Рейтинг@Mail.ru

Игра-соревнование «В мире насекомых». 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

  • обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся о насекомых, их жизни, многообразии, значении в природе;
  • расширение знаний об использовании насекомых в жизни человека;
  • развитие интереса обучающихся к биологии, повышение мотивации к учению;
  • развитие личностных и коммуникативных компетенций обучающихся;
  • формирование бережного отношения к природе.

Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint - <Презентация>

В игре участвует две команды, например, 7а и 7б классов, или команды девочек и мальчиков. Состав команды – 5 человек, у участников имеются эмблемы, связанные с тематикой игры, капитаны представляют свои команды. Остальные обучающиеся – зрители, которые своими ответами могут принести дополнительные баллы командам. Игра рассчитана на один урок, 45 минут.

ХОД ИГРЫ

Слайд 1. Вступление.

Ведущий: Тема нашей игры – “В царстве насекомых”. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете. К нему принадлежит три четверти всех известных науке видов животных! Общая масса всех летающих, плавающих, ползающих шестиногих обитателей Земли в 30-40 раз больше, чем вес всех людей нашей планеты. Бабочки и стрекозы, жуки и мухи, пчелы и кузнечики — все это насекомые. Насекомые живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. На сегодняшний день известно около миллиона всевозможных видов насекомых, а сколько ещё неизвестных!

Такое невероятное количество насекомых на нашей планете объясняется тем, что они очень важны для поддержания жизни на Земле. Насекомые – лучшие опылители растений, без них многие растения не смогли бы образовывать семена, а значит, и размножаться. А без растений, которые вырабатывают кислород и являются первыми звеньями пищевых цепочек, мир живой природы, в том числе и человек, существовать не может. Насекомые – одни из санитаров нашей планеты: вылупившиеся из яиц личинки быстро уничтожают мертвые растения и трупы погибших животных. Кроме того, насекомым принадлежит огромная роль в образовании почвы; они являются пищей друг для друга, а также для жаб и лягушек, рыб и ящериц, многих видов птиц, землероек и многих других животных.

Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, и проверим, насколько вы хорошо их усвоили. Оценивать ваши ответы будет многоуважаемое жюри.

Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать фантастическое насекомое, дать ему название и описать образ его жизни. Это задание будет проверено в конце игры. А сейчас капитаны представляют свои команды! (Приветствие, девиз, эмблема)

Слайд 2. План игры

  1. Разминка – кроссворд “Вездесущие насекомые”
  2. Игра со зрителями “Ребусы”
  3. “Взрослые и дети”
  4. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”
  5. “Кто лишний”
  6. Игра со зрителями “Прятки”
  7. Викторина “Занимательная энтомология”
  8. “Полезные – вредные”
  9. Домашнее задание – “Фантастическое насекомое”

Слайд 3. Конкурс 1. Кроссворд “Вездесущие насекомые” <Приложение1>

За 3 минуты команды отгадывают кроссворды на выданных карточках. Каждое отгаданное слово – 1 балл. За досрочное выполнение задания – дополнительный балл.

Слайды 4-10. Игра со зрителями “Ребусы” <Приложение2>

Игра проводится во время выполнения командами первого задания. За отгаданные слова зрители получают жетоны, которые они в конце игры могут обменять на конфеты, а могут подарить любой команде, принеся ей дополнительные баллы.

Слайд 11. Конкурс 2. “Взрослые и дети”

На выданной карточке необходимо установить соответствие между взрослыми насекомыми и их личинками. Каждая пара – 1 балл, за каждое названия насекомого – 0,5 балла, максимум 9 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.

Взрослые насекомые Личинки Ответы
1. Комнатная муха   1. Е
2. Колорадский жук   2. Д
3. Комар обыкновенный   3. В
4. Стрекоза коромысло   4. Г
5. Божья коровка   5. А
6. Бабочка махаон   6. Б

При проверке заданий отметить роль божьей коровки и её личинки в уничтожении вредных насекомых (тли); рассказать о нашествии колорадского жука и мерах борьбы с ним, поведать о занесении махаона в Красную книгу России; спросить, чем вредны комнатные мухи, где развиваются их личинки.

Слайд 12. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”

За одну минуту капитаны должны дать ответ “да” или “нет” на задаваемые вопросы по выбранной теме. Тему определяет жребий. Количество баллов определяется количеством правильных ответов, максимум – 10 баллов.

