Технологии социально-психологической реабилитации несовершеннолетних

Разделы: Социальная педагогика, Урок с использованием электронного учебника


Критическая ситуация, в которую попали воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, психологические стрессы, социально низкий уровень жизни ставят перед специалистами центра задачу поиска технологий проведения социально-психологической реабилитации. Внедрение современных психолого-педагогических технологий в практической деятельности позволяет социально-психологическую работу сделать более продуктивной и эффективной.

В реабилитационной и коррекционной работе с воспитанниками в нашем центре особенно успешно используются диагностические методы, методы психологической помощи и психокоррекции, информационно-коммуникационные технологии.

Диагностические методы:

– Проективные методы диагностики. Применяются в работе с детьми с 4-х лет и старше. Это рисуночный метод проекции психического бессознательного. Через рисунок ребёнка можно узнать о его глубинных проблемах, которые им самим обычно не осознаются, можно увидеть актуальные переживания, страхи, тревоги и т.д.
На основе рисуночного анализа, получаем бесценную информацию и используем её для построения психокоррекционной программы.

– Диагностическая беседа. Беседа с ребёнком представляет собой сложный и трудоёмкий процесс. Основные задачи – увидеть различные проявления психических и личностных особенностей. Её уникальность заключается в создании атмосферы доверительного и раскрепощённого общения. Оно позволяет сформировать представление о развитии речевой, мыслительной, коммуникативной сферы; о проявлениях характера и стереотипах поведения. Услышать об интересах ребёнка, его мировоззрении, отношениях с близкими и чужими людьми, сверстниками; поговорить о чувствах: радости и горя, неуверенности и сомнения, о несбыточных мечтах и потребностях. Мир ребёнка уникален и неповторим. Соприкоснуться и приоткрыть его позволяет профессионально организованная беседа. Беседа с ребёнком проводится в процессе взаимодействия.

Методы психологической помощи и психокоррекции:

– Метод развивающего обучения – направлен на развитие потенциальных способностей и умственных возможностей ребёнка. Позволяет включать резервы психики – зоны «ближайшего развития». Путём специальных упражнений, увеличивается объём памяти и внимания, развиваются способности обобщать и анализировать, строить логические выводы и умозаключения, развивать речь, мелкую моторику и т.д. Для этого, используется специальный развивающий материал, с которым ребёнок работает с интересом, удовольствием и пользой. Работа проводится по индивидуальной программе, составленной по результатам психологического обследования ребёнка.

– Игровая психотерапия. Сущность игровой психотерапии, состоит в установлении особых отношений, между педагогом-психологом и ребёнком. Ребёнок принимает на себя какую-либо роль в игре, которая способствует самовыражению, самораскрытию, обретению опыта самостоятельного принятия решений, разрешению внутреннего конфликта, отражению чувств и переживаний. Терапевтический эффект достигается после серии регулярных занятий с ребёнком. Основные задачи игровой терапии таковы: восстановление доверия к взрослым и сверстникам, коррекция и предупреждение деформаций в формировании «Я-концепции», коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

– Арттерапия – это такая форма психокоррекции, которая применяется с детьми с 4-х лет и старше. В её основе лежит творческий процесс, позволяющий в особой символической форме, трансформировать и проработать психотравмирующую ситуацию. Через игру, рисунок, сказку, музыку – происходит выход сильных эмоциональных переживаний, снимается нервное напряжение и тревожность, уходят страхи и негативные состояния, повышается самооценка и уверенность. Этот метод даёт стойкий психотерапевтический эффект, затрагивая проблемы, скрытые в бессознательном и освобождая психику, от их негативного влияния на организм ребёнка. В работе с воспитанниками используются следующие виды артерапии: песочная терапия, сказкотерапия, коллажирование, леготерапия, изотерапия, фототерапия и хомусотерапия. В музыке хомуса заключена духовная энергетика народа, и она может оказывать только положительное воздействие. Записи музыки хомуса применяются для улучшения эмоционального состояния воспитанников, для снятия напряжения. Музыку хомуса очень хорошо воспринимают и дети.

– Индивидуальное психологическое консультирование. Включает диагностику психологического состояния и использование различных подходов в решение выявленных проблем. Успешно применяется в работе с подростками и родителями. Позволяет увидеть и осознать собственные проблемы, принять правильное решение и сделать определённые выводы. В процессе консультирования, формируется способность к самооценке, самоанализу, преодолению любых трудностей. Следовательно, снижается тревожность, уходит напряжение, появляется уверенность и спокойствие.

Информационно-компьютерные технологии

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы и расширяет возможности организации взаимодействия психолога с воспитанниками.

– Компьютерная диагностика. В работе с воспитанниками используем специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Эффектон». Компьютерная психодиагностика, с помощью данного комплекса предоставляет нам целый ряд существенных преимуществ:

  • быстрое получение диагностических результатов, что крайне важно при консультировании;
  • создание банка психологических данных;
  • удобство и компактность хранения психодиагностических результатов.

С использованием пакетов компьютерных методик «Эффектон» проводятся диагностические обследования воспитанников центра и родителей воспитанников; а также проводятся индивидуальные диагностики с целью выявления эмоциональных, личностных, поведенческих особенностей, профессиональных предпочтений и склонностей у обучающихся школ, согласно договору о сотрудничестве и по запросу родителей.

– Мультимедийные технологии. При применении мультимедийных презентаций, мероприятия становятся более яркими, разнообразными и познавательными. Использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие детьми информации. Обсуждение по определенной теме обостряет внимание воспитанников, заставляет осмысливать полученную информацию.

Мероприятия с применением мультимедии позволяют в привлекательной для детей форме строить профилактическую работу. Созданы мультимедийные презентации для работы с воспитанниками: «Курение и его влияние на наш организм», «Формула здоровья», «Диалог о вредных соблазнах, «Мифы об алкоголе», «О вреде курения», «Если хочешь быть здоровым», «Вредные и полезные привычки», «Наркомания – это болезнь», «Что полезно для здоровья», «Умей сказать «Нет», «Хорошие привычки», «Правовая основа работы по профилактике ПАВ», «Наркотики и правонарушения» и многие др.
Оценка эффективности профилактического воздействия осуществляется путем проведения диагностических средств с применением методов тестов, наблюдения, опроса и т.д.
А также, презентации, видеолектории используются при организации психологического просвещения и группового консультирования.

Социально-психологическое просвещение

Одним из важных направлений деятельности нашего Центра является просветительская работа среди населения по вопросам воспитания, социализации детей, профилактике зависимого поведения и правонарушений несовершеннолетних и другим возникающим вопросам. Целью данной работы является предупреждение возникновения деструктивного развития детей. Лектории и классные часы для учащихся школ и родителей по различным темам: «Умей владеть собой», « Я выбираю жизнь», «Интернет. Вред и польза», «Профилактика вредных привычек у подростков», «Психологическое здоровье детей», «Стили воспитания в семье», «Что такое суицид и как с ними бороться» и др. с использованием мультимедийных презентаций дают возможность своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности воспитанника, а также повышают эффективность психолого-педагогической деятельности.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном реабилитационном процессе.