Разработка урока русского языка на тему "Частица как часть речи". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цель: создание условий для знакомства с частицей как частью речи.

Задачи:

  • Предметные: способствовать развитию умения распознавать частицы в разговорной речи, определять их смысловые оттенки, познакомиться с раздельным написанием частиц.
  • Личностные: содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
  • Познавательные: строят сообщения в устной и письменной речи; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
  • Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Проверьте готовность к уроку, кто готов работать, садитесь.

*Запись числа, классная работа.

II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

1) Работа в группах.

– Разделите предложенные части речи на группы и подпишите каждую группу.
(и, а, от, на, не, же)

* Вывешивают работы на доску. Проверка сигнальными карточками.

– Согласны с делением на группы? (оценивание работы в листах самооценки)

Лист самооценки

ФИ __________________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

1) Работа в группах Без ошибок –
1-2 ошибки (не подписаны группы) –
Более 3 ошибок –
 
2) Работа в парах Сделали правильный вывод –
Ошибка в выводе –
Не сделали вывод –
 
3) Самостоятельная выборочная работа Без ошибок –
1-2 ошибки–
3-4 ошибки –
 
Итого 9-8 б – «5»
7-5 б – «4»
4-3 б – «3»
 

Оценка за урок ___________

2) Фронтальная работа.

– Как назвать группы слов общим определением? (служебные части речи)
– Чем они отличаются от самостоятельных частей речи? (своей несамостоятельностью)
– Для чего они служат?
– Что связывают предлоги? (Слова в словосочетании, в предложении)
– Что связывают союзы? (слова в предложении, части предложения)
– Какие именно слова? (Отвечающие на один и тот же вопрос)
– Как назвали третью группу? (частицы)
– О чем пойдет речь на уроке, какова тема нашего урока?
+ Частицы
– Какую цель поставим? (Что хотите узнать о частицах?)
– Чтобы достичь поставленной цели, что нам предстоит сделать на уроке?

III. Этап актуализации знаний

– Итак, мы выяснили, что частица – это служебная часть речи. Как вы думаете, для чего служит частица?(ответы детей)
– А нужны ли частицы в речи? (ответы детей)
– Как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего употребляются частицы? (ответы детей)
– Давайте мы сейчас все вместе выясним, для чего же нужны частицы в нашей речи, для этого проведем небольшое исследование. (упр.218работа в парах)
– Какое задание нужно выполнить?

* Первичное чтение текста по ролям у доски.

– В каком стиле написан текст? (в разговорном)
– Возможна ли замена предложенного предложения? Почему? (поменяется стиль)
– Так в каком стиле чаще всего употребляются частицы? (в разговорном)
– Сколько героев участвуют в разговоре? (двое)
– Значит, это… (диалог)
– А теперь в парах еще раз прочитайте этот текст, исключив из него все выделенные слова.
– Что-то изменилось?
– Какой сделаем вывод, для чего нужны частицы? (сделать речь яркой, эмоциональной)(оценка работы в листе самооценки)

Работа с информацией (сведения о языке, с.126)

– Прочитайте сведения о языке, пользуясь опорой.
– Кто хочет поделиться информацией? (ответы детей)
– Как пишутся частицы со словами? (раздельно)

IV. Этап обобщения и систематизации знаний

1) Первичное закрепление знаний

– Частицы несут в себе различные смысловые оттенки. А вот какие, мы с вами определим, выполнив следующее задание. У вас на партах лежат частицы. Ваша задача – вставить подходящие по смыслу частицы в предложения и определить, какой смысл несет эта частица. (Предложения на слайдах, по мере выяснения смысла частицы на доске появляются таблички)

  • Это _____ молоко, а кефир. (не, ОТРИЦАНИЕ)
  • ____ прелесть эти сказки! (что за, ВОСКЛИЦАНИЕ)
  • К сожалению, я _________приеду вовремя. (вряд ли, СОМНЕНИЕ)
  • Такое _____ представить страшно! (даже, УСИЛЕНИЕ)
  • Говоришь ___ ты на английском языке? (ли, УТОЧНЕНИЕ)
  • Ему может помочь _________ друг. (только, ОГРАНИЧЕНИЕ)

На самом деле смысловых значений частиц намного больше, продолжим об этом разговор после физминутки.

Физминутка

Я буду называть глаголы с частицей НЕ, а вы выполняйте действия наоборот:

Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь!

V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации

1) На самом деле смысловых значений частиц намного больше. Попробуйте теперь самостоятельно  применить полученные знания. (Самостоятельная выборочная работа).
– Из предложенного текста выписать частицы и надписать их смысловое значение. (текст на доске)

Только (ограничение) пошел спорый дождь, а почти (ограничение) по всей реке стоит стеклянный звон. Именно (уточнение)по высоте этого звона догадываешься, набирает ли (уточнение) дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не (отрицание ) звенит, лишь (ограничение) шепчет что-то свое, усыпительное.

*Взаимопроверка (оценка в листе самооценки)

2) Дифференцированная работа по карточкам

1 группа: Вставьте орфограммы, подчеркните частицы, обозначьте их смысловое значение.

Ложь чел…века (не) красит.
Неужели это правда?
Да здра…ствует со…нце. Да скроется тьма!
Пусть всегда будет со…нце!

2 группа: Вставьте  подходящие по смыслу частицы, обозначьте их смысловое значение.

______у птиц встречаются забавные имена. ______ поверишь, что водится птица поганка. ____птичка завирушка есть. Или ___ юла. И ____ совсем милые имена: овсянка, просянка и ____ чечевица. А _____ плохое название чиж или чечетка? ____ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, бололобик? ____ названия-прозвища лучше всего!

Слова для справок: и, едва ли, даже, вот, уж, разве, неужели, все-таки.

3 группа: Вставьте  подходящие по смыслу частицы.

_____играть в футбол, – предложил Миша.
_____вратарем будет Олег! – решили все.
______ он придёт сегодня, – сказал Алеша.
______он заболел? – недоумевали ребята.
______он «двойку» получил! – вспомнили друзья.
тогда Витя будет вратарем, – предложил Игорь.

VI. Этап подведения итогов урока

Чем вас показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне «Частица» (зачитывают работы)
– Посчитайте итоговый балл на листе самооценки и выставите себе оценку за урок.

VIII. Этап рефлексии

– Наш урок подошел к концу, достигли мы цели урока?
– Кто доволен своей работой на уроке?(поднимают руки)
– Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Д/З: упр.220

Приложение 1