Tема 1 “Строение насекомых”

  1. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (нет).
  2. Брюшко членистое (да).
  3. Снаружи у насекомых твёрдый хитиновый покров (да).
  4. Дыхание трахейно-лёгочное (нет).
  5. Кровеносная система замкнутая (нет).
  6. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки (да).
  7. Органы слуха кузнечика расположены на голове (нет).
  8. Органы выделения – мальпигиевы сосуды (да).
  9. У пчелы есть пара сложных глаз и 3 простых глазка (да).
  10. Задние крылья мухи видоизменились в жужжальца – органы равновесия (да).

Tема 2 “Жизнь насекомых”

  1. Развитие тараканов происходит с превращением (нет).
  2. Блохи – общественные насекомые (нет).
  3. Шмели строят подземные гнёзда (да).
  4. Вши переносят возбудителей дизентерии (нет).
  5. Водомерка питается соком растений (нет).
  6. Кровью питаются только самки комаров (да).
  7. Кузька – это хлебный жук, повреждающий зерна злаков (да).
  8. Муравей может тянуть вес в 5 тысяч раз больше собственного (нет).
  9. Медведки отлично плавают, ныряют и даже ночью летают (да).
  10. Бабочки репницы осенью улетают в южные страны Африки (да).

Слайд 13. Конкурс 4. “Кто лишний”

Конкурс на знание отрядов насекомых и их представителей. Командам предлагаются карточки со списком насекомых, четверо из которых относятся к одному отряду, а пятое – лишнее. За правильный ответ – 1 балл, за название отрядов – по 0,5 балла, максимум 8 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.

1. Кузнечик зеленый, саранча пустынная, медведка обыкновенная, цикада певчая, кобылка бескрылая

(лишнее – цикада певчая – отряд Равнокрылые, остальные – Прямокрылые).

2. Комнатная муха, слепень бычий, оса дорожная, овод овечий, комар обыкновенный.

(лишнее – оса дорожная – отряд Перепончатокрылые, остальные – Двукрылые).

3. Божья коровка, таракан черный, долгоносик свекловичный, хрущ мраморный, щелкун черный.

(лишнее – таракан черный – отряд Таракановые, остальные – Жуки).

4. Перламутровка Аглая, павлиний глаз дневной, сосновый шелкопряд, бронзовка гладкая, капустная белянка.

(лишнее – бронзовка гладкая – отряд Жуки, остальные – Бабочки).

Слайды 14-15. Игра со зрителями “Прятки”

Необходимо найти в предложениях “спрятавшихся” насекомых:

  1. Из гнилого дуба бочки не склепаешь.
  2. Рабочий цикл определяется порядком операций.
  3. Чеснок довольно легко мариновать при помощи уксуса.
  4. Тамара гладила мужу костюм.
  5. Катерок “Малыш” мель не заметил.
  6. Проколов шину, на велосипеде далеко не уедешь.
  7. Для броска необходим размах, а он требует свободного пространства.
  8. Ожидая встречи, Сашко был как на иголках.

Слайды 16-19. Проверка заданий конкурса “Кто лишний”

Слайды 20-38. Конкурс 5. Викторина “Занимательная энтомология”

Команды выбирают номер вопроса, если ответа нет, отвечают зрители. Каждый ответ – 1 балл. За ответы на дополнительные вопросы – дополнительные баллы.

  1. Каким насекомым называют человека-бездельника? Почему?
    Ответ: Трутень. Самцы пчел не участвуют в сборе меда, а нужны только для оплодотворения самки.
  2. Аудиовопрос. Голос сверчка. К какому отряду относится это насекомое?
    Ответ: Отряд Прямокрылые.
  3. Аудиовопрос. Назвать произведение и его автора, знаменитого русского композитора.
    Ответ: “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, Н.М. Римский-Корсаков.
  4. Кто из насекомых занимается животноводством? С какой целью? Ответ: Муравьи разводят тлю, оберегают её от врагов, переносят на лучшие растения, так как используют в пищу выделения тлей – “медвяную росу”.
  5. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? Где живёт его личинка, сколько лет и чем она питается?
    Ответ: Майский жук. Его личинка живет в земле 3 года, питается корнями деревьев, нанося тем самым большой вред.
  6. В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак. О ком идет речь?
    Ответ: Рыжий таракан.
  7. Сказочный вопрос. В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А. Пушкина “Сказка о царе Салтане”?
    Ответ: В комара, муху, шмеля.
  8. Сказочный вопрос. В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева “Баранкин, будь человеком!”?
    Ответ: В бабочек – махаона и капустницу, в муравьёв.
  9. Загадочный вопрос.
    Черен, да не ворон, 
    Рогат, да не бык, 
    Шесть ног без копыт; 
    Летит – воет, 
    Падёт – землю роет.
    Ответ: Жук (жук-олень или жук-носорог)
  10. Загадочный вопрос.
    Нос долог, голос тонок,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Цари его боятся, короли страшатся,
    Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
    Ответ: Комар
  11. Исторический вопрос. Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий - наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. Так, в 125 г. н.э. в римских колониях Киренаике и Нумидии после опустошительного нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек.
    Ответ: Саранча.
  12. Исторический вопрос. Это бескрылое кровососущее насекомое знали еще до н.э. в Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу получило прозвище “ночной кошмар”.
    Ответ: Постельный клоп.
  13. Видеовопрос. Какое действие вы видите на экране? Каков его биологический смысл?
    Ответ: Это танец пчелы, с помощью которого она сообщает информацию об источнике нектара, указывает его количество, показывает направление полета.
  14. Назовите насекомых-энтомофагов, которых используют для борьбы с вредителями растений.
    Ответ: Это всем известные божьи коровки и их личинки, которые уничтожают тлей. Это крупный жук жужелица, поедающий личинок вредителей, муха-тахина, муха-журчалка, златоглазка и ее личинка, оса-сколия, наездники, откладывающие яйца прямо в тела гусениц, трихограмма и другие.
  15. Перечислите известных вам насекомых, занесенных в Красную книгу России.
    Ответ: Жук-олень, Махаон обыкновенный, Аводий двупятнистый, Дыбка степная, Аполлон обыкновенный, Бронзовка гладкая, Шмель необыкновенный, Пчела-плотник, Дозорщик-император, Дровосек реликтовый, Жужелица венгерская и другие.
  16. Какие вам известны насекомые – переносчики возбудителей различных заболеваний?
    Ответ:
    • Малярийный комар;
    • комнатная муха – дизентерия, брюшной тиф, холера, яйца аскарид;
    • тараканы – кишечные болезни, аллергия;
    • человеческая головная вошь – сыпной и возвратный тиф;
    • человеческая блоха – чума, туляремия;
    • слепень – туляремия, сибирская язва;
    • муха цеце – сонная болезнь.

Слайд 39. Конкурс 6. “Полезные – вредные” <Приложение3>

Команды должны распределить 12 карточек с изображениями насекомых на две группы. За каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум 6 баллов. За ответы на дополнительные вопросы (во время проверки) – дополнительные баллы.

Слайд 40. Конкурс 7. Домашнее задание “Фантастическое насекомое”

Конкурс проводится во время выполнения заданий конкурса “Полезные – вредные”. Один или два члена команды представляют рисунок, описывают насекомое, где оно может жить, как передвигаться и чем питаться. За домашнее задание – до 5 баллов.

Слайд 41. Проверка заданий конкурса “Полезные – вредные”:

Полезные насекомые: жужелица, тутовый шелкопряд, жук-навозник, жук-красотел, наездник рисса, клоп антакорис.

Дополнительные вопросы:

  • Чем полезен жук-навозник? (его личинки перерабатывают мертвую органику)
  • Почему наездник имеет такое название? (за характерную позу, которую принимает при откладке яиц в тело гусеницы)

Слайд 42. Вредные насекомые: тля обыкновенная, жук-короед (типограф), долгоносик, клоп-черепашка, яблонная плодожорка, лошадиный овод.

Дополнительные вопросы:

  • Чем вреден клоп-черепашка? (вредитель, поедающий злаки)
  • Чем опасен овод? (Овод откладывает яйца на шерсть коров, лошадей или овец; вылупившиеся личинки паразитируют или под кожей животных, или в их пищеварительном тракте)

Слайд 43. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Слайд 44. Рефлексия: учитель просит ребят на листке ватмана разноцветными фломастерами нарисовать смайлики, соответствующие настроению, царившему в ходе игры.

Источники информации.

  1. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.:Дрофа, 2012 г.
  2. Внеклассное мероприятие по биологии "Тайны мира Насекомых", автор – Кузнецова Н.В., учитель биологии СОШ №43 г. Семей, http://collegy.ucoz.ru/load/34-1-0-3401
  3. Районный биологический турнир “Насекомые Нижегородской области ”, автор – Кузнецова Е.Б.. учитель химии и биологии МБОУ Кочуновской ООш, http://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-nasekomie-nizhegorodskoy-oblasti-klass-385802.html
  4. http://chihuashki.ru/blog/nasekomye-kto-oni-i-skolko-ikh