

Форма: путешествие – исследование.

Основные технологии: игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, коммуникативная.

Оборудование:

  • Карточки-лучики для солнышка: тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание;
  • Дерево, на ветках которого нет листочков, на корнях написано: доброта. У детей чистые зеленые листочки, на них они напишут добрые поступки.
  • Карточки с текстами заданий: "Пять добрых дел".
  • Карточки – цветы с лепестками (4 шт.)
  • Сигнальные круги (красный, зеленый).
  • Толковые словари Ожегова, Даля.(4 экз.)
  • Презентация “Путешествие в страну Доброты”.
  • Мультимедийный комплекс.

Ход занятия

1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова: Слайд 2

* Жизнь дана на ... дела.

* Мир не без ... людей.

* :.желаешь ... и делай.

* Истинное ...всегда просто.

* ...слово человеку - что дождь в засуху.

2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?

"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.

3. - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Доброты, а она, как мы знаем рядом. В этой стране мы встретим много преград, если мы все вместе преодолеем их, то сдадим экзамен на звание достойных жителей страны Доброты. Слайд 3.

4. Работа со словарем.

- А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение)

"Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

5. А с чем можно сравнить доброту? Слайд 4.

- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)

- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)

Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.

- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?

(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)

- И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу.

- А лучи его непростые (учитель просит 1 ученика перевернуть лучи солнышка на доске обратной стороной ). Тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Это то, чего не хватает порой людям. А нам это будет помогать в путешествии.

- А вот и препятствие. Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, у вас получится это волшебство. (Антонимы)

  • Жадность - щедрость
  • Зависть - добродушие
  • Грубость - нежность, ласка
  • Дерзость - вежливость
  • Сплетни - правдивость
  • Жестокость - жалость, сочувствие

Хочется, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми.

6 . - А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку) Слайд 5. Какой мимикой человек может показать доброту?

Что посоветовал Крошка Енот своему другу?

Да и песня будет не лишней.

Звучит песня “Весной зашумит вода...”

7. Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.

Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Слайд 6.

В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.

Встречая гостей, мы говорим:...; Провожая гостей...; Утром...; Вечером...: и т.д.

Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

8. Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.

Доброта и вежливость не разделимы.

Игра “Доскажите потерянное слово”

Внимательно послушайте и в конце подскажите потерянное слово.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
  • Выглянет солнышко, спрячется тень. Если с улыбкой сказать (добрый день)
  • Мальчик вежливый и грамотный говорит, встречаясь, (здравствуйте).
  • Если мама нас бранит за шалости, мы ей говорим (прости, пожалуйста).
  • Уходя, обернись на прощанье, что ты должен сказать (до свиданья)

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить (пожалуйста)

Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться, что мы не сможем попасть в страну Добра?

Если вежливо - хлопайте 3 раза. Если невежливо – скажите протяжно “У-у-у”.

- Поздороваться при встрече.

- Толкнуть, не извиниться.

- Помочь подняться упавшему.

- Поднять упавшую вещь.

- Не встать, обращаясь к учителю.

- Взять билет в автобусе.

- Не уступить старшему место в транспорте.

- Не заметить недовольство мамы.

9. Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.

10. А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел.

- Думать о родителях - Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего - Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком - Помогать ближним
- Завидовать - Сделать кормушку для птиц

Игра “Стоп – красный свет!” (учащиеся используют сигнальные круги)

Вы знаете, что когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите что-то недоброе – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку.

  • Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная)
  • На перемене у двери столовой два мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в столовую. (красная)
  • Две девочки “хлюпают” носами, болтают за столом во время еды. (красная)
  • По утрам убираем свою постель. (зелёная)
  • Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а ребятишки будут весело жить- поживать на белом свете. (красная)
  • Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. (зелёная)

Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево. (На доске плакат с его изображением)

Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Слайд 7.

- Дерево оживает на нашем пути.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Слова – словами, а дела – делами.

В такой красивой стране Доброты должны жить и люди особенные.

11. Слайд 8.

* Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют...

* Человека, у которого доброе сердце, называют...

* Человек, который желает другим только добра, называют...

* Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют...

* Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют...

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

12. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить? Слайд 9

Давайте представим себя жителями Дома под названием "Доброта". Слайд 10.

13 А вот и наши соседи. Слайд 11.

Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.

- Чей совет оказался истинно добрым?

- Чья помощь могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь - добро и делай.

14. Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок - крупица Зла, от которого становится темно и страшно. Слайд 12.

Чтение стихотворения "Обидное слово", автор Татьяна Дашкевич (3 заранее подготовленных учащихся).

Слайд 13 Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.

Случается, что все мы говорим грубые слова. О чем надо подумать или что надо сделать, если уже сказал грубость?

Что надо вспомнить, когда хочется сказать или уже сказал грубое слово?

15. - Правильно! Доброе, вежливое слово. Работа в группах. Слайд 14

Следующее наше испытание в путешествии "Волшебные лепестки".

В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Давайте соберём эти слова и напишем на лепестках. Давайте обменяемся, подарим друг другу волшебные цветы. (Команды, договариваясь, обмениваются цветами)

Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы.

16. - В этой стране жители имеют фамилии с корнем - добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)

- Что у нас получилось в конце путешествия?

1 чтец:

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!

2 чтец:

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
“Добрый день” и “Добрый вечер”.
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье “В добрый час”.
Доброта - от века
Украшенье человека.

- Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Наше путешествие заканчивается песней "Дорогою добра".

(На фоне музыки песни учитель говорит заключительные слова)

Вы хотите видеть окружающих не только добрыми, но и счастливыми, смелыми, красивыми, мечтаете, чтобы не было бездомных детей, стариков. Вам хочется, чтобы все люди честно трудились, не болели, относились с пониманием друг к другу, чтобы никогда не было войн. Вы задумываетесь над тем, что происходит вокруг, осознаете свою ответственность. Я верю, что ваша жизнь сложится очень удачно, в будущем вы постараетесь жить так, чтобы не делать несчастными людей, находящихся с вами рядом. Я желаю, чтобы вы стремились к тому, чтобы о вас говорили: "Это очень хороший человек!" Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Слайд 15

Литература.

1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева. - М.,2008 - 336 с./

2. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 кл.- М.: Школа - Пресс.1988 - 96 с.

3. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2000, №2, с. 96-98.

4. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2001, №6, с.42-47.

5. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2003, №3, с.78-91.

6. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2008, №2, с.25-